Программа курса Азбука общения для подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Курс Азбука общения - это цикл психологических групповых занятий, направленный на гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей старшего дошкольного возраста. Курс предполагает регулярное проведение занятий в течении одного года один раз в неделю. Программа состоит из четырех циклов: "Мир моих чувств", "Я учусь владесь собой", "Давайте жить дружно", "Страна знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_obshcheniya_dlya_podgotovitelnyh_grupp.docx | 50.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
психологических занятий
«Азбука общения»
подготовительная группа
детского сада
Составитель программы:
Кузнецова И.А.
Пояснительная записка.
В дошкольном периоде закладываются основы, определяющие успешность личностного становления и развития. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.
Существенную роль в формировании личности ребёнка играет не только учебная деятельность, но и освоение ребёнком социальной действительности, накопление социального опыта. Знакомство и усвоение социальных норм и правил у дошкольников происходит через коллективную игру, в разыгрывании различных социальных ситуаций. Особенностью такой игры должно стать присутствие взрослого, как образца поведения и применения социальных норм, и правил.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Таким образом, существует необходимость в создании и реализации программы, направленной на развитие эмоционально – волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников. Представленная программа имеет социально-психологическую направленность. Ее предназначение — сохранение психологического здоровья детей.
В связи с актуальностью проблемы целью программы является – гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка;
- развитиесоциально – коммуникативных навыков;
- формирование позитивного отношения к своему «Я»;
- развитие произвольной саморегуляции;
- формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности.
Организационные условия проведения занятий.Программа реализуется в течение учебного года 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате.
Основные методические приемы:беседа; групповая дискуссия; дидактические, развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; психотерапевтические сказки; тематическое рисование, лепка; психогимнастика.
Планируемые результаты.По итогам реализации программы старший дошкольник:
- Способен к позитивному самовосприятию, имеет адекватную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний и чувство собственного достоинства.
- Умеет выражать и отстаивать свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
- Доброжелателен в отношении с другими людьми, проявляет эмпатию.
- Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах.
- Способен к дифференциации эмоциональных состояний.
- Способен к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.
- Умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
- Умеет замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи;
- Умеет адекватно реагировать на эмоциональные проявления и состояния других людей.
- Умеет распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способен к открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
- Способен отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию социально приемлемыми способами.
- Способен к самостоятельному разрешению проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
- Активно стремится к достижению своей цели.
- Способен преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
- Владеет навыками саморегуляции и самоконтроля.
- Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен проявлять инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
- Умеет слушать и понимать других людей.
- Владеет навыками конструктивного общения с детьми и взрослыми.
- Способен к сотрудничеству, умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других.
- Способен самостоятельно или с небольшой помощью объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
- Способен к анализу причин конфликтных ситуаций.
- Владеет способами разрешения конфликтных ситуаций социально – приемлемыми способами.
- Способен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- Имеет сформированную внутренняя позиция школьника.
- Имеет положительное отношение к школьному обучению.
Направления реализации программы.
Программа состоит из 4 циклов.
Целью первого цикла «Мир моих чувств» является знакомство с базовыми эмоциями. Развитие навыка выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях. Основные задачи: способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Занятия предполагают раскрытие внутреннего мира детей.
Второй цикл занятий «Я учусь владеть собой». Цель - формирование умений принимать самого себя и других людей, управлять своими эмоциями. Знакомство с приемами саморегуляции. В связи с трудностями усвоения детьми данной категории моральных норм и принципов в данном блоке подобраны такие темы занятий, где дети смогли бы получить навыки социального взаимодействия, именно на этом этапе работы дети обучаются оптимальному поведению в различных ситуации. С помощью прослушивания сказок, проигрывания сюжетов, психокоррекционных упражнений и заданий, этюдов проводиться коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения, вырабатывается у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении.
Третий цикл - «Давайте жить дружно». Целью является формирование и развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества (слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу). Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (коммуникативных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром.
