Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему

Гришанова Ольга Александровна

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию  первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vliyanie_hud_literatury.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА

               ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

                                                                                

                                                                    Автор: Гришанова О. А.

                                                                   Воспитатель ГБДОУ № 85

                                                                   Приморского района Санкт - Петербурга

Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. И чем раньше мы введём детей в  прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Природа – это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьёт внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребёнку.

В детских садах во всех группах ведётся углублённая работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны» (Альберт Энштейн)

Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы; учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Я попробовала в своей группе использовать художественную литературу и

наблюдения для экологического воспитания детей.

Я подбираю книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту природы, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Я сама очень люблю поэзию. И поэтому прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина «Белая берёза», мы несколько раз на прогулке подходили к берёзке, рассматривали её, сравнивали несколько берёз и видели, что нет ни одной белоствольной красавицы –все они разные. Каждая берёзка по- своему прекрасна. И вот однажды, идя на работу, я увидела белую бахрому на веточках берёзы и на прогулке прочитала детям стихотворение. Слушали все молча. А потом стали рассказывать, что такая бахрома бывает в морозный день, что это маленькие льдинки – иней. Объясняла детям, что не нужно стряхивать бахрому, т.к. можно сломать веточку, предложила присыпать ствол берёзы снегом, чтобы ей было теплее, ведь летом она нам подарит прохладу, а листочки соберут пыль в воздухе, и обогатят воздух кислородом. Пообещала детям весной дать понюхать почки берёзки и рассмотреть первые клейкие листочки. Дети легко выучили стихотворение и читали его с любовью.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» в первый раз прочитала детям,

когда они стояли у окна (вечером). Они сравнивали слова в стихотворении

с реальной жизнью. Они увидели зимний вечер, сердцем почувствовали с

какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне.

Подобрала несколько иллюстраций с зимним вечером, рассматривала их с детьми. Вспомнили, что после метели мы наблюдали на участке высокие

белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, всё равно, если его

нагреть, он растает (доказали опыты) и получится грязная вода, потому что

снег, падая, собирает в воздухе пыль.

А вот другое стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» - полная противоположность первому. Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Попробовала подобрать детям иллюстрации, но почувствовала, что этого мало. И вот однажды выдался ясный морозный день, и в этот день я прочитала детям всё стихотворение. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку.

Осенью мы гуляли по экологической тропе детского сада, любовались красотой. А потом предложила детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:

 

Раз, два, три, ветка клёна, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень с жёлтою косой!

И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями  на ветках, завядшую траву. Предлагаю детям подумать, почему

листва кажется на солнце золотой. И оказывается – это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им своё золотое тепло, отчего она становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень».

Есть в осени первоначальной

короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

И дети с желанием выучили это стихотворение. А я детям рассказала, что в

природе всё живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложила детям задумать желание, связанное с природой.

Трудно, но интересно. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц, насекомых.  Ещё я детям сказала, что у меня тоже есть желание. И прочитала детям стихотворение Т. Собакина «Желание»

Мне хочется в поле пожить

Красивой ромашкой

И хочется крепко дружить

Со слабой букашкой.

И чтобы друзей не менять,

Услышав мычание.

И чтобы корова меня

Не съела нечаянно.

Дети смеялись от души и пробовали повторить это желание. Несколько раз летом наблюдали с детьми за радугой. Дети усвоили её основные цвета.

А чтобы продлить интерес детей к этому феномену явления, я предложила

детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял своё разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы, тогда ,было у всех настроение? Я пригласила детей в царство цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова:

Царица радуга, впусти

Нас в свой волшебный мир,

Свои лучи нам подари,

О них нам расскажи!

И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живёт царица радуга.

Я обратила внимание детей на то, что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Рассказала детям, что радугу в древности

называли – мостом между небом и землёй. Предложила детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку «Человек – радуга». У детей ещё надолго сохранился интерес к «необычной радуге».

Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию  первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей"

Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных облатей, а также сформировать у детей полноту пре...

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Статья о роли художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Статья полезна как для педагогов, так и для родителей. В статье представлена подборка детских литературн...

КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственно – патриотическое  воспитание  сегодня – одно   из  важнейших  звеньев системы   воспитательной  работы с дошкольниками. В последнее...

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для старшего дошкольного возраста.

Целью  является воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольника....