ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО, РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.
консультация
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
- принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
- принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
- принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
- принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
- принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
- принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
- принцип мультимедийности, предполагает способность транслиро вать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
- принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
- принцип активизации познавательной деятельности детей, позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
- принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления….
Специализированные программные продукты.
Ведущая игровая деятельность в дошкольной организации может иметь следующие основные требования для реализации специализированных образовательных программ для детей дошкольного возраста:
- обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;
- изменение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, то есть подбор тематических интерактивных игрушек, иллюстраций побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;
- игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх, причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе совместных со взрослым), включая целенаправленное обучение детей игре;
- активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.
Следует учитывать, что для работы с программным обеспечением необходимо согласовывать все основные вопросы работы педагога в должностной инструкции и иметь определенные требования к его квалификации…
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ
Интерактивная доска. Занятия с интерактивной доской проводит воспитатель или педагог в определенное образовательной программой время. Занятия детей с интерактивной доской может включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
1) активное познание детьми окружающего мира с использованием соответствующих электронных образовательных ресурсов;
2) поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;
3) моделирование различных ситуаций и среды, изменение предметно-
знаковой среды, благодаря применению мультимедиа технологий;
4) активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми с опорой на представленные изображения (герои, ситуации и т. п.);
5) общение детей друг с другом. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении, способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе…
Интерактивный пол. Современная проекционная установка, позволяющая оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность. Ребенок, который находится в зоне проекции, своим движением начинает самостоятельно влиять на проецируемое оборудование. Таким образом, педагог может организовать интерактивные образовательные игровые сеансы с имитацией любого пространства, соответствующего поставленным задачам: поверхности земли в разные времена года, географические особенности поверхности земли, танцевальные поверхности, поверхности спортивных игр и многие другие материальные поверхности.
Интерактивный стол. Данное средство является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать собственные презентации. Специальное программное обеспечение позволяет загружать и наполнять собственным образовательным содержанием приложения интерактивного стола и, а также графику и видео. Интерактивный стол также подходит для детей с особыми потребностями для коррекционной работы…
Общие требования для всех групп программного обеспечения:
- легальность устанавливаемого ПО;
- обеспечение квалифицированной технической поддержки, консультаций и других форм сопровождения;
- соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу, а также архитектуре применяемого аппаратного оборудования;
- надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы.
Основные задачи ИКТ:
- Гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка;
- Формирование психических процессов, ведущих сфер личности;
- Развитие творческих способностей.
Этот подход к использованию ИКТ в работе с детьми, позволит сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования с применением новейших технологий.
Требования к компьютерным программам и играм ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Требования САНПИНА к оборудованию и помещению кабинета ИКТ.
- Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования.
- Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей.
- Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.
- Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40 - 60%
- Занятия с использованием компьютеров для детей 4 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
- Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
- Площадь кабинета определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол).
8. Допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей 4-7 лет не должна превышать 10-15 минут.
Цели использования компьютерной технологии:
- Оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
- Создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.
Задачи:
- Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
- Развитие познавательной активности, самоконтроля.
- Активизация словаря пассивного и активного.
- Закрепление знаний цветов спектра,букв,цыфр.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным -героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
- Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации
Использование природного материала при организации игр с детьми...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации
Игры с природным материалом -- снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, м...