проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа) на тему

Ситкевич Галина Владимировна

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Сказка»»

      

   

 Ситкевич Галина Владимировна

b01b9c64ad3dг.Котлас

                                         2016-2017 учебный год

Введение

      Актуальность проекта

 Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но,  в то же время,  интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Из выше изложенного   вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

       

        Цель: Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

           Задачи:

  • Создать благоприятные  условия для детского экспериментирования.
  • Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений
  • Расширить кругозор детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
  • Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей
  • Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

Участники проекта:        Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы № 10, музыкальный работник.

Этапы проекта

1 этап (сентябрь)

Предварительная подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
  • Экскурсии и целевые прогулки.
  • Наблюдения за объектами и явлениями природы.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).
  • Тематические беседы «Мой мир, – какой он?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
  • Знакомство с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты».

Практическая часть

2 этап (октябрь – апрель)

  1. Взаимодействия с детьми
  • Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях
  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.  
  • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.
  •  Чтение  тематической, художественной литературы
  • Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

  • Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):
  • Копилка «нужных ненужных» вещей;
  •  Плановые опыты
  •  Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);
  • Оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).
  1. Взаимодействия с семьей

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий.

Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.

Тематические консультации  для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Игры-эксперименты для детей среднего дошкольного возраста» и др.

Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Результат проектной деятельности

3 этап (май)

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Открытые мероприятия  на родительском собрании

Открытые мероприятия для педагогов

Обобщение педагогического  опыта работы

   

 Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Кол-во занятий в неделю

Срок

Формы работы

Взаимодействие с семьёй

1

Опыты с воздухом

Надувание напалечника

Поиск воздуха

Что в пакете?

Загадочные пузырьки

Надувание мыльных пузырей

Пузырьки-спасатели

Морской бой

     1

     1

     1

     1

 

1

1

1

Октябрь-ноябрь

В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности

Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно)

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Всего занятий

7

2.

Опыты с водой и снегом.

Свойства воды

Окрашивание воды

Изготовление цветных льдинок

Взаимодействие воды и снега

Нужен ли зимой растениям снег?

Кто живёт в воде?

Почему тает снег?

     1

     1

1

      1

     1

 

     1

     1

Декабрь-январь

В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность

Всего занятий

7

3

Опыты с магнитом

Магнитные чудеса

Волшебная рукавичка

Мы фокусники

 

     2

     1

     1

Февраль

Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность

родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»

Всего занятий

4

4

Эксперимент с цветом

Волшебная кисточка

Рисование на мокром листе

Раскрасим радугу

2

1

1

Март

Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность

консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

Всего занятий

4

5

Вес,притяжение

Угадайка

Звук

Почему всё звучит?

Откуда берётся голос?

      2  

   

   

     1

     1

Апрель

В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности

консультация на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка»

Всего занятий

4

Ожидаемые результаты:

  1. Оформление «Уголка экспериментирования» и «Лаборатории» с необходимым для опытов оборудованием.
  2. Составление картотек:
  • Опытов и экспериментов,
  • Конспектов занятий  
  • Бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
  1. Проявление у детей интереса к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами. Формирование не только интеллектуальных впечатлений, но и развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
  2. Развитие у дошкольников умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Список используемой литературы:

1.        Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2.        Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3.        Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4.        Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6.        Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8.        Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9.        Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10.        Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

11. Интернет сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"

Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки        весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...

Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...