Перспективное планирование по теме: "Детская литература как средство ознакомления детей старшего возраста с основами безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа)

Любовь Геннадьевна Седова

Ознааомление детей с основами безопасности жизнедеятельности посредством детской литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sedova_l.g._perspektivnoe_planirovanie.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №63 «Ладушки» г.Рыбинск

Перспективное планирование  по теме:

"Детская литература как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста

с основами безопасности жизнедеятельности"

        Составила:

Воспитатель МДОУ  д/с  п.Тихменево              

                                                                                         Седова Любовь Геннадьевна

        

2021 год

Пояснительная записка

  Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. 
  В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
  Многие педагоги связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
  Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
  Исходным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями Л. С. Игнаткиной, И. А. Комаровой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, П. Г. Терентьевой и т. д.

  Предлагаемый перспективный план представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей с использованием детской литературы для детей старшего возраста. Тем самыми детская литература позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью игр, моделирования опасных ситуаций, игр - драматизаций, рассказа воспитателя, методов проектов, рассказа-объяснения, беседы, рисование, работы с литературным произведением с использованием  дидактического и иллюстративного материала, активное практическое действие, аппликация.

        

Дата

Раздел. Тема

Программные цели

Произведения детской литературы

Методы и приёмы

1 раздел: ребёнок и другие люди. Тема: 1.1 " Внешность человека может быть обманчива"

Рассказать об опасности контактов с незнакомыми людьми. Дать понять ребёнку, что внешность бывает обманчива.

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкин, "Золушка" , "Красавица и чудовище"Ш.Перро

Метод:  рассказ-беседа. Приёмы: убеждение, пример, упражнение

1 раздел: ребёнок и другие люди. Тема: 1.2 " Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице"

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

"Золотой ключик или приключения Буратино" Л.Н.Толстой, "Катауси и Мауси" К.И. Чуковский, "Сказка о глупом мышонке" С.Я. Маршак

Методы: беседа игра - драматизация. Приёмы: упражнение, пример

1 раздел: ребёнок и другие люди. Тема: 1.3 " Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома"

Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их  правильно себя вести в таких случаях.

Методы: беседа, игра - драматизация, моделирование опасных ситуаций, работа с использованием  дидактического и иллюстративного материала. Приёмы: убеждение, упражнение, пример.

1 раздел: ребёнок и другие люди. Тема: 1.4 "Насильственные действия незнакомого взрослого на улице"

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

"Гуси - лебеди" А.Н. Толстой, "Петушок - золотой гребешок" русская народная сказка.

Методы: моделирование опасных ситуаций, игры - драматизации, рассказ - беседа.  Приёмы: тренинг, упражнение, пример, поощрение.

1 раздел: ребёнок и другие люди. Тема: 1.5 "Ребёнок и его старшие приятели"

Научить детей говорить "нет", если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

"Волк и семеро козлят" русская народная сказка, стихотворение "Что такое хорошо и что такое плохо" В.В. Маяковский

Методы: рассказ - объяснение, беседа, рассказ воспитателя. Приёмы: убеждение, пример.

2 раздел: ребёнок дома. Тема: 2.1 "Пожароопасные предметы"

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.

"Кошкин дом" С.Я. Маршак, "Путаница" К. И. Чуковский, "Жил на свете слонёнок" Г. Цыферова

Методы: рассказ воспитателя, беседа, работы с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала. Приёмы: убеждение, пример, внушение.

2 раздел: ребёнок дома. Тема: 2.2 " Предметы, требующего осторожного обращения"

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Методы: игра - драматизация, моделирование опасных ситуаций, беседа. Приёмы: упражнение, убеждение, пример.

2 раздел: ребёнок дома. Тема: 2.3 "Использование и хранение опасных предметов"

Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

Загадки про колющие и режущие предметы(ножницы, гвозди, ножи, отвёртки и т.п.),

Методы: беседа, рассказ воспитателя, работы с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала. Приёмы: упражнение, тренинг, убеждение, пример

2 раздел:  ребёнок дома. Тема: 2.4 "Пожар"

Познакомить детей с номером телефона "01", по которому надо звонить в случае пожара.

Заучивание стихотворения "Сам не справишься с пожаром..." Л. Зильберг, чтение рассказов в свободное время: "Пожар", "Пожарные собаки" Л.Н. Толстой, "Пожар", "Дым", "Пожар в море" Б. Житков

Методы: рисование, работы с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, игра - драматизация. Приёмы: упражнение, убеждение.

2 раздел:  ребёнок дома. Тема: 2.5 "Как вызвать полицию"

Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции "02" (запомнить номер)

Заучивание стихотворения "Дома я один остался..."  Л. Зильберг, "Дядя Стёпа -миллиционер С. Михалков

Методы: рисование, беседа, рассказ, рассказ воспитателя. Приёмы: упражнение, убеждение.

