Программа курса Азбука общения для старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ирина Алексеевна Кузнецова

Курс Азбука общения - это цикл групповых психологических занятий для старшей группы детского сада. Целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей дошкольного возраста. Программа состоит из двух блоков: "В мире доброй сказки", "Я среди других". 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_obshcheniya_starshaya_gruppa.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

психологических занятий

«Азбука общения»

старшая группа

детского сада

Составитель программы:

Кузнецова И.А.


Пояснительная записка.

В дошкольном периоде закладываются основы, определяющие успешность личностного становления и развития. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.Наряду с ориентацией на приобретения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как личности.

Каждый период развития, который проживает ребенок в первые семь лет жизни, характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Учитывая эти особенности, основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенком сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

Представленная программа имеет социально-психологическую направленность. Ее предназначение — сохранение психологического здоровья детей.  

В связи с актуальностью проблемы целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • развитие навыков социального взаимодействия;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я»;
  • формирование позитивного отношения к окружающим;
  • развитие способности к эмпатии и сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • создание возможностей для самовыражения.

Организационные условия проведения занятий.Программа реализуется в течение учебного года 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Занятия проводятся фронтально в игровой комнате.  

Основные методические приемы:психотерапевтические сказки; беседа; групповая дискуссия; дидактические, развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; тематическое рисование, лепка; психогимнастика.

Планируемые результаты.По итогам реализации программы воспитанник старшей группы:

  • имеет адекватную уверенность в своих силах;
  • имеет стабильный эмоциональный фон;
  • понимает свою индивидуальность и индивидуальность каждого человека;
  • умеет доброжелательно относиться друг к другу, проявлять заинтересованность и эмпатию;
  • умеет воспринимать сверстника и взрослого на положительном эмоциональном уровне;
  • умеет понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказывать о нём;
  • способен осознавать важность нравственного поведения, последствия нарушения / соблюдения норм и правил (в соответствии с возрастом);
  • стремится выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе;
  • способен давать эмоциональную оценку поступкам и действиям;
  • умеет вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умеет устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, выражая содержание общения разнообразными способами;
  • способен принимать и оказывать помощь;
  • умеет дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • способен к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях;
  • умеет обосновывать свое согласие или несогласие с действиями партнера, соблюдая нормы речевого этикета;
  • умеет договариваться, соотносить свои желания, стремления, замыслы с интересами других людей;
  • умеет принимать участие в коллективных делах;
  • умеет следовать правилу игры;
  • умеет следовать словестной инструкции.

Направления реализации программы.

Программа состоит из 2 циклов.

Первый цикл«В мире доброй сказки» создан на основе метода сказкотерапии. Он направлен на эмоциональное развитие и коррекцию межличностных отношений детей. Проживание сказочных ситуаций помогут дошкольникам разрешить эмоционально-личностные проблемы, такие как повышенная тревожность, заниженная самооценка, а также трудности в общении. Делая акцент на развитие доброты, порядочности, смелости решается главная проблема межличностных отношений детей. Сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. А обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям. Основные задачи цикла: повышение уверенности ребенка в себе; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; развитие творческих способностей; приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения; снижение уровня тревожности; развитие коммуникативных навыков.

Во втором цикле занятий «Я среди других» решается задача познания дошкольником себя через отношения с окружающими. Ребенку важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них. Цель занятий этого блока – это осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности; формирование умения увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению. С помощью проигрывания сюжетов, психокоррекционных упражнений и заданий, терапевтических бесед, творческих работ формируется позитивное отношение к своему «Я», повышается уверенность в себе; развиваются навыки социального поведения; формируется чувство принадлежности к группе и позитивное отношение к сверстникам.

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

  • учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,   М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.

Данная программа, составленная на основе следующих методических разработок:«Лабиринт души: терапевтические сказки» О.В.Хухлаевой, О.Е. Хухлаева; «Сказки от слез» М.С.Кутовой; «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической-психокоррекционной работы» Л.Д.Коротковой; программа развития межличностного взаимодействия детей 5 – 7 лет «Дорога дружбы и добра» Чистякова Н.В.; программа социально – личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова; программа групповых занятий с дошкольниками «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, О.Е. Первушина И.М.


Календарно-тематическое планирование в старшей группе детского сада

Сроки

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности и формы работы

Планируемые (формируемые) результаты занятия

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Знакомство, приветствие детей друг с другом. Коллективные игры, направленные на принятие себя и других; сплочения коллектива; понижение тревожности.

Упр. «Давайте познакомимся». Игра «Поменяйся местами». Игра «Кто Я?». Упр. «Радужные ладошки». Психогимнастика «Сбрось усталость».

Облегчение процесса адаптации. Улучшение психологического комфорта и обстановки в группе. Сплочение группы. Понижение тревожности.

Цикл занятий «В мире доброй сказки»

2

Знакомство с миром сказки. «Солнечный луч»

Чтение и обсуждение сказки. Психологические игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Упр. «Доброе утро!». Ритуал входа. Сказка «Солнечный луч».Упр. «Пробуждение», Игра «Паучки», «Божьи коровки», «Чудеса». Ритуал выхода.

Установить контакт с детьми.  Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения. Развитие воображения.

3

«Волшебный клубок»

Рефлексия прошлого занятия. Психологические игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Упр. «Делай, как я!». Ритуал входа. Сказка «Волшебный клубок». Упражнение «Здравствуй клубочек»,«Ветер дует на…», «Варежки». Ритуал выхода.

Определение эмоциональной сферы детей, изучение сильных и слабых сторон личности. Наблюдение за организацией совместной работой детей. Создание условий для сплочения детей.

4

«В гостях у доброй Курочки»

Чтение и обсуждение сказки. Беседа на тему доброжелательного отношения к другим. Психологические игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Ритуал входа. Сказка «Про добрую Курочку». Упражнения «Речка», «Липка», «Гребенщики», «Дровосеки», «Выпекание калача». Ритуал выхода

Снижать мышечное и эмоциональное напряжение.Развитие умения проявлять доброту и открытость к самому себе и сверстникам. Развитие мимики и пантомимики

5

«Смелость – мой товарищ»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки.

Ролевые игры, направленные на формирование навыков социально – приемлемого поведения. Коммуникативные игры. Дыхательная гимнастика.

Упр. «Доброе животное». Ритуал входа в сказку «Выбираю тебя». Чтение и обсуждение сказки «смелый Енот». Упр. «Только спокойствие». Упр. «Добрые дела». Игра «Река дружбы». Ритуал выхода.

Формирование навыков социально – приемлемого поведения. Развитие межличностного доверия.

6

«Любят того, кто не обидит никого»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа на тему доброжелательного отношения к другим.

Психологические упражнения, на развитие самоконтроля. Пальчиковые игры.

Упр. «Доброе животное». Ритуал входа в сказку «Вежливое слово». Чтение и обсуждение сказки «Федя и волшебный ключ». Пальчиковая гимнастика «Колечки». Игра «Замри». Ритуал выхода.

Формирование представлений о значимости доброжелательного отношения друг к другу. Развитие навыков самоконтроля. Развитие мелкой моторики. Снятие психоэмоционального напряжения.

7

«Без ссор!»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки.

Игры – ситуации, направленные на расширение поведенческого репертуара. Коллективные игры, обучающие умению сотрудничать и дружить.

Упр. «Утро начинается с улыбки». Ритуал входа в