Программа "Дорожная азбука"
рабочая программа по обж на тему
Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dorozhnaya_azbuka.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»
Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения
«Дорожная азбука»
Тюльган
2016г.
Пояснительная записка
Современная дорога – объект повышенной опасности. Не случайно проблема безопасности дорожного движения входит в число наиболее острых вопросов человечества, ведь на российских дорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем на всех других видах транспорта. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети-пешеходы и дети-пассажиры – самые незащищенные категории участников дорожного движения. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недостаточен. Иногда дошкольники становятся не только жертвами, но и виновниками ДТП: копируют поведение взрослых, не понимая опасности, выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом, внезапно появляются из-за стоящих автомобилей и насаждений, выезжают на велосипеде, на роликах и т.д.
Чаще всего участниками авто-происшествий становятся дети- пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач.
Решать проблему детского дорожно-транспортного травматизма необходимо через развитие нравственно-правовых убеждений, потребностей, привычек выполнять требования нормативно-правовых актов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, не только у детей-дошкольников, но и у взрослых – педагогов и родителей.
Программа «Дорожная азбука» направлена на создание условий для формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и готовности к эффективным и обоснованным действиям в постоянно меняющейся дорожной обстановке.
По сроку реализации программа рассчитана на 4 года. Возрастная аудитория – 3-7 лет. По содержанию программа интегрированная. По цели обучения – познавательная. По форме организации содержания – сквозная. Реализация содержания данной программы осуществляется на занятиях по познавательному развитию и физической культуре, в ходе совместной деятельности воспитателя и детей на прогулках, в утренний отрезок времени и во 2 половине дня в реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
Цели и задачи программы.
Цель: Создать комплексную систему по формированию у детей культуры безопасности жизнедеятельности, способствующую предупреждению правонарушений в области дорожного движения и снижению количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обеспечить организацию деятельности по обучению детей основам безопасности дорожного движения.
- Создать развивающую среду, способствующую формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах.
- Систематизировать работу с детьми, родителями, педагогическим составом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Организовать консультативную помощь родителям, направленную на повышение ответственности за безопасность и жизнь детей на дорогах.
- Обеспечить информационно-методическое, техническое сопровождение педагогов по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.
Задачи для воспитателей:
- С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Задачи для детей (старшего дошкольного возраста):
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
- Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
- Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
- Расширять знания о городском транспорте.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками.
- Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
- Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте
Формы организации занятий
- Учебное занятие.
- Игровое занятие.
- Интегрированное занятие.
- Проектная деятельность.
- Развлечение.
Формы обучения
- Индивидуальная форма обучения.
- Групповая форма обучения.
- Фронтальная форма занятий.
- Экскурсии.
- Целевые прогулки.
- Ролевые игры.
- Игры с правилами.
- Игры-упражнения.
Условия реализации программы.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах.
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
- простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
- макет перекрестка;
- набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
- дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
- собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
- организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
На территории детского сада устраивается участок, обозначающий перекресток с проезжей частью и пешеходными переходами. А так же велосипедные дорожки.
Содержание работы по ПДД в ДОУ
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения | Результат |
| Воспитатели старших и подготовительных групп. | Сентябрь | Пополнение предметно-развивающей среды. |
| Воспитатели | Сентябрь | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. | Воспитатели | Октябрь | Закрепление с детьми ПДД. |
| Воспитатели | В течение года | Закрепление ПДД. |
Рассматривание проблемных игровых ситуаций: | Воспитатели, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД | В течение года | Закрепление ПДД. |
| Воспитатели | Октябрь | Закрепление знаний родителей о ПДД. |
Изготовление папок-передвижек и памяток по ПДД. Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников». | Администрация ДОУ, инспектор ГИБДД | Сентябрь-октябрь | Информированность родителей. |
Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ). | Инспектор ГИБДД | Ноябрь | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
Разработка и упорядочение в методическом кабинете ДОУ пакета документов по нормативно-правовому, методическому и организационному обеспечению обучения детей ПДД. | Старший воспитатель | В течение года | Создание нормативно-правовой и методической базы |
Проект «Вместе с родителями – за безопасность всей семьей» | Воспитатели, Родители, дети | В течение года | Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. |
