Дидактическое пособие по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Чистота: вчера - сегодня - завтра"
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Авторское дидиктическое пособие: описание, методические рекомендации, фотоматериалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Чистота: вчера – сегодня - завтра»
Цель данного пособия – способствовать формированию у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий, обогащать и конкретизировать представления детей о деятельности жителей города Нижний Тагил, воспитывать интерес к экологии нашего города.
Пособие позволяет планировать игровую деятельность с детьми согласно цели.
Данный материал поможет педагогам планомерно, интересно организовать работу по ознакомлению детей с миром таких профессий, как дворник, уборщик, эколог, формированию у них бережного отношения к труду взрослых его результатам и природе, чистоте города.
Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений.
ОПИСАНИЕ:
Данное пособие можно использовать в течении всего дня пребывания детей дошкольного возраста в детском саду: в виде свободной игры, непосредственной образовательной деятельности.
Представляет собой набор магнитных карточек и магнитную доску.
При этом реализуются принцип интеграции познавательного развития, речевого развития, социально-коммуникативного развития через реализацию профориентационного компонента.
У детей формируются представления о труде, профессиях (дворник, уборщик, клинер), роли и развитии профессий в социуме; обогащается словарный запас, побуждается стремление к активной речи; формируется бережное отношение к окружающей природе, труду людей.
При работе с пособием «Чистота: вчера – сегодня - завтра», рассматриваются следующие темы для изучения с детьми: «Профессия дворник», «Профессия клинер», «История развития техники – пылесос - помощник», «Экология в промышленном городе», «Переработка мусора», «Чистый город».
В методическом пособии описаны примерные варианты использования дидактического пособия – игра, вопросы для беседы с детьми, темы проектной деятельности.
Примерными варианты использования дидактического пособия являются в связи с тем, что карточки не имеют жесткой привязки к определенной игре, их можно использовать во всех видах деятельности, решая различные задачи, в том числе за рамками профориентационной направленности.
Предложенные игры можно использовать с целью закрепления знаний и как наглядно-демонстрационный материал в изучении новой темы.
В проектной деятельности возможны два варианта: ребенок защищает свой проект с использованием карточек пособия; как календарь наблюдений.
Пособие состоит из магнитной доски размером 40 на 45 см, 175 магнитных карточек (см. приложение)
«Эволюция предметов чистоты»
Описание: в состав игры входят 15 карточек. Необходимо собрать цепочку развития чистящих средств. С детьми 3-х 4-х лет педагог собирает цепочку вместе с детьми, дети 5-го года жизни могут собирать ее самостоятельно.
Возраст: 3-5 лет
Где, чей инвентарь?»
Описание: в состав игры входит 17 карточек. Ребенок должен распределить представленный инвентарь между двумя работниками: дворником и клинером. С детьми 3-х 4-х лет педагог распределяет карточки вместе с детьми, дети 5-го года жизни могут делать это самостоятельно.
Возраст: 3-5 лет
«Экология: сортировка мусора»
Описание: в состав игры входят 24 карточки. С детьми 4-х 5-ти лет педагог сортирует картинки с изображение бытовых отходов вместе с детьми, дети 6-го 7-го года жизни могут распределять картинки самостоятельно.
Возраст: 4-7 лет
Режиссерская игра «Экология: завод»
Описание: в состав игры входят 8 карточек-иллюстраций. С помощью данных карточек ребенок в самостоятельной деятельности или в деятельности с педагогом может рассмотреть факторы, загрязняющие окружающую среду (рассматриваются такие факторы, как небрежное отношение человека к окружающей среде, отходы жизнедеятельности человека, в том числе дым от заводов)
Возраст: 5-7 лет
Режиссерская игра «Сделай город чище»
Описание: в состав игры входят 37 карточек. Дошкольник должен собрать картинку театральной площади родного города. С детьми 5-ти лет педагог составляет макет площади вместе с детьми, дети 6-го 7-го года жизни могут составлять различные варианты макета самостоятельно.
Возраст: 5-7 лет
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Чистота: вчера – сегодня - завтра»
Цель данного пособия – способствовать формированию у дошкольников эмоционального отношения к миру профессий, обогащать и конкретизировать представления детей о деятельности жителей города Нижний Тагил, воспитывать интерес к экологии нашего города.
Пособие позволяет планировать игровую деятельность с детьми согласно цели.
Данный материал поможет педагогам планомерно, интересно организовать работу по ознакомлению детей с миром таких профессий, как дворник, уборщик, эколог, формированию у них бережного отношения к труду взрослых его результатам и природе, чистоте города.
Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений.
ОПИСАНИЕ:
Данное пособие можно использовать в течении всего дня пребывания детей дошкольного возраста в детском саду: в виде свободной игры, непосредственной образовательной деятельности.
Представляет собой набор магнитных карточек и магнитную доску.
При этом реализуются принцип интеграции познавательного развития, речевого развития, социально-коммуникативного развития через реализацию профориентационного компонента.
У детей формируются представления о труде, профессиях (дворник, уборщик, клинер), роли и развитии профессий в социуме; обогащается словарный запас, побуждается стремление к активной речи; формируется бережное отношение к окружающей природе, труду людей.
При работе с пособием «Чистота: вчера – сегодня - завтра», рассматриваются следующие темы для изучения с детьми: «Профессия дворник», «Профессия клинер», «История развития техники – пылесос - помощник», «Экология в промышленном городе», «Переработка мусора», «Чистый город».
В методическом пособии описаны примерные варианты использования дидактического пособия – игра, вопросы для беседы с детьми, темы проектной деятельности.
Примерными варианты использования дидактического пособия являются в связи с тем, что карточки не имеют жесткой привязки к определенной игре, их можно использовать во всех видах деятельности, решая различные задачи, в том числе за рамками профориентационной направленности.
Предложенные игры можно использовать с целью закрепления знаний и как наглядно-демонстрационный материал в изучении новой темы.
В проектной деятельности возможны два варианта: ребенок защищает свой проект с использованием карточек пособия; как календарь наблюдений.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ:
«Эволюция предметов чистоты»
Описание: в состав игры входят 15 карточек. Необходимо собрать цепочку развития чистящих средств. С детьми 3-х 4-х лет педагог собирает цепочку вместе с детьми, дети 5-го года жизни могут собирать ее самостоятельно.
Возраст: 3-5 лет
Задачи:
Познакомить детей с историей развития чистящих и моющих средств
Обогатить представления детей о чистоте и ее роли в жизни каждого человека.
Развить свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе обсуждения.
Примерные вопросы для беседы:
Как наводят порядок в помещении, какие средства для этого используют?
Как вы думаете, чем раньше пользовался человек для поддержания чистоты до изобретения химических моющих средств и пылесоса?
Зачем наводят и поддерживают частоту, порядок?
Примерные варианты реализации проектной деятельности
Проект «Чистота – залог здоровья»
1 Вариант:
Цель: выявить закономерности возникновения грязи в доме, на улице, общественных местах
Задачи:
Изучить литературу по теме
Провести наблюдение в доме, на улице, общественных местах с целью выявления причин появления грязи
Выполнить «доброе дело», позволяющее навести или поддержать чистоту в доме, улице, общественных местах
2 Вариант:
Цель: выявить последствия влияния грязи на человека, окружающий мир
Задачи:
изучить литературу по темам: из чего состоит пыль и грязь; виды грязи; чистящие средства в борьбе с грязью; влияние пыли, грязи на организм человека
провести наблюдение за природой и человеком, с целью выявления причин плохого (хорошего) самочувствия человека, плохой (хорошей) экологической обстановкой
разработать рекомендации по борьбе с грязью в разных местах (дом, улица, транспорт, общественное место)
«Где, чей инвентарь?»
Описание: в состав игры входит 17 карточек. Ребенок должен распределить представленный инвентарь между двумя работниками: дворником и клинером. С детьми 3-х 4-х лет педагог распределяет карточки вместе с детьми, дети 5-го года жизни могут делать это самостоятельно.
Возраст: 3-5 лет
Задачи:
Познакомить детей с профессиями службы уборки и их орудиями труда
Обогатить представления детей о труде взрослых и о роли труда в жизни каждого человека.
Развить свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе обсуждения.
Примерные вопросы для беседы:
- Что такое служба уборки? Какие профессии к ней относятся?
- Что необходимо в работе данных профессий? Назови орудия труда к профессиям службы уборки.
- В какое время года есть работа у дворника/клинера?
-Каким инструментом пользуется дворник летом/осенью/зимой/весной?
- Какими средствами для мытья пользуется клинер?
На основе данной игры можно реализовать проект: «Все профессии важны!»
Цель: Формировать у детей представления о значимости профессий службы уборки
Задачи:
Изучить литературу по теме
Провести эксперимент: в течении нескольких дней не убирать вещи на место.
