ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО, РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.
консультация

Кулигина Елена Александровна

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из  важнейших движущих сил  всей производственной и общественной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих   технических   устройств   сделал   эти   средства   актуальными.   Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:

  • принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
  • принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
  • принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания  для  определенной возрастной  группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
  • принцип   прочности,  который   закрепляет   усвоение   знаний   и   развитие познавательных способностей дошкольников;
  • принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
  • принцип  наглядности  (интерактивной  наглядности).  С  представленными  в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть  его  в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
  • принцип    мультимедийности,    предполагает    способность    транслиро вать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
  • принцип     когнитивности     коммуникации,     который     заключается     в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
  • принцип активизации познавательной деятельности детей, позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
  • принцип   межпредметных   связей   способствует   целостному   восприятию системы знаний, формированию логического мышления….

Специализированные программные продукты.

Ведущая игровая деятельность в дошкольной организации может иметь следующие основные требования для реализации специализированных образовательных программ для детей дошкольного возраста:

  • обогащение  познавательной  сферы  дошкольника,  то  есть развитие  общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;
  • изменение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, то есть подбор тематических интерактивных игрушек, иллюстраций побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;
  • игровой опыт на аппаратном  оборудовании и в реальных играх,  причем  с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных  событий  (в  форме  сюжетно-ролевых и  игр-драматизаций,  в  том  числе совместных со взрослым), включая целенаправленное обучение детей игре;
  • активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.

Следует учитывать, что для работы с программным обеспечением необходимо согласовывать все основные вопросы работы педагога в должностной инструкции и иметь определенные требования к его квалификации…

Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ

Интерактивная доска. Занятия с интерактивной доской проводит воспитатель или педагог в определенное образовательной программой время. Занятия детей с интерактивной доской может включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

1) активное  познание  детьми  окружающего  мира  с  использованием соответствующих электронных образовательных ресурсов;

2)  поэтапное   усвоение  все   усложняющихся  игровых  способов  и  средств решения игровых задач;

3)  моделирование   различных   ситуаций   и   среды,   изменение   предметно-

знаковой среды, благодаря применению мультимедиа технологий;

4)  активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми с опорой на представленные изображения (герои, ситуации и т. п.);

5)  общение детей друг с другом. Дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения  цели,  что  и составляет главное содержание потребности в общении, способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе…

Интерактивный пол. Современная проекционная установка, позволяющая оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность. Ребенок, который находится в зоне проекции, своим движением начинает самостоятельно влиять на проецируемое оборудование. Таким образом, педагог может организовать интерактивные образовательные игровые сеансы с имитацией любого пространства, соответствующего поставленным задачам: поверхности земли в разные времена года, географические особенности поверхности земли, танцевальные поверхности, поверхности спортивных игр и многие другие материальные поверхности.

Интерактивный стол. Данное средство является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять различные  интерактивные  задания,  конструировать,  рисовать,  создавать собственные презентации. Специальное программное обеспечение позволяет загружать и наполнять собственным образовательным содержанием приложения интерактивного стола и, а также графику и видео. Интерактивный стол также подходит для детей с особыми потребностями для коррекционной работы…

Общие требования для всех групп программного обеспечения:

  • легальность устанавливаемого ПО;
  • обеспечение  квалифицированной  технической  поддержки,  консультаций  и других форм сопровождения;
  • соответствие   характеристикам,   комплектации,   классу   и   типу,   а   также архитектуре применяемого аппаратного оборудования;
  • надежность  и  работоспособность  в  любом  из  предусмотренных  режимов работы.

Основные задачи ИКТ:

  • Гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка;
  • Формирование психических процессов, ведущих сфер личности;
  • Развитие творческих способностей.

Этот подход к использованию ИКТ в работе с детьми, позволит сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования с применением новейших технологий.

Требования к компьютерным программам  и играм  ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Требования  САНПИНА к оборудованию и помещению кабинета ИКТ.

  1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования.
  2.  Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей.  
  3.  Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений.
  4.  Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40 - 60%
  1. Занятия с использованием компьютеров для детей 4 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
  2.  Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
  3. Площадь кабинета определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол).

8.   Допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей 4-7 лет не должна превышать 10-15 минут.

Цели использования компьютерной технологии:

  • Оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
  • Создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

 Задачи:

  • Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
  • Развитие познавательной активности, самоконтроля.
  • Активизация словаря пассивного и  активного.
  • Закрепление знаний цветов спектра,букв,цыфр.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным -героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
  • Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Использование природного материала при организации игр с детьми...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации

Игры с природным материалом -- снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, м...