проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samoylova_d.s.no7_.doc | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»
Паспорт проекта
Название проекта | «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» |
Автор проекта | Самойлова Анна Витальевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска» |
Вид проекта | Долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет |
Продолжительность проекта | 1год |
Интеграция, образовательные области | Познание, чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье, безопасность, социализация, труд, |
Участники проекта | Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Введение
Актуальность проекта Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Из выше изложенного вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
Цель: Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для детского экспериментирования.
- Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений
- Расширить кругозор детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
- Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей
- Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Принципы составления проекта
Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Ожидаемые результаты:
- Оформление «Уголка экспериментирования» и «Лаборатории» с необходимым для опытов оборудованием.
- Составление картотек:
- Опытов и экспериментов (Приложение 5),
- Конспектов занятий (Приложение 4)
- Бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
- Проявление у детей интереса к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами. Формирование не только интеллектуальных впечатлений, но и развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
- Развитие у дошкольников умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- Повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Этапы проекта
1 этап (сентябрь) | |
Предварительная подготовка: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Практическая часть | 2 этап (октябрь – апрель) |
| |
| |
| |
| |
| |
- игры словесные; - развивающие игры и упражнения. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | |
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала. | |
Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно). | |
Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | |
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий. | |
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку. | |
Тематические консультации для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др. (Приложение 6) | |
Индивидуальные консультации по осуществлению акций. | |
Оформление наглядной информации в родительском уголке. | |
Результат проектной деятельности | 3 этап (май) |
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. (Приложение3) | |
Открытые мероприятия на родительском собрании | |
Открытые мероприятия для педагогов | |
Обобщение педагогического опыта работы |
Заключение
В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности использования в дальнейшей работе.
Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Итак, я пришла к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Приложение 1
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
№ | Содержание | Кол-во занятий в неделю | Срок | Формы работы | Взаимодействие с семьёй |
1 | Опыты с воздухом Поможем Вини-Пуху Как пламя загрязняет воздух Как увидеть воздух Царство трёх ветров Воздух помогает двигаться | 1 1 2 1 2 | Октябрь-ноябрь | В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности | Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно) Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» |
Всего занятий | 7 | ||||
2. | Опыты с песком, глиной. Знакомство со свойствами песка Откуда в пустыне появляются песчаные горки? Удивительная глина Рисунок из песка на бумаге | 1 2 2 2 | Декабрь-январь | В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность | |
Всего занятий | 7 | ||||
3 | Опыты с магнитом Магнитные чудеса Притягивание и отталкивание магнитов Притягивание магнитом | 2 1 1 | Февраль | Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность | родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» |
Всего занятий | 4 | ||||
4 | Эксперимент с цветом Таинственные письма Смешивание акварели Таинственное появление и исчезновение | 1 2 1 | Март | Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность | консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; |
Всего занятий | 4 | ||||
5 | Опыты с водой Волшебница вода Какой бывает вода Пузыри в воде Что растворяется в воде? | 1 1 1 1 | Апрель | В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности | консультация на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка» |
Всего занятий | 4 |
Приложение 2
Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.
Вводная диагностика проводится по методике
«Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- Игровая;
- Чтение книг;
- Изобразительная;
- Детское экспериментирование;
- Труд в уголке природы;
- Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итоговая диагностика проводится по методике
«Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца. | Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Приложение 3
Результаты вводной диагностики по методике
«Выбор деятельности» (2011-2012г)
Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (49 баллов), на втором месте чтение книг (27 баллов), на третьем месте – ИЗО (23 балла), на четвертом месте – экспериментирование (19 баллов), на пятом месте – детское конструирование и труд в Уголке природы по (16 баллов).
Результаты итоговой диагностики по методике
«Выбор деятельности» (2011-2012г)
Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (50 баллов), на втором месте чтение художественной литературы, экспериментирование, труд в уголке природы(30 баллов), на третьем изобразительная деятельность (29 баллов), на четвертом месте – конструирование(25 баллов).
Приложение 7
Список используемой литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
11. Интернет сайты
12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"
Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...
Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"
Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1. Вызвать у детей интерес к космосу.2. Учить объединяться в игре, выполнять игро...
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....
ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...
Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах...
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"
Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...