Программа кружка "Дорожная Азбука"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №_____ от 01.09.2016г.
Заведующая МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №2
«Радуга» ЧМР РТ
______________ Л.К. Арсентьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по правилам дорожного движения
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5-7 ЛЕТ)
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на установочном заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2015г.
Автор-составитель:
Орешникова Екатерина Васильевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №2 «Радуга» ЧМР РТ
Чистополь 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Дорожная азбука» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Дорожная азбука» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Кружок «Дорожная азбука» проводится с детьми старшей и подготовительной подгруппами один раз в неделю во вторую половину дня.
На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Детей следует целенаправленно воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного дв ижения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.
В содержание работы кружка входят:
- словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;
- рассматривание иллюстраций;
- организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).
Материалы, используемые на занятиях:
Карандаши, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
Атрибуты дорожно-постовой службы: жезл, каски, знаки;
Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
Плакаты;
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
Дорожные знаки.
Дидактические игры:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак»
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
«Где спрятался знак?»
Работа с детьми
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
ребенок – пешеход;
ребенок – пассажир городского транспорта;
ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Тематический план работы кружка
Старшая группа (дети 5 – 6 лет)
Задачи:
Учить детей, свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все
общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Тематический план работы кружка
Подготовительная к школе группа (дети 6 – 7 лет)
Задачи:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Диагностическое исследования
Для чего нужна улица?
Ответили правильно-
Затруднялись с ответом-
2.На какие части делится улица?
Ответили правильно-
Затруднялись с ответом-
3.Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
Ответили правильно-
Затруднились ответить-
4.Где люди могут переходить дорогу?
Знают-
Не знают-
5.Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
Знают – Не знают –
6.Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
Ответили правильно-
Затруднились-
Ожидаемые результаты программы:
Дети знают, что перед переходом проезжей части надо остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Дети знают знаки, что они обозначают.
Тематический план
(Старшая и подготовительная подгруппы)
№ п/п | Тема | Учебные часы (мин) | |
| Теория | Практика | |
1 | Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» | 9 | 16 |
2 | «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили» | 9 | 16 |
3 | Прогулка «Наблюдение за транспортом». | 9 | 16 |
4 | «В городском транспорте» | 9 | 16 |
5 | «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». | 9 | 16 |
6 | Прогулка «Я - пешеход» | 9 | 16 |
7 | «В городском транспорте» | 9 | 16 |
8 | «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». | 9 | 16 |
9 | Прогулка «Я - пешеход» | 9 | 16 |
10 | Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах» | 9 | 16 |
11 | «Светофор». | 9 | 16 |
12 | Аппликация «Три глаза светофора». | 9 | 16 |
13 | Прогулка «Наблюдение за работой светофора» | 9 | 16 |
14 | «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева | 9 | 16 |
15 | «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы» | 9 | 16 |
16 | Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года». | 9 | 16 |
17 | «Особенности движения по скользкой дороге». | 9 | 16 |
18 | Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». | 9 | 16 |
19 | «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд» | 9 | 16 |
20 | Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора» | 9 | 16 |
21 | «Что такое пешеходный переход». | 9 | 16 |
22 | Аппликация «Пешеходный переход» | 9 | 16 |
23 | «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы». | 9 | 16 |
24 | Прогулка «Наша улица» | 9 | 16 |
25 |
«Катание на велосипеде (самокате, роликах)». | 9 | 16 |
26 | Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» | 9 | 16 |
27 | «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» | 9 | 16 |
28 | Безопасные места для детских игр» | 9 | 16 |
29 | «Мы пассажиры» | 9 | 16 |
30 | Дорожные знаки | 9 | 16 |
31 | «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» | 9 | 16 |
32 | «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» | 9 | 16 |
33 | Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». | 9 | 16 |
Календарно- тематическое планирование кружка «Дорожная азбука»
(старшая и подготовительная подгруппа )
Тема занятия | Кол-во Часов | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | |||
1. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» 2. «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили» 3. Прогулка «Наблюдение за транспортом». | 1 2 1 | Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников. Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей. | Стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города» Иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка. |
октябрь | |||
1. «В городском транспорте» 2. «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». 3. Прогулка «Я - пешеход» | 1 2 1 | Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице. Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу. | Сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта. Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель |
Ноябрь | |||
1. Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах» 2. «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора». 3. Прогулка «Наблюдение за работой светофора» | 1 2 1 | Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление. Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода. | Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками. Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка. |
декабрь | |||
1. «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева 2. «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы» 3. Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года». | 1 1 1 | Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность. Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор. | Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности». Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы. |
январь | |||
1. «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». 2. «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд» 3. Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»
| 2 1 1 | Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге. Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность. | Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь. Иллюстрации по теме. |
февраль | |||
1. «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход» 2. «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы». 3. Прогулка «Наша улица» | 2 1 1 | Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода. Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге. | Иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка. Набор плакатов «Азбука юного пешехода». |
март | |||
1. «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» 2. «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» | 2 2 | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным. | Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора. |
Апрель | |||
1.»Безопасные места для детских игр» 2. «Мы пассажиры» Дорожные знаки | 1 1 1 | Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте; познакомить с работой кондуктора и водителя трамвая. Продолжать знакомить с дорожными знаками: с новым знаком «Внимание! Дети»; повторение дорожных знаков, изученных в старшей группе; закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков. Познакомить с дорожными | Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. Иллюстрации по теме. Дорожные знаки. |
Май | |||
1. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» 2. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» 3. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». | 1 1 1 | Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность. Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода. | Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. |
Всего: | 33 |
Список литературы
1. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. Под ред. Е.А. Романовой.-М.: Т.Ц. Сфера, 2014. – 64с.
2. Т.Ф.Саулина Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми от 3-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-112с.
3.Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие/авт.-сост. Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина и др. под ред. Р.Н. Миниханова и Д.М. Мустафина.- Издание ГУ «НЦ БЖД»,2008. 288с.
4.Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасности поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий/ Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова, З.Л. Ишниязова,Р.Ш. Ахмадиева и др./ Под общ.ред. Д.М. Мустафина.- Казань: ГУ «НЖ БЖД», 2009.-209с.
5.Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.-М.:ИД «Цветной мир»,2013.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсно-игровой программы "Веселая азбука дорожного движения" для старшего дошкольного возраста
развлечение по ПДД...
Рабочая программа "Компьютерная азбука" для детей 5-6 лет
Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха,...
Программа "Дорожная азбука"
Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения...
Программа курса Азбука общения для подготовительной группы
Курс Азбука общения - это цикл психологических групповых занятий, направленный на гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежел...
Программа курса Азбука общения для старшей группы
Курс Азбука общения - это цикл групповых психологических занятий для старшей группы детского сада. Целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы ...
Программа "Компьютерная азбука"
Содержание программы: I. Целевой раздел……………………………………………………………2 стр.1....
Программа "Театральная азбука"
Программа по дополнительному образованию в ДОУ...