Понаблюдать за дворником в своем дворе; уборщицей в общественном месте; мамой при уборке квартиры
Подумать о тяжести труда служб уборки, методах облегчения их труда.
«Экология: сортировка мусора»
Описание: в состав игры входят 24 карточки. С детьми 4-х 5-ти лет педагог сортирует картинки с изображение бытовых отходов вместе с детьми, дети 6-го 7-го года жизни могут распределять картинки самостоятельно.
Возраст: 4-7 лет
Задачи:
Познакомить детей дошкольного возраста с различными видами утилизации мусора (мусорки, фасовка и переработка мусора)
Обогатить представления детей о разных видах мусора
Развить свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе обсуждения.
Примерные вопросы для беседы:
- Что такое мусор?
- Куда выбрасывают мусор?
- Кто вывозит мусор?
- Что такое мусорка?
- Какого цвета контейнеры используются, и для какого типа мусора
- Где перерабатывают мусор?
На основе данной игры можно реализовать проект: «Мусор – это клад»
Цель: сформировать у детей представления о вторичном использовании мусора
Задачи:
Изучить литературу по темам: «Путь от магазина до мусорки», «Мусорка, это…. Вред, польза мусорки», «Мусор и его виды», «Утилизация, что это?»
Определить, чем мусор вредит природе, ее обитателям?
Акция «Подари вторую жизнь мусору»
Попробовать фасовать мусор дома и утилизировать (бумагу в макулатуру, батарейки и стекло сдать в спец.приемники, отходы из овощей в удобрение и т.д.)
Режиссерская игра «Экология: завод»
Описание: в состав игры входят 8 карточек-иллюстраций. С помощью данных карточек ребенок в самостоятельной деятельности или в деятельности с педагогом может рассмотреть факторы, загрязняющие окружающую среду (рассматриваются такие факторы, как небрежное отношение человека к окружающей среде, отходы жизнедеятельности человека, в том числе дым от заводов)
Возраст: 5-7 лет
Примерные вопросы для беседы:
- Почему Тагил называют металлургическим?
- Что есть у заводов?
- Какой вред приносит завод окружающей природе?
- Что можно сделать, чтобы предотвратить загрязнение воздуха, почвы, воды вредными выбросами и отходами?
На основе данной игры можно реализовать проект: «Чистый воздух городу»
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
изучить литературу по темам: что такое дым, отличия дыма от пара, чем отличаются дым из трубы дома, и дым из трубы завода, как очищают дым, вред здоровью человека от производственного дыма
провести наблюдение за природой вблизи завода, сравнить с природой за городом
разработать рекомендации как уменьшить влияние загрязненного воздуха на человека
Режиссерская игра «Сделай город чище»
Описание: в состав игры входят 37 карточек. Дошкольник должен собрать картинку театральной площади родного города. С детьми 5-ти лет педагог составляет макет площади вместе с детьми, дети 6-го 7-го года жизни могут составлять различные варианты макета самостоятельно.
Возраст: 5-7 лет
Задачи:
Познакомить детей с достопримечательностями города Нижний Тагил
Познакомить с некоторыми профессиями города Нижний Тагил
Формировать ответственного отношения к чистоте в городе
Развить свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе обсуждения.
Примерные вопросы для беседы:
- Считаете ли вы наш город красивым? Почему?
- Какие места в нашем городе подходят для прогулок?
- В нашем городе чисто?
- Как в городе поддерживается чистота?
На основе данной игры можно реализовать проект: «Как я помог нашему городу стать чище»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста ответственного отношения к чистоте, природе города
Задачи:
Изучить литературу по теме
Акция «НЕ СОРИ»
Составить совместно с родителями проект – «Моя семья за чистоту в городе»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: познакомить детей с моделью «Вчера, сегодня, завтра».Оборудование: Модель. (Это плоскостная модель – в виде ленты, которая разделена на три отрезка времени: вчера, сегодня, завтра. Каждый ...
Авторская дидактическая игра по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Кафе"Мечта""
Данная игра является практически значимой для ранней профориентации детей дошкольного возраста. Развивает коммуникативные качества, мышление, речь, воображение и фантазию, и другие качества личности. ...
Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"
Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...
Технологическая карта по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшей группы "Вчера, сегодня, завтра".
Технологическая карта по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшей группы "Вчера, сегодня, завтра"....
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИГР И ПОСОБИЙ ДЛЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья "Использование мультимедийных игр и пособий для ранней профориентации детей дошкольного возраста" ...
Дидактическое пособие по ранней профориентации дошкольников.
Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами, нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать ув...