Четвертый цикл - «Страна знаний» направлен на формирование положительной мотивации к школьному обучению. Задачи: формировать учебно-познавательные мотивы; способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика; продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции. Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники; подкрепление положительного отношения к школе; закрепления знаний о школьных принадлежностях; закрепления образцов ролевого поведения; формирования чувства уверенности в роли ученика.
Данная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.
Данная программа, составленная на основе следующих методических разработок: программа социально – личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова; программа групповых занятий с дошкольниками «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, О.Е. Первушина И.М.; программа эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В.Крюкова, Н.П.Слободяника; программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна внутри нас».
Календарно-тематическое планирование
№ | Сроки | Тема занятия | Содержание занятия | Виды деятельности и формы работы | Планируемые (формируемые) результаты занятия |
1 | Адаптационное занятие «Давайте познакомимся» | Знакомство, приветствие детей друг с другом. Групповая работа. Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность. | Упр. «Здравствуйте, это Я», Беседа «Мое лето». Игра «Молекулы». Игра «Делай как я». Рис. «Мой портрет». | Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности. | |
2 | Адаптационное занятие «Наша группа» | Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность. | Упр. «Доброе утро». Беседа «Детский сад». Игры «Поменяйся местами», «Если любишь, делай так». Рисунок «Наша группа». | Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности. | |
3 | Адаптационное занятие «Навстречу» | Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность. | Упр. «Доброе утро». Игра «Найди цвет». Упр. «Скульптура». Рисунок «Альбом группы». Этюд «Цветок». | Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности. | |
4 | Адаптационное занятие «Мы хорошо умеем вместе» | Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижения тревожности. Рисуночная деятельность. | Упр. «Доброе утро». Упр. «Ракета». Игры «Бусы», «Буря», «Орлиный глаз». Рисунок «Обложка для альбома» | Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности. | |
Цикл занятий «Мир моих чувств» | |||||
5 | «Волшебная страна Чувств» | Беседа с детьми. Эмоционально-символическая игра. Знакомство с понятиями «чувство», «эмоция»; беседа и обсуждение с детьми. Введенеие понятия «Мера». | Упр. «Добрый день». Игра «Найди спрятанное». Сказка «Волшебная страна чувств». Упражнение «Что такое чувства?» Творческая работа «Волшебная страна». | Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции». Повышение уровня дифференциации эмоций и чувств. | |
6 | «Радость» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией радости (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление эмоции радости. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. | Упр. «Доброе животное». Игра «Найди спрятанное». Рис. «Радость», упр. «Моя Радость» Этюд «Танец». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Радости. | |
7 | «Грусть и печаль» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоциями грусть и печаль (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление эмоции грусть. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. | Упр. «Сосед к соседу». Беседа «Как приходит Грусть - Печаль». Творческая работа «Грустный вернисаж». Игра «Я Грустинку провожу». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Грусти. | |
8 | «Злость» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией Злость (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление эмоции злости. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы с гневом. | Игра «Всеобщее внимание». Этюд «Злюка». Беседа «Как приходит Злость». Коллективная сказка «Приключения Злюки». Упр. «Я злюсь, когда… », «Волшебный мешочек», «Снежки». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Злости. Развитие навыков работы с гневом. | |
9 | «Интерес» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с интересом (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление интереса. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Пальчиковая гимнастика. Рисуночная деятельность. | Упр. «Танцы для пальцев». Игра «Загадочные узоры». Беседа «Как приходит Интерес». Коллективный рисунок «Интересный интерес». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений об интересе. | |
