КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, отзывчивое отношение к другим людям. Большую помощь в патриотическом воспитании ребёнка оказывает художественная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_patr_vosp.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила Касьянова С. В.
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, отзывчивое отношение к другим людям. Большую помощь в патриотическом воспитании ребёнка оказывает художественная литература. Дети всегда стремятся к лучшему, поэтому не случайно положительные герои сказок, историй, стихов становятся их кумирами. Литература для старших дошкольников, посвящённая патриотическому воспитанию, должна быть доступной по содержанию и способной затронуть их чувства. Разработанная мною картотека содержит несколько разделов, в каждом разделе подобраны произведения определенной тематики. Данная картотека поможет педагогам разнообразить непосредственно-образовательную деятельность, оптимизировать учебный процесс, приобщить детей к чтению и слушанию произведений. В русских народных пословицах и поговорках о доблести и любви к Родине очень хорошо демонстрируются положительные качества, такие, как дружба и взаимопомощь; геройство русского народа. Чтение стихотворений о службе в армии побудит к разговору об армии, чтобы воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, свою армию, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны. Тема патриотизма в русской литературе сегодня очень актуальна. Потому что, поэты, писатели, в свое время создавали идеальный образ «настоящего» патриота. Так же сами писатели были патриотами своей страны, во многих своих произведениях они призывали любить и защищать свою родину. Подрастающее поколение, читая произведения русских писателей, начинают по-другому относиться к России, у молодежи формируется чувство патриотизма. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу) . Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек, дети впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Рассказы о родном городе и столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители детей находят время сводить детей в музей, к памятникам и историческим местам, но детям, для развития гордости за свой город, для знания его особенностей и достоинств, нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов и стихов о городе. Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является непосредственно- образовательная деятельность: ознакомление с художественной литературой, с окружающим, природой, – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения. Большая доля впечатлений и новых знаний приобретается детьми в подготовке праздников, посвященных. дням воинской славы. Во время праздников дети читают наизусть заранее выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное отношение к своей декламации, это выступление на празднике, торжественное событие, где ребенок – один из главных участников. Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты военных действий, организовывать строительные игры на улице из песка и снега, сюжетно-ролевые игры. Художественная литература присутствует в ежедневной жизни ребенка, как в непосредственно-организованной деятельности, так и в различных сферах самостоятельной деятельности. Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо-деятельности, конструирования, лепки. Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ
Родина» З. Александрова Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина Толстый тополь у ворот. У реки берёзка — скромница, И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится, Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! | М. Пляцковский Слышишь песенку ручья? Это — Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это — Родина твоя. Руки матери твоей, Звон дождей, и шум ветвей, И в лесу смородина — Это тоже родина. |
О, Родина! О, Родина! В неярком блеске | Родина. Родина - слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, если сказать это слово с душою, глубже морей оно, выше небес. В нём умещается ровно полмира: мама и папа, соседи, друзья, город родимый, родная квартира, бабушка, школа, котёнок... и я. Зайчик солнечный в ладошке, куст сирени за окошком и на щёчке родинка – это тоже Родина. В. Орлов |
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ.
Родные края Широкие, привольные, Родимые края… Любимица моя, | Летняя сказка России |
Светло в России от берёз Светло в России от берёз. (А. Екимцев) | Русская берёзка |
Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине.
- Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Всякому мила своя сторона.
- Где жить, тем и слыть.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
- Где кто родится, там и пригодится.
- Если народ един, он непобедим.
- Кто за Родину горой, тот и герой.
- Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.
- Худая та птица, которая гнездо своё марает.
- Своя земля и в горсти мила.
- В чужом доме побывать — в своем гнилое бревно увидать.
- Чего не знаешь, туда и тянет.
- Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
- На одном месте и камень мохом обрастает.
- Земля русская вся под богом.
- Где сосна взросла, там она и красна.
- И лес шумит дружней, когда деревьев много.
- Своя печаль чужой радости дороже.
- Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
- Горе в чужой земле безъязыкому.
- Чужая сторона прибавит ума.
- Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
- На родной стороне и камешек знаком.
- Где сосна взросла, там она и красна.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- Если вздохнуть всем миром - ветер будет.
- Жить - Родине служить.
- В каком народе живёшь, того обычая держись.
- Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
- Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.
- На родной стороне и кумушек знаком.
- Наша сила - семья едина.
- Что русскому здорово, то немцу смерть.
- Зачем далеко и здесь хорошо.
Сборник пословиц и поговорок разных народов "За край свой насмерть стой" сост. Жигулев А.М.
•Наша армия не одна: с нею - вся страна (русская).
•Армия Червона - наша мощь и оборона (украинская).
• Не страшна врагов туча, если армия могуча (русская). • Если армия сильна, непобедима и страна (русская).
• В армии служить - учиться по-новому жить (карельская).
• В армию пошел - родную семью нашел (русская, украинская).
•В армии быть - народу служить (русская).
•Раньше шли в армию со слезами, а теперь с песнями (украинская).
• Нынче - в поле тракторист, завтра - в армии танкист (русская).