2 раздел:  ребёнок дома. Тема: 2.6 "Скорая помощь"

Познакомить детей с номером телефона "03", научить вызывать "скорую медицинскую помощь" ( запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес)

Заучивание стихотворения "Если мама заболеет..." Л. Зильберг

Методы: рисование, беседа, рассказ воспитателя, игра - драматизация. Приёмы: упражнение, убеждение, тренинг.

2 раздел:  ребёнок дома. Тема: 2.7 "Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности"

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

Загадки С. Маршака

3 раздел: ребёнок и природа. Тема: 3.1 "Взаимосвязь и взаимодействие в природе"

Развить у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, рыбы, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды.

Стихотворение "Разговор с пчелой" М. Бородитская, пословица " Где цветок, там и медок", стихотворение "Весенняя прогулка" А. Барто.

Методы: беседа, рассказ, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: внушение, убеждение, пример.

3 раздел: ребёнок и природа. Тема: 3.2 "Будем беречь и охранять природу"

Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

Методы: работа с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, аппликация, игра - драматизация. Приёмы: упражнение, пример, поощрение, убеждение.

3 раздел: ребёнок и природа. Тема: 3.3 "Съедобные и несъдобные грибы"

Научить детей различать грибы (Съедобные и несъдобные) по внешнему виду.

Загадки про грибы съедобные и несъдобные

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: упражнение, пример,

убеждение.

3 раздел: ребёнок и природа. Тема: 3.4 "Съедобные и несъдобные растения"

Познакомить детей со съедобными  ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.

Загадки про съедобные ягоды ядовитые растения

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: упражнение, пример,

убеждение.

3 раздел: ребёнок и природа. Тема: 3.5 "Контакты с животными"

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Методы: работа с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: упражнение, пример,

убеждение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.1 "Как устроено тело человека"

Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека.

"Ротик мой умеет кушать...", "Что такое наше тело...", "Настя весело бежит...", "Для чего сыночку ножки?..."

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: упражнение, пример,

убеждение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.2 "Как работает сердце человека"

Познакомить детей с назначением и работой сердца.

"Почему сердце стучит, а живот урчит" Ромодин В.В. и Ромодина М.А.

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение, рисование. Приёмы: упражнение, пример,

убеждение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.3 "Что мы делаем, когда едим"

Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.

Стихи: "Учись пользоваться вилкой и ложкой"; "Умей есть не спеша и аккуратно"; "Не балуйся за столом"; "Не привередничай и ешь всё, что дают в детском саду".

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: пример,

убеждение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.4 "Как мы дышим"

Ознакомить детей с органами дыхания. Их расположении и работе в организме.

Краткая информация о работе лёгких  "Органы дыхания расположены в грудной клетке..."

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: пример,

убеждение, тренинг.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.5 "Как движутся части тела"

Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а так же с возможностями движения различных частей тела.

 Краткая информация о

значении мышц и костей  "Кости и мышцы имеют очень важное значение..."

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: пример,

убеждение, тренинг.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.6 "Отношение к больному человеку"

По возможности не оберегать детей от знаний о тяжёлых, хронических заболеваний, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.

"Цветик - семицветик" В. Катаев

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, . Приёмы: пример,

убеждение, тренинг.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.7 "Микробы и вирусы"

Дать детям представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробах, вирусах).

"Сказка про трёх микробов"; статья для детей "Здоровье - твоё богатство";  " Сказка про вирусы"

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение. Приёмы: пример,

убеждение, внушение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.8 "Здоровье и болезнь"

Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

"Айболит" К. И. Чуковский

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, , рисование, активное практическое действие. Приёмы: пример,

убеждение, внушение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.9 "Личная гигиена"

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

"Девочка чумазая" А. Барто; "Мойдодыр" К. И. Чукоский

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, активное практическое действие, игра - драматизация. Приёмы: пример,

убеждение, упражнение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.10 "Витамины и полезные продукты. Здоровый организм"

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как влияют витамины на организм человека.

стихи про витамины; заучивание стихотворения "Никогда не унываю..." Л. Зильберг

Методы: беседа,  активное практическое действие, рисование, рассказ - объяснение. Приёмы: пример,

убеждение, упражнение, внушение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.11 "Здоровая пища"

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Стихотворение "Овощи" Ю. Тувим; загадки про полезные продукты.

Методы: беседа,  активное практическое действие, рисование, рассказ - объяснение. Приёмы: пример,

убеждение, упражнение, внушение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.12 "Режим дня"

Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Стихи про режимные моменты; правила поведения для воспитанных детей  
в детском саду.

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа.  Приёмы: пример,

убеждение, упражнение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.13 "Спорт"

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортомочень полезны для здоровья человека.

"Мы бежим быстрее ветра..."

Стихи про спорт для детей

"Мячик для битья" Л.  Сирота

"Стишки про моду на спорт" А. Жаброва

Стих про спортивный праздник  

"Надо спортом заниматься..."Антонина Бах

"Здоровый образ жизни" К. Железнов

Методы: работа с литературными произведениями с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, апликация, проект, активное практическое действие, игра - драматизация.  Приёмы: пример,

убеждение, упражнение.

4 раздел: здоровье ребёнка. Тема: 4.14 "Одежда и здоровье"

Ребёнок должен знать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

"Фома" С. Михалков; «Бабушкины руки» Г. Браиловская; «Ботинок» О. Чернорицкая; «Зайкина шуба» Р. Фархади; «Как ботинки ели кашу» О. Григорьева; «Ромашки» М. Пляцковский; «Федя одевается» В. Орлов; «Хочу гулять» А. Ахундова; «Я одеться сам могу…» В. Зайцев; «Катюшки» А. Страйло; "Не растут, к несчастью, брюки..." А. Кардашова; «Пальто» О. Григорьев; "Посчитаем в первый раз..." Н. Нищева; "Почему короткий день?..." И. Демьянов; «Стирка» Д. Чуяко; «Считалка с башмачком» М. Яснов;

Методы: работа с литературным произведением с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, активное практическое действие, игра - драматизация.  Приёмы: пример,

убеждение, упражнение

5 раздел: эмоциональное благополучие ребёнка. Тема: 5.1 "Детские страхи"

Научить детей справляться со своими страхами.

"Чего боялся Петя" С.Я. Маршак

Методы: работа с литературным произведением с использованием  дидактического и иллюстративного материала, беседа, рассказ воспитателя, рассказ - объяснение.  Приёмы: пример,

убеждение, внушение.

5 раздел: эмоциональное благополучие ребёнка. Тема: 5.2 "Конфликты между детьми"

Научить детей самостоятельно разрешать  межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а так же пользоваться нормами - регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

Пословицы и поговорки

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций. Приёмы: пример,

убеждение, упражнение, тренинг.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.1 "На воде, на солнце..."

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности

"Солнце" Д. Гулиа; "Ты волна моя морская ..." Ф. Тютчев; Морская история

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация. Приёмы: пример,

убеждение, упражнение.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.2 "В городском транспорте"

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

М. Погарский  стихи про транспорт

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, рисование, игра - драматизация. Приёмы: пример,

убеждение, упражнение.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.3 "Дорожные знаки"

Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Стихи про дорожные знаки

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, рисование, аппликация, игра - драматизация. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение, тренинг.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.4 "Игры во дворе"

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Стихотворение "ГОРОДСКОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ "

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение, тренинг.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.5 "Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

Стихи про велосипед и самокат

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация, активное практическое действие. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение, тренинг.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.6 "опасные участки на пешеходной части улицы"

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами огражденияопасных зон тротуара.

"Рассказы про Стобеда"

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.7 "Безопасное поведение на улице"

Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.

"Рассказы про Стобеда"

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация, активное практическое действие. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.8 "К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице"

Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к поллиционеру, военному, продавцу.

Просмотр мультфильма «Пропал Петя-Петушок»

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация, активное практическое действие. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение.

6 раздел:  ребёнок на улице. Тема 6.9 "Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?"

Дети должны запомнить и твёрдо знатьсвой адрес или хотя быуметь обозначатьориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядитдом, что расположен поблизости).

Методы: беседа, рассказ - объяснение, моделирование опасных ситуаций, игра - драматизация, проект,  активное практическое действие. Приёмы: пример, внушение, убеждение, упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с цветом

Выпускная квалификационная работа. Защита в июне 20012 на отлично....

Открытое занятие для родителей по ознакомлению детей старшей группы с Основами Безопасности Жизнедеятельности «Экскурсия по городу».

Открытое занятие для родителей по ознакомлению детей старшей  группы с Основами Безопасности Жизнедеятельности «Экскурсия по городу»....

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности по средствам дидактической игры.

Дидактические игры по ОБЖ помогают научить детей думать о своем здоровье, заботиться о нем, применять все полученные знания в повседневной жизни....

"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности"(из опыта работы)

Представлениесобственного инновационного опыта Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеб...

Презентация: Использование дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с правилами безопасного поведения

Проблена сохранения здоровья детей и охрана их жизни на сегодня одна из актульных. Дидактические игры помогут детям узнать и запомнить правила безопасного поведения в экстримальнвх ситуациях....