10 | «Страх» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией Страх (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление эмоции страха. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы со страхом. | Игра «Повтори звук». Этюд «Страх». Беседа «Когда и зачем приходит Страх». Упр. «Страшное блюдо», «Закончи предложение», «Мой страх» «Возьми себя в руки». Творческая работа «Нестрашный страх» | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Страха. Развитие навыков работы с чувством страха. | |
11 | «Обида» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с эмоцией Обида (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление эмоции обида. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы с чувством обиды. | Упр. «Топаем, хлопаем и гудим». Игра «Найди обиду». Беседа «Когда и зачем приходит обида». Опыт «Вот так обида!». Упр. «Прохлопаем обидку». Рисуночная деятельность «Мои обиды». Упр. «Воздушный шарик». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Обиды. Развитие навыков работы с чувством Обиды. | |
12 | «Вина и стыд» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с чувством вины и стыда (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление чувства вины и обиды. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. Формирование навыков работы с чувством вины и стыда. | Упр. «Делай как я». Рассказ «Косточка». Беседа «Когда приходят Вина и Стыд». Упр. «Я чувствую себя виноватым, когда… ». Игра «Извини меня за …» Коллективный рисунок «Портрет Вины и Стыда». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Вины и Стыда. Развитие навыков работы с чувством Вины и Стыда. | |
13 | «Любовь» | Рефлексия прошлого занятия. Знакомство с чувством Любви (беседа и обсуждение с детьми). Символическое представление чувства Любви. Психологическое упражнение, направленное на расширение эмоционального репертуара. | Упр. «Паровозик». Беседа «Главное чувство». Этюд «Цветок». Рис. «Подарок». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Расширение представлений о чувстве Любви. | |
14 | «Я – Король своих чувств» | Рефлексия всего путешествия. Психологические упражнение, направленные на дифференциацию своих, и чужих чувств, и эмоций. Пантомимические упражнения. | Игра «Зеркало». Игра «Злой, веселый, грустный». Упражнение-анализ «Письмо первооткрывателей Страны Эмоций». | Повышение дифференциации чувств и эмоций. Децентрация личности ребёнка. Повышение саморефлексии. | |
Цикл занятий «Я учусь владеть собой» | |||||
15 | «Как справиться с плохим настроением» | Рефлексия прошлого занятия. Игры и упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции в трудной ситуацией. | Упр. «Подарим друг другу улыбку». Игра «Вот если бы было не так…». Опыт «Сломалась игрушка». Упр. «Даже если…». | Расширение представлений детей о возможностях выхода из сложной ситуации путем изменения отношения к ней. | |
16 | «Как стать уверенным в себе» | Рефлексия прошлого занятия. Психологические упражнения, направленные на повышение уверенности в себе, на развитие навыков саморегуляции. Психогимнастика. Рисуночная деятельность. | Психогимнастика «Солнышко». Сказка «Я не могу этого вынести». Игра «Я справился», «Я – сильный!». Упражнение «Ведро». | Развитие навыков уверенного поведения. Снятие психоэмоционального напряжения. | |
17 | «Как добиваться успеха» | Чтение и обсуждение сказки. Беседа с детьми о том, что труд является условием для достижения успеха. Психологические игры, направленные на повышение уверенности в себе. | Игра «Зеркало». Сказка «Две лягушки». Упр. «Я справлюсь». Игра «Звезда успеха». | Расширение представления о понятии успех и условиях его достижения. | |
18 | «Трудное слово «Нет!»» | Психологические игры и упражнения, направленные на снятие «запрета отказа», на научение принимать и давать отказ. | Игра «Угадай, кто рычит!». Рассказ «Когда трудно сказать «Нет!»». Игра «Нет! Нет! Нет!». Упр. В парах «Прости, но нет». | Формирование умения принимать и отказ и отказывать. | |
19 | «Скажу себе «Стоп!»» | Рефлексия прошлого занятия. Ролевые игры, психологические упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Психогимнастика. Творческая деятельность. | Игра «Если нравиться тебе, делай так… ». Рассказ «Тайм - аут». Разыгрывание ситуаций «Мишкина поюшка», «Ежик и Лисичка», «Слонёнок». Упр. «Хочукалки». Психогимнастика «Внутренняя сила». Работа с пластилином «Человек с сильной волей». | Развитие навыков саморегуляции. Снятие напряжения. | |
Цикл занятий «Давайте жить дружно» | |||||