| Воспитатели, дети, родители, сотрудник ГИБДД | Декабрь | Популяризация использования детских удерживающих устройств и защиты прав детей-пассажиров. |
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями. | Педагог-психолог ДОУ | Январь | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге. |
«Школа пешеходных наук» – досуговая развлекательная игра. | Инструктор по физ. развитию | Февраль | Закрепить умение различать дорожные знаки. |
«Почему шумит улица?» – экскурсия. | Воспитатели | Март | Знакомство детей с различными видами транспорта. |
| Инструктор по физ. развитию | Апрель | Воспитание умения демонстрировать свои физ. возможности, проявлять усердие. |
| Воспитатели | Май | Закрепление знаний по ПДД воспитанников подготовительных групп. |
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по ПДД. | Воспитатели, родители | Май | Пакет диагностических карт. |
Ознакомление педагогов ДОУ района с результатами работы. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Май | Обмен опытом. |
Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД. | воспитатели | В течение года | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено». | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Июнь | Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей. |
Проведение итогового педагогического совета по результатам работы. | Заместитель заведующей по воспитательной работе ДОУ | Июнь | Аналитическая справка по итогам работы. |
Экскурсии, целевые прогулки | Воспитатели, родители | Июнь - август | Практическое применение полученных знаний по ПДД. |
Тематический план работы с детьми старшего возраста по ПДД посредством художественной литературы
Месяц | Название произведения | Цель работы | Содержание работы |
Сентябрь | Сказка «Огнехвостик» В. Ардов. | Выяснение причин несчастного случая. | Чтение, обсуждение. |
Октябрь | «Мой приятель-светофор» С. Прокофьев. | Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице. | Чтение, аппликация. |
Ноябрь | «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков. | Знакомство с работой милиционера-регулировщика. | Чтение, инсценировка. |
Декабрь | Загадки о транспорте. | Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем. | Отгадывание загадок. Сюжетное рисование. |
Январь | «Перекресток» А. Дорохов. | Знакомство с правилами перехода через улицу. | Чтение, режиссерская игра. |
Февраль | «Марта и Чичи идут в парк». | Закрепление знаний о правилах перехода через улицу. | Чтение. |
Март | «Моя улица» С. Михалков. «Самый лучший переход» Я. Пишумов. | Уточнение знаний о переходах. | Чтение, сюжетное рисование. |
Апрель | «Волшебный мяч» Т. Шорыгина. | Знакомство с правилами поведения во дворе. | Чтение, настольный театр, режиссерские игры. |
Май | «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванов. | Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. | Чтение, костюмированный спектакль. |
Предполагаемые результаты.
К окончанию ДОУ дети подготовительной группы должны знать:
- Основные части дороги – проезжая часть, тротуар, кювет, разделительная полоса.
- Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где – транспорт.
- Общие правила безопасной ориентации на дороге.
- Светофоры транспортные и пешеходные, значение сигналов светофора.
- Дорожные знаки и их значение: «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Жилая зона», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», « Пост ДПС».
- Правила перехода дороги по пешеходным переходам со светофором и без светофора, вне перекрестка и на перекрестках.
- Где можно и где нельзя играть детям, и как безопасно играть в подвижные игры.
- Требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются.
- Другие участники дорожного движения могут ошибаться.
К окончанию ДОУ дети подготовительной группы должны уметь:
- Правильно двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны.
- Определять наиболее опасные для пешеходов участки дорог, и места, где не следует переходить дорогу.
- Занимать правильное положение на дороге: прямо перед собой – пешеходный переход, напротив – светофор.
- Выбирать наиболее безопасные маршруты движения до детсада, до школы.
- Безопасно выполнять переход дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.
- Оценивать скорость и направление автомобиля.
- Определять безопасное для пешехода расстояние до движущегося транспорта.
- При необходимости обращаться ко взрослым пешеходам при переходе дороги в местах интенсивного движения транспорта.
Ребенок должен иметь представление:
- О работе милиционера – регулировщика;
- О работе водителя;
- О том, как водители заботятся об автомобиле;
- Об автозаправочной станции, станции техобслуживания.
Список литературы:
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
- Программа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах «Воспитать пешехода». – Оренбург, ООО «ОренЗНАК», 2009.
- «Дорожная азбука для дошколят».- Оренбург, ООО «ОренЗНАК», 2006.
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». – М., «Мозаика-синтез» , 2009.
- Ж. «Здоровье дошкольника», 2010, №4.с.42-48
- Тошева Л.И. Обучение детей безопасному поведению на дорогах. – М., ООО «Армпресс», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная азбука дошколят"
Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...
Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"
Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Презентация "Азбука за азбукой"
Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...
Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Информационно-дидактическое пособие включает в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же сведения о памятниках природы родного края....
Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.
Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...
Методические разработки к занятиям. Школьное лесничество "Бурундучок" программам "Азбука леса" и "Азбука выживания в лесу"
материал к занятиям по программе "Азбука выживания в лесу"...