Уровни сформированности универсальных учебных действий у дошкольников.
консультация на тему

Флуднева Оксана Владимировна

Консультация для педагогов на тему: «Уровни сформированности универсальных учебных действий у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_-_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №119»

Консультация для педагогов

на тему:

«Уровни сформированности универсальных учебных действий у дошкольников».

Подготовил:

Учитель-логопед Iкк

Флуднева Оксана Владимировна.

Воронеж 2018г.

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Детям необходимо сформировать  «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение. На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом.

Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.

По новому образовательному стандарту принято выделять 4 вида универсальных учебных действий:

  • Личностные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.
  • Регулятивные.

Личностные УУД 

Рассмотрим виды УУД, которые относятся к развитию личностных качеств. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей, то есть умение сопоставлять события и поступки с существующими моральными принципами и нравственными нормами. Дети должны научиться не теряться в отношениях с другими и в социальных ролях. Какие виды деятельности к этому относятся?

Самоопределение - благодаря этому действию обучающиеся ищут свое место в мире и обществе.  Выделяют личностное, жизненное и профессиональное. Ребенок должен расти индивидуумом и учится выражать собственное мнение.

Смыслообразование. По сути, дети должны ответить себе на такой вопрос: «Какое значение имеет для меня обучение?» Они должны видеть связь между обучением и мотивом, который побуждает к действию.

Нравственно-этическая ориентация  – необходима для того, чтобы дети могли совершать личностный и моральный выбор, опираясь на социальные ценности. Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Предоставляется личный выбор на основании моральных принципов.

Познавательные УУД 

Включают в себя логические действия, общеучебные и знаково-символические. Эти виды УУД содействуют развитию логического мышления у школьников. Что конкретно включают в себя познавательные действия?

 Логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями.

К общеучебным действиям относятся: самостоятельное постановление познавательной цели, нахождение полезной информации, структурирование полученных знаний. Дети  должны уметь осмысленно и произвольно излагать свои мысли. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации.

Регулятивные УУД

Регулятивные качества обеспечивают организацию детьми своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы:

  • Целеполагание -  учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым.
  •  Планирование - это значит, что ребенок обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему.
  • Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.
  • Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий.
  • Саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

Коммуникативные качества

 Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

В старшем дошкольном возрасте мы можем начать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, начав формировать универсальные учебные действия уже на ступени предшкольного образования. У этой возрастной категории детей, формируя универсальные учебные действия, мы говорим о формировании их основ.

Для того чтобы осознать как нужно формировать универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста необходимо разобраться что включает в себя процесс формирования.

Рассмотрим понятие «формирование» в педагогике с точки зрения различных авторов (И.Ф. Харламова, Т.А. Ильина и И.П. Подласого).

И. Ф. Харламов определяет понятие «формирование», как результат развития личности  и  означает  её становление, преображение совокупности свойств.

Т.И. Ильина даёт такое определение: «формирование  –  особая  форма  развития  человека   в   процессе   его жизнедеятельности   и   под    воздействием    специальных    воспитательных воздействий».

И.П. Подласый говорит, что: «формирование – процесс становления человека  как  социального  существа под воздействием всех без исключения факторов –  экологических,  социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.».

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста происходит с учётом содержания вида деятельности, поэтапной и системной работы.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры в «школу» и «учитель-ученик» и другие. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на «школьную тему» и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применить игры: «что изменилось?», «найди пару», «найди отличия» и другие.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться.

Выделяют такие функции универсальных учебных действий, как:

- обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, а так же формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется в том, что они реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, которые лежат в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от её содержания. Для того чтобы понять сущность данных действий, нельзя не упомянуть термин «универсализм». В толковый словарь Ожегова он трактуется, как разносторонность, универсальность в знаниях и сведениях.

Таким образом, обобщив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста является важной частью образования ребёнка и залогом успешного школьного обучения. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процесса образования и воспитания. С точки зрения психологии и педагогики универсальные учебные действия имеют ряд особенностей: являются предпосылкой к самостоятельному формированию способности ребёнка самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависят от конкретного предметного содержания и, в определенном смысле, имеют всеобъемлющий характер; отражают способность ребёнка работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?); возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий; «вынуждают» обучающегося действовать последовательно, четко, ориентируясь на выстроенный план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников

Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитател...

Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)

    Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новы...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.

В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников....

Презентация квест-игры для старших воспитателей ДОУ "Формирование универсальных учебных действий у дошкольников"

Представленная презентация раскрывает основные принципы формирования УУД у детей дошкольного возраста. Предложены игры, задания в форме "Лаборатории Мозга"....

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»

Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов  является обеспечени...