20 | «Что такое дружба» | Беседа с детьми (обсуждение понятий «друг» и «дружба»). Коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать и дружить. Групповая игра. Рисование. | Игра «Узнай по голосу». Разбор и обсуждение пословиц и поговорок о дружбе. Групповое составление геометрических фигур. Игра «Переправа». | Повышение сплоченности группы. Улучшение взаимопонимания. Налаживание более близких, доверительных отношений в группе. Развитие навыков эмпатии и сопереживания. | |
21 | «Настоящий друг» | Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Психологические упражнения, направленные на формирование принятия других; умения видеть положительные стороны и достоинства в другом. Коллективные игры. Рисуночная деятельность. | Этюд «Подарок другу». Беседа на тему «Настоящий друг». Игра «Я хочу с тобой дружить». Рисунок «Лучший друг». | Повышение сплоченности группы. Расширение представлений о том, какими качествами обладает друг. Повышение положительного эмоционального отношения друг к другу. | |
22 | «Когда общаться нелегко» | Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Психогимнастика. | Упр. «Подарок другу». Беседа «Когда общаться нелегко». Игра «Ассоциации». Беседа «Моя последняя ссора». Притча «Две козы». Упр. «Мы поссоримся и помиримся». Игры «Мирилки». | Формирование умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Улучшение взаимопонимания. | |
23 | Путешествие в страну Понимания» | Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Коммуникативные игры, направленные на сплочение группы, обучение сотрудничеству. | Упр. «Ракета», «Слепой и повадырь». Игра «Озеро дружбы». Творческая работа в парах «Варежки». | Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. | |
24 | «Мальчики и девочки» | Беседа с детьми. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие понимания различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивающие навыки общения мальчиков с девочками. | Этюд «Леди и Джентельмен». Чтение стихотворения «О мальчиках и девочках». Беседа «Мальчики и Девочки». Игра «Защитники девочек». Игра-драматизация «Спящая красавица». Коллективная работа «Страна Девочек» и «Страна Мальчиков». | Повышение половой дифференциации. Формирование уважительного отношения и принятия ребенка противоположного пола. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. | |
25 | «Пойми меня» | Психологические упражнения на развитие невербального общения. Понтомимические игры, направленные на развитие произвольности. Психогимнастика. | Беседа и групповое обсуждение. Упр. «Пойми без слов». Упр. «Пойми настроение». Упр. «Заколдованный ребёнок». Упр. «Море волнуется раз». | Расширение репертуара межличностного общения (дать представление о различных способах коммуникации). Развитие мимики и пантомимики. | |
26 | «Давайте жить дружно» Психологическая игра | Коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать. Групповая игра. Рисуночная деятельность. | Упр. «Мммм». Игры "Сиамские близнецы", "Заколдованное слово", "Хоровой шёпот". Инсценировка басни «Лебедь, рак и щука». | Повышение сплоченности группы. Развитие навыков эмпатии и сопереживания. Повышение навыков командной работы. Снятие напряжения. | |
27 | «Дерево дружбы» | Коллективное творчество, направленное на сплочение группы. | Коллективная работа «Дерево дружбы» | Повышение сплоченности группы. Повышение навыков командной работы. | |
Цикл занятий «Страна Знаний» | |||||
28 | «Что такое школа» | Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование положительного отношения к школе. Беседа, игры направленные на повышение мотивационной готовности к школьному обучению. Коммуникативная игра, развивающая умение сотрудничать. | Упр. «Добрый день!» Игра «Мгновенное построение». Чтение и обсуждение сказки «Создание «Лесной сказки»». Беседа «Я и школа». Игра «Самое – самое в школе». Рисуночная деятельность «Школьник - дошкольник». | Повышение уровня развития внимания и двигательной памяти. Формирование положительного образа школа. Повышение мотивации к обучение в школе. | |
29 | «Моя первая учительница» | Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование положительного эмоционального отношения к первому учителю. Игры, направленные на развитие познавательной сферы. Рисуночная деятельность. | Упр. «Добрый день!». Игра «Что изменилось», «А что вокруг». Чтение и обсуждение сказки «Фея Страны Знания». Рис. «Моя первая учительница». | Формирование положительного образа первого учителя. Повышение мотивации к обучение в школе. Повышение уровня развития зрительной памяти и внимания. | |
30 | Правила школьной жизни | Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование положительного эмоционального отношения к школьным правилам. Беседа о правилах поведения в школе. Коммуникативные игры, направленные на сплочение группы. | Упр. «Эхо». Игра «Флажок». Упр. «Урок или перемена». Чтение и обсуждение сказки «Школьные правила». Коллективная работа «Школьные знаки». | Принятие правил школьной жизни и себя в роли учеников, активизация познавательной активности обучающихся, формирование положительной мотивации. | |