•Артиллерия - бог войны (русская).
• Где не под силу кавалерии, под силу артиллерии (русская).
•У артиллерии с пехотой лад - не надобен и клад (русская, белорусская).
• В хорошем расчете секунда на учете (русская).
• Атака натиск любит (русская).
•Атака дружит с победой (русская).
•В атаку водить - не разиня рот ходить (русская).
• В походе - быстрота, в атаке - стремительность (русская).
• В атаке и граната - товарищ (мордовская).
•Если для тебя страшна атака, то ты не вояка (русская).
• В атаке не задерживай и других не сдерживай (русская).
•Береги сухарь до привала, а штык - до атаки (русская).
• Атакующий дружен с победой (русская)
• Бдительного воина врасплох не застанешь (русская).
•Бдителен будешь - победу добудешь (русская).
• Зоркие глаза чекиста не пропустят фашиста (украинская).
•Держи порох сухим (русская, белорусская, мордовская).
• Надейся на мир, а гляди в оба (русская).
• Где плохо дело ведется, там врагам легче живется (русская).
•Пограничный край - не небесный рай, со всех сторон врага ожидай (русская).
•С первого взгляда не прощупаешь гада (русская).
•Помни, что стены имеют уши, а ночь глаза (литовская).
•Не посмотревши вперед, не делай шагу; не оглянувшись назад, не вымолви слова (чеченская).
•Держи ушки на макушке (русская).
•Держи ухо востро (русская).
•Шагу не дай ступить врагу, всегда будь начеку (русская).
•Где бдительность есть, там врагу не пролезть (русская).
РУССКИЕ БЫЛИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» Собрался Илья Муромец в славный Киев-град к князю Владимиру. Доехал он до города Чернигова, а дороги от Чернигова до Киева не знает. Спрашивает он мужичков черниговских:— Где тут дорожка прямоезжая до Киева?
Отвечают ему мужички черниговские:— Дорога-то, добрый молодец, до Киева прямая, да по ней нельзя проехать —по пути у речки Смородины сидит на дубу Соловей Разбойник. Он кричит, злодей, по-звериному, а свищет по-соловьему. От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле приклоняются, люди замертво падают. Поезжай ты в Киев лучше сторонкою. Хоть и дальше, да безопаснее. Не испугался Илья рассказа страшного. Прямой дорогой поехал. Увидал его Соловей Разбойник с дуба издали. Как закричит по-звериному, как засвищет по-соловьиному! От того крика, от его посвиста конь под Ильёй спотыкаться стал. Стегнул его богатырь плеточкой.— Ты чего, свисту, крику не слыхивал? И за лук свой взялся. Натянул тетиву, наложил стрелу калёную —и пустил стрелу в Соловья. Попала стрелка прямо в глаз разбойнику. Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше поехал. Приехал он в славный Киев-град ко князю Владимиру. Коня с Соловьём во дворе оставил, сам на крыльцо идёт. Провели его к князю в столовую горницу. Поклонился богатырь на все стороны. Стал его Владимир спрашивать: — Ты откуда, добрый молодец? Как зовут тебя по имени, величают по отечеству? Отвечал богатырь: — Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины. Удивился князь Владимир. Говорит: — Ой, не лги, добрый молодец! Там никто не прохаживал, на коне не проезживал,серый волк не прорыскивал, чёрный ворон не пролётывал: ведь там у речки у Смородины на дубу Соловей Разбойник сидит! Отвечал Илья Муромец: — Соловей Разбойник, князь, на твоём дворе сейчас, к моему стремени прикованный. Кинулся на двор князь, слуги да гости за ним вослед. Видят —вправду: Соловей Разбойник на коне висит прикованный. Приказал ему Илья Муромец: — Засвисти вполсвиста соловьего, закричи вполкрика звериного. Отвечает Соловей: — Ты сперва прикажи мне чару вина подать, тогда и засвищу я по-соловьему, закричу по-звериному. Единым духом выпил он чару в полтора ведра, да как засвищет! Маковки на теремах покривились, рамы в окошках развалились, а люди все вокруг замертво легли. Сам Владимир князь с головой шубой укрылся, с крыльца в горницу убежал. Тут сел Илья Муромец на своего добра коня, отвёз он Соловья в чисто поле да и срубил ему там буйну голову.
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
Гимн Челябинской области.
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.
Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.
(В. Алюшкин)
Город начинается
В самом сердце древнего Урала
Ты найди Челябинск миллионный.
Город начинается с вокзала,
С нашего Советского района.,
С привокзальной площади и сквера,
Где сегодня строится метро,
А ещё с твоей и нашей веры
В справедливость, разум и добро.
Город начинается, послушай,
С самой лучшей улицы Свободы,
Город начинается с «катюши»,
Уходившей с нашего завода.
У Поклон-горы святое место,
Пусть война лишь в памяти и снах,
Но идут с букетами невесты
К матери, скорбящей о сынах.
(А. Горская)
Только в Челябинске
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.
(А. Горская)
Поклон тебе, город Челябинск
Я верю, что нас не забудет
Историк грядущего дня.
