Детская литература — произведения, предназначенные для детей различных возрастов.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Детская литература — произведения, предназначенные для детей различных возрастов. Наряду с художественной литературой в число этих произведений входят и научно-популярные книги, и справочные издания для детей. Видное место в детской литературе занимают те произведения художественной литературы, которые в силу своих передовых идей, героичности и человечности образов, увлекательности сюжета, простоты и ясности художественной формы прочно входят в детское чтение (народные сказки и былины, сказки и другие произведения А. С. Пушкина, многие произведения А. М. Горького, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко и др.). Любимыми детскими книгами стали также сокращённые издания многих произведений мировой литературы, первоначально написанные для взрослых («Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Робинзон Крузо» Д. Дефо и др.).
Критерий — это мерило, признак. Исходные положения (принципы) должны быть фундаментальными, признаки могут меняться.
Важными критериями отбора произведений для чтения детям должно быть:
1. качество текста: содержание (в котором отражены универсальные ценности человеческой жизни) и его художественноеисполнение (которое свидетельствует о мастерстве и таланте писателя, о понимании им природы детства).
В КДЧ (круг детского чтения) должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Это должны быть идеи нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она должна говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что — ложные. Она должна научить ребенка думать ад происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
2. Книга должна давать не только повод для размышлений, но и быть показателем качества текста, степени принадлежности его к настоящей литературе, которая должна быть одинаково интересна читателю любого возраста, ищущему и находящему для себя то, что удовлетворит его ум и душу.
Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».
Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:
умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "В.ч." получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.
Средства выразительности
Языковое средство | Вид | Характеристика приёма | Примеры |
Аллегория | лекс. | Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ | Прекрасен царскосельский сад, |
Аллитерация | звук. | Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков | Свищет ветер, серебряный ветер |
синт. | Одинаковое начало нескольких соседних предложений | Берегите друг друга, | |
синт. | Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления | "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. | |
Ассонанс | звук. | Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков | Мело, мело по всей земле |
лекс. | Художественное преувеличение | шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) | |
Градация | синт. | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости | Завыл, запел, взлетел под небо камень, |
Именительный темы | синт. | Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях | Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?! |
Инверсия | синт. | Нарушение прямого порядка слов | Роняет лес багряный свой убор, |
Ирония | лекс. | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому | Граф Хвостов, |
Композиционный стык | синт. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков) |
Лексический повтор | лекс. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков) |
Литота | лекс. | Художественное преуменьшение | "мальчик с пальчик" |
лекс. | Переносное значение слова, основанное на сходстве | Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина) | |
лекс. | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий | Сюда по новым им волнам | |
Многосоюзие | синт. | Намеренное использование повторяющегося союза | Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. |
Окказионализмы | лекс. | Индивидуальные авторские словообразования | ...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов) |
синт. | Сочетание противоположных по значению слов | Туристы в родном городе. (Тэффи) | |
лекс. | Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы | Утешится безмолвная печаль, | |
Парцелляция | синт. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных. |
лекс. | Замена слова (словосочетания) описательным оборотом | "люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса) | |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | синт. | Выражение утверждения в вопросительной форме; | О Волга! Колыбель моя! |
Ряды, парное соединение однородных членов | синт. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста | ...Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак) |
Сарказм | лекс. | Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры | Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина. |
лекс. | Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного | Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин) | |
Синтаксический параллелизм | синт. | Сходное, параллельное построение фраз, строк | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Сравнение | лекс. | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак | Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Умолчание | синт. | Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять | Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов) |
Эллипсис | синт. | Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. | Мы села – в пепел, грады – в прах, |
лекс. | Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление | Но люблю я, весна золотая, | |
синт. | Одинаковая концовка нескольких предложений | Весну заклинати, зиму провожати. |
Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.
Отношение к игре | Типы по функции | Жанры |
|
|
|
Неигровой фольклор | Поэзия пестования | Колыбельные песни Пестушки Прибаутки Докучные сказки |
|
| |
Потешный фольклор | Потешки Скороговорки Дразнилки, поддевки Мирилки Небылицы Перевертыши |
|
|
|
|
^ Игровой фольклор | Заклички, присказки Считалки Игровые песни, припевки, приговоры Молчанки Уловки |
Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы.
Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Пестушки – коротенькие приговоры взрослых, имеющие назначение успокоить ребенка
. Ах ты, деточка.
Золотая, цвéточка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
Когда младенец проснулся:
Потягунюшки, потягунюшки!
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!
Прибаутки – произведения шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл,
— Сидит, грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Туру-туру-туру-ру!
Во сыром тёмном бору
Сидит филин на дубу
Да играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу: Бу-бу-бу-бу!
Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием.
Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
***
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
***
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
***
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
***
- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.
***
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.
Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.
Малютка
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов, иногда имеющее смысл поговорки. Мышка забыла про кошку!
Кощей
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Сорок сорок
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Попугай
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Дразнилки – своеобразный жанр детского фольклора, шутливые, часто обидные стишки, высмеивающие участника ссоры.
Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.
В нашем классе есть Затор –
Вместо носа – гвоздодер!
Повторюшка - дядя хрюшка,
А по имени Индюшка.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
Жадина-говядина
Сосисками набита,
На меня сердита.
Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. 2.
- Скажи: "Арбуз"!
- Арбуз!
