проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа) на тему
Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 387.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Сказка»»
Ситкевич Галина Владимировна
г.Котлас
2016-2017 учебный год
Введение
Актуальность проекта
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Из выше изложенного вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
Цель: Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для детского экспериментирования.
- Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений
- Расширить кругозор детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
- Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей
- Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы № 10, музыкальный работник.
Этапы проекта
1 этап (сентябрь) | |
Предварительная подготовка: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Практическая часть | 2 этап (октябрь – апрель) |
| |
| |
| |
| |
| |
- игры словесные; - развивающие игры и упражнения. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | |
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала. | |
Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно). | |
Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | |
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий. | |
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку. | |
Тематические консультации для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Игры-эксперименты для детей среднего дошкольного возраста» и др. | |
Индивидуальные консультации по осуществлению акций. | |
Оформление наглядной информации в родительском уголке. | |
Результат проектной деятельности | 3 этап (май) |
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. | |
Открытые мероприятия на родительском собрании | |
Открытые мероприятия для педагогов | |
Обобщение педагогического опыта работы |
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
№ | Содержание | Кол-во занятий в неделю | Срок | Формы работы | Взаимодействие с семьёй |
1 | Опыты с воздухом Надувание напалечника Поиск воздуха Что в пакете? Загадочные пузырьки Надувание мыльных пузырей Пузырьки-спасатели Морской бой | 1 1 1 1
1 1 1 | Октябрь-ноябрь | В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности | Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно) Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» |
Всего занятий | 7 | ||||
2. | Опыты с водой и снегом. Свойства воды Окрашивание воды Изготовление цветных льдинок Взаимодействие воды и снега Нужен ли зимой растениям снег? Кто живёт в воде? Почему тает снег? | 1 1 1 1 1
1 1 | Декабрь-январь | В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность | |
Всего занятий | 7 | ||||
3 | Опыты с магнитом Магнитные чудеса Волшебная рукавичка Мы фокусники |
2 1 1 | Февраль | Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность | родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» |
Всего занятий | 4 | ||||
4 | Эксперимент с цветом Волшебная кисточка Рисование на мокром листе Раскрасим радугу | 2 1 1 | Март | Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность | консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; |
Всего занятий | 4 | ||||
5 | Вес,притяжение Угадайка Звук Почему всё звучит? Откуда берётся голос? | 2
1 1 | Апрель | В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности | консультация на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка» |
Всего занятий | 4 |
Ожидаемые результаты:
- Оформление «Уголка экспериментирования» и «Лаборатории» с необходимым для опытов оборудованием.
- Составление картотек:
- Опытов и экспериментов,
- Конспектов занятий
- Бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
- Проявление у детей интереса к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами. Формирование не только интеллектуальных впечатлений, но и развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
- Развитие у дошкольников умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Список используемой литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
11. Интернет сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"
Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...
Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1. Вызвать у детей интерес к космосу.2. Учить объединяться в игре, выполнять игро...
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....
ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...
Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах...
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"
Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...