31 | Школьные отметки | Чтение и обсуждение сказки, направленной на формирование позитивного отношения к оценочной системе обучения. Игры, направленные на снятие тревожности, психоэмоционального напряжения, связанного с негативным оцениванием. | Упр. «Хорошее настроение». Игра «Школьный портфель». Чтение и обсуждение сказки «Школьные оценки». Упр. «Зато», игра «Листопад». | Подготовка к оценочной системе обучения. Снижение тревоги, связанной с негативным оцениванием. | |
32 | «Смешные страхи» | Чтение и обсуждение сказки, направленной на обогащение понимания эмоции страха за счет осознания того, что страх – может быть, результат незнания. Игры, направленные на снятие тревожности, психоэмоционального напряжения, связанного с наличием страха. Психогимнастика. Рисуночная деятельность. | Упр. «Ракета». Чтение и обсуждение сказки "Смешные страхи". Этюды "Первоклассники идут в хорошем настроении", "Учитель встречает учеников". Упр. "Имя-движение". Этюд "Испуганный зайка". Упр. "Чего мы боимся в школе". Игра "Зайцы в лесу". Рисование "Смешные страхи" | Формирование положительного представление о следующем этапе обучения. Формирование положительной мотивации. Развитие навыков саморегуляции. Снижение тревоги. | |
33 | «Школьные конфликты» | Чтение и обсуждение сказок, направленных на осознание причин конфликтности; понимание необходимости сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. | Упр. "Доброе животное". Чтение и обсуждение сказок «Ябеда», «Шапка - невидимка». Упражнение "Делай так!". Игра "Ветер дует на …". | Формирование положительной мотивации. Формирование умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Улучшение взаимопонимания. | |
34 | «Школьные конфликты» 2 | Чтение и обсуждение сказок, направленных на осознание причин конфликтности; понимание необходимости сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания. Коммуникативные игры, направленные на сотрудничество и взаимопонимание. | Упр. «Доброе животное». Чтение и обсуждение сказки «Хвосты». Упр. «Выбор». Игра «Телеграмма». | Формирование положительной мотивации. Формирование умения разрешать конфликты социально приемлемыми способами. Улучшение взаимопонимания. | |
35 | «Скоро в школу» | Беседа с детьми. Вспоминание самых ярких моментов за год. Подведение итогов. Рассматривание и обсуждение фотографий и творческих работ за год. | Игра «Делай, как я». Упр. «Наша группа». Упр. «Свеча желаний». | Повышение уровня саморефлексии. Формирование объективной самооценки. Обозначение роста детей над самими собой. | |
36 | «Прощай, детский сад!» | Игра – путешествие, содержащая психологические игры и упражнения, направленные на завершение обучения в детском саду и подготовку к обучению в подготовительном классе. | Игра «Переправа», эстафета достижений, дидактические игры, письмо «В будущее», закапывание клада. | Формирование положительного представление о следующем этапе обучения; повышение самостоятельности и ответственности. |
Список литературы:
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии», - «Речь», 2006.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. «Познаю себя» (методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста), – М.: БАЛАСС, 2007.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2006.
- Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет», - Ярославль.: Академия развития, 2000.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
- Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у Винни-Пуха"
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "Путешествие в Снежландию"
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....
Программа курса Азбука общения для старшей группы
Курс Азбука общения - это цикл групповых психологических занятий для старшей группы детского сада. Целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы ...
Конспект НОД по речевому общению: «Весёлая азбука» (грамота) в подготовительной группе.
Задачи:Образовательные: упражнять в умении выделять гласные и согласные звуки, делить слово на слоги , определять количество слогов составлять предложения , работать со схемой предложений , упраж...
тематический план по курсу развитие речи в подготовительной группе детей с ТНР
план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию речи. Занятия 1 раз в неделю....
Итоговые задания по курсу "Я познаю мир" Подготовительная группа
Итоговые задания. В файле текстовые задания, которые обязательно иллюстрируются при практическом применении....