- Твой папа - карапуз!
***
- Скажи: "Баба - яга"!
- Баба - яга.
- У тебя костяная нога!
***
- Скажи: "Ватрушка"!
- Ватрушка.
- У тебя в руках лягушка!
***
- Скажи: "Веревка".
- Веревка.
- У тебя мать воровка!
Небылица – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой небылицы является оксюморон – стилистический прием, состоящий в соединении несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество. Небылицы
Чтоб чуть-чуть повеселиться,
Расскажу вам небылицы:
К нам вчера забавный слон
Приземлился на балкон.
Залетел на огонек
Как огромный мотылек.
***
Слышу в полночь в дверь звонок.
«Кто?» спросил. В ответ молчок
Я в глазок, а там вампир!
Я от страха завопил.
***
Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В школу чуть не опоздал.
***
На урок вчера у нас,
В класс заходит Фантомас!
«Если ваш учитель строг,
Можно мне вести урок?»
***
Мимо нашего квартала
Бабка в ступе пролетала.
Курс взяла, наверняка,
В Сочи бабушка Яга!
Перевертыш – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой перевертыша является перверсия – перестановка субъекта и объекта, а также приписывание субъектам, явлениям, предметам признаков и действий, заведомо им не присущих. Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пуголо пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.
Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!
***
Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,
Блошке утопиться!
***
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
***
Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым поволокам!
Приговорки – стихотворные обращения к живым существам, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.
Погодка-ягодка,
Коли хочешь, так лети,
А не хочешь, так сиди —
Вот твоя дорога!
Завтра дождь или погода?
— Погода, погода, гу-у-у!
***
Мария-солнышко,
Полети на облышко!
Принеси нам с неба
Меда и хлеба,
Плюшек, преснушек,
Сладких ватрушек!
***
Божья коровка,
Что завтра будет:
Дождь или погодка?
Как теперь — то лети!
Как в четверг — то сиди!
Считалки – короткие, часто шутливые стихи, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.).
КОШКА
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Села кошка на такси,
А котята
Прицепились
И бесплатно
Прокатились!
ЗАЙЧИК
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
- Пиф-паф!
- Ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его домой,
Оказался он живой.
ПЛЫЛ ПО МОРЮ ЧЕМОДАН
Плыл по морю
Чемодан,
В чемодане
Был диван,
На диване
Ехал слон.
Кто не верит –
Выйди вон.
Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников. Солнце обогрело,
Лето повелело:
Трижды окунуться,
Нырком пройти,
Из-под воды вон уйти.
Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.
Раз, два,
За борта!
Три, четыре,
Подхватили
Да поплыли!
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.
Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить.
*. "Ехали татары, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто засмеется, тот крови напьеться, кто промолвит, тот и съест."
* " Ехали бояре, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест."
* "Чок, чок, чок, зубки на крючок, кто слово скажет, тому в лоб щелчок."
"Чок, чок, чок, зубки на крючок, кто заговорит, тому щелчок."
"Шел Молчан по крутым горам. Кто не молчал - того за уши драл!"
"Шел Молчан по всем городам: кто стукнет-брякнет, за волосы драть, до слез добивать, последнее слово - тпру.
Страшилки – устные рассказы-пугалки.
Однажды семья, где были папа, мама, мальчик и девочка, решила купить шторы. А у них недавно умерла бабушка. Перед смертью она говорила:
- Покупайте какие угодно шторы, только не желтые.
Семья ходила, ходила по рынку, но ничего, кроме желтых занавесок, там не было. Тогда они подумали, подумали и купили эти занавески. Пришли домой и повесили их в детской комнате.
На следующую ночь родители спали и дети спали. Вдруг Желтые Шторы разбудили мальчика:
- Мальчик, вставай. - Мальчик встал.
- Мальчик, пойди умойся. - Мальчик умылся.
- Мальчик, иди позавтракай. - Он позавтракал.
- Мальчик, подойди к окну, посмотри, как во дворе играет твоя сестра. - Он подошел. Тут Желтые Шторы схватили его и выбросили в окно.
На следующую ночь Шторы разбудили девочку:
- Девочка, девочка, вставай. - Девочка встала.
- Девочка, девочка, умойся. - Она умылась.
- Девочка, девочка, подойди к окну. Посмотри, не играет ли там твой брат. - Девочка подошла, тут же Желтые Шторы схватили ее и выбросили в окно.
Тогда родители утром пошли в милицию. Милиция пришла и стала исследовать Шторы. От них нельзя было отрезать ни кусочка. Они выскальзывали из-под ножниц как живые. И родители вспомнили про старуху на базаре, которая продавала эти Шторы. Ее поймали, и она сказала:
- Эти Шторы не простые. Их можно разрезать скальпелем, который внутри кремлевской звезды.
Тогда милиция залезла на кремлевскую башню, достала из звезды скальпель. Только им дотронулись до Штор - произошел взрыв и Шторы, и нож исчезли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...
Конспект спортивно-досуговой деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Надо знать с рождения правила движения» предназначен для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Познавательная деятельность направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм...
Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...
Перспективное планирование по теме: "Детская литература как средство ознакомления детей старшего возраста с основами безопасности жизнедеятельности"
Ознааомление детей с основами безопасности жизнедеятельности посредством детской литературы...
Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. В последнее...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО, РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил...