Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vliyanie_hud_literatury.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор: Гришанова О. А.
Воспитатель ГБДОУ № 85
Приморского района Санкт - Петербурга
Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. И чем раньше мы введём детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Природа – это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьёт внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребёнку.
В детских садах во всех группах ведётся углублённая работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны» (Альберт Энштейн)
Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы; учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Я попробовала в своей группе использовать художественную литературу и
наблюдения для экологического воспитания детей.
Я подбираю книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту природы, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Я сама очень люблю поэзию. И поэтому прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина «Белая берёза», мы несколько раз на прогулке подходили к берёзке, рассматривали её, сравнивали несколько берёз и видели, что нет ни одной белоствольной красавицы –все они разные. Каждая берёзка по- своему прекрасна. И вот однажды, идя на работу, я увидела белую бахрому на веточках берёзы и на прогулке прочитала детям стихотворение. Слушали все молча. А потом стали рассказывать, что такая бахрома бывает в морозный день, что это маленькие льдинки – иней. Объясняла детям, что не нужно стряхивать бахрому, т.к. можно сломать веточку, предложила присыпать ствол берёзы снегом, чтобы ей было теплее, ведь летом она нам подарит прохладу, а листочки соберут пыль в воздухе, и обогатят воздух кислородом. Пообещала детям весной дать понюхать почки берёзки и рассмотреть первые клейкие листочки. Дети легко выучили стихотворение и читали его с любовью.
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» в первый раз прочитала детям,
когда они стояли у окна (вечером). Они сравнивали слова в стихотворении
с реальной жизнью. Они увидели зимний вечер, сердцем почувствовали с
какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне.
Подобрала несколько иллюстраций с зимним вечером, рассматривала их с детьми. Вспомнили, что после метели мы наблюдали на участке высокие
белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, всё равно, если его
нагреть, он растает (доказали опыты) и получится грязная вода, потому что
снег, падая, собирает в воздухе пыль.
А вот другое стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» - полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Попробовала подобрать детям иллюстрации, но почувствовала, что этого мало. И вот однажды выдался ясный морозный день, и в этот день я прочитала детям всё стихотворение. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку.
Осенью мы гуляли по экологической тропе детского сада, любовались красотой. А потом предложила детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:
Раз, два, три, ветка клёна, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с жёлтою косой!
И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, завядшую траву. Предлагаю детям подумать, почему
листва кажется на солнце золотой. И оказывается – это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им своё золотое тепло, отчего она становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень».
Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
И дети с желанием выучили это стихотворение. А я детям рассказала, что в
природе всё живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложила детям задумать желание, связанное с природой.
Трудно, но интересно. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц, насекомых. Ещё я детям сказала, что у меня тоже есть желание. И прочитала детям стихотворение Т. Собакина «Желание»
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычание.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
Дети смеялись от души и пробовали повторить это желание. Несколько раз летом наблюдали с детьми за радугой. Дети усвоили её основные цвета.
А чтобы продлить интерес детей к этому феномену явления, я предложила
детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял своё разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы, тогда ,было у всех настроение? Я пригласила детей в царство цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:
Царица радуга, впусти
Нас в свой волшебный мир,
Свои лучи нам подари,
О них нам расскажи!
И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живёт царица радуга.
Я обратила внимание детей на то, что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Рассказала детям, что радугу в древности
называли – мостом между небом и землёй. Предложила детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку «Человек – радуга». У детей ещё надолго сохранился интерес к «необычной радуге».
Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей"
Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных облатей, а также сформировать у детей полноту пре...
Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...
«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Статья о роли художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Статья полезна как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена подборка детских литературн...
КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы с дошкольниками. В последнее...
Выступление на методическом часе "Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на методическом часе...
Список произведений художественной литературы нравственной направленности для старшего дошкольного возраста.
Целью является воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольника....