Непосредственная образовательная деятельность по окружающему миру
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Берёзка»
( МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
Непосредственная образовательная деятельность
по окружающему миру
«Эти удивительные камни»
Подготовительная группа № 10 «Золотой ключик»
Подготовила и провела педагог: Е.М.Киреева
2017 год.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети с воспитателем находятся в приемной комнате.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся…
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла в сад мешочек. А что в нем находиться, вы узнаете, отгадав загадку.
Воспитатель:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).
Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.
Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни).Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи.
(На доске иллюстрации с изображением геологов).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Д/И. «Собери рюкзак»
Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас
. Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей - ДА). А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей - КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.
Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.
(Движение по плану-схеме под фонограмму «Звуки леса)
1. Перешагнуть через упавшее дерево.
2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.
3. Проползти через пещеру (арка).
4. Перейти горную реку по камням.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Дети добывают камни в горе.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Дети садятся на ковер.
Исследовательская деятельность.
ОПЫТ №1. Цвет.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный)
Дыхательная гимнастика.
(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые?(Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень) Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Определение твердости-мягкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)
Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.
Вывод: камни бывают твердые и мягкие.
ОПЫТ № 5. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни).
Презентации детей « Камни в жизни человека»: Максим Ш, Кирилл С, Данил Л. Молодцы ребята.
Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей). Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да).А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.
Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Ваши работы мы положим в наш мини – музей, на память о нашей сегодняшней экспедиции. Я вас хочу угостить камушками, но это камни не простые, а называются они морские камушки.
(Угощение детей конфетами «Морские камушки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Безопасная дорога»
Закреплять у детей правила дорожного движения...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру.
Данные конспекты помогут обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, материал ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру "Новые приключения колобка".
Игровая деятельность в средней группе "Новые приключения колобка". Позволяет закрепить знания основ безопасного поведения в лесу, на природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков» Цели: - закрепить знания детей о видах транспорта и правилах поведения в транспорте....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе "Птицы весной"
Весной наш детский сад активно учавствует в городской акции "Скворечник". Родители изготавливают скворечники, а мы потом вместе с детьми развешиваем их на территории детского сада. Так же мы ззнакомим...
Открытый просмотр. Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру Знакомство с творчеством художника М.В. Васнецова
Это не просто занятие, а экскурсия в музей, где хранятся репродукции картин ( иллюстраций к русским народным сказкам и былинам) М.В. Васнецова....