Живут здесь и трудятся люди
Железа машин и огня.
Болот осушившие хляби,
Поднявшие сад на скале.
Как мастер в расцвете – Челябинск
Живет на железной земле.
…Могучие домны и слябинг
Размеренно дышат вдали.
Поклон тебе, город Челябинск,
Умелец железной земли!
(М. Гроссман)
Танкограду
Без этой страницы истории
России могло бы – не быть.
Отцы становились героями,
Чтоб внукам и правнукам –
Жить!
Их подвиг – во имя Отечества,
Во имя Счастливого дня.
Спасла от чумы – человечество
Их танков святая броня!
(Н. Пикулева)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ВОЙНЕ
В дни войны Глаза девчонки семилетней «Война как жизни всей затменье» Война как жизни всей затменье, Победа слишком дорога! Не допускайте повторенья Событий тех, чтоб жизнь текла века! | Мужчина
|
РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ, О РОДИНЕ.
К. Баруздин «Шел по улице солдат»
День Рождения красного солдата
Шел по улице солдат. С виду и не солдат совсем. Ни шинели на нем, ни
шапки с красной звездой. Рабочая телогрейка, сапоги да кепка. Просто
рабочий. Но за спиной у него винтовка со штыком. И рядом с ним такие же
рабочие с оружием и моряки с крейсера "Аврора".
Шел солдат по петроградским улицам, по набережной Невы. Шел к царскому
Зимнему дворцу. Там белые. Враги. Впереди - враги. На соседней улице -
враги, за углом каждого дома - враги. На набережной Зимней канавки - враги.
Дворец все ближе и ближе.
Отряд рабочих и моряков подходил к Зимнему дворцу. И не только этот
отряд. Со всех сторон окружали дворец красные революционные рабочие,
солдаты, матросы.
Но вот прозвучал выстрел. Один, другой, третий. Это пушки
революционного крейсера "Аврора".
- Вперед! - крикнул солдат.
Бросились люди на штурм Зимнего дворца. До глубокой ночи шел тяжелый бой.
И вот победа! Зимний дворец взят!
А на рассвете следующего дня солдат стоял уже у дверей Смольного -
штаба революции.
В Смольном выступал Владимир Ильич Ленин.
Во дворе Смольного горели костры. Стояло холодное октябрьское утро.
Отряды революционных бойцов уходили в бой с недобитым врагом.
- Дяденька, а вы кто - белый или красный?
Перед солдатом появились два мальчишки, оба маленькие, в одинаковых
картузах и одеты кое-как. Обиделся солдат. - Почему же - белый? Красногвардеец я.
- А как увидишь? - сказал один мальчишка. - И формы на вас, дяденька, нет. И красного ничего нет! - сказалдругой. - Как узнать?
- Будет и форма! Да еще с красной звездой! И ружьишко получше будет! -
пообещал солдат. Вдруг оба мальчишки попросили:
- Нам бы в Красную гвардию записаться, а? Дяденька, запишите нас!
- Эх, чего захотели! - сказал солдат. Потом отошел немного, смягчился -
вспомнил: скоро и у него такой сынишка будет. - Малы еще! Подрастете,
запишем!
Л. Кассиль «Твои защитники».
Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут. Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках. Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги — те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская Армия. Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.
А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы.
И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев — у всех на шапках красные звёзды.
Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских солдат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска, которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.
А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг — фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.
Но не сразу — в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.
Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.
Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное дело — защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым — чтобы не испугаться. И умелым нужно стать — чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!
СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДНЮ ПОБЕДЫ.
День Победы (Т. Белозёров) | День Победы День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина) |
Что за праздник? В небе праздничный салют, (Н. Иванова) | Праздничное утро Восторги и боль! С Днём Победы позволь! Брызнули цветом. Благодарны за это.
Чудесный подарок! На фронте удары. Прогнали врага. Светла, дорога. |
СТИХОТВОРЕНИЯ О МИРЕ
Мирная считалка (В. Берестов, из Мориса Карема | Я рисую слово МИР |
Мир (С. Михалков) | Слово очень нужное (М. Родина) |
СТИХОТВОРЕНИЯ ОБ АРМИИ, К 23 ФЕВРАЛЯ.
Наша армия родная Л. Некрасова | Защитникам отечества На ветру наш флаг трепещет В. Руденко |
Мужской праздник В. Руденко | В нашей армии В нашей армии страну А. Ошнуров |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию (старший возраст)
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
План по патриотическому воспитанию (младший возраст)
Работа педагога по патриотическому воспитанию спланирована на веь учебный год....
План по патриотическому воспитанию старший возраст
План разработан на учебный год в старшей гуппе для инструктора по физической культуре....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
Краткосрочный проект по нравственно – патриотическому воспитанию (младший возраст) «Мой папа самый лучший!»
Цель: создание условий для воспитания у детей младшего дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями....
Презентация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольного возраста"
Презентация позволяет познакомить педагогов с аспектами патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ....
Беседы по патриотическому воспитанию ( старший возраст)
Беседы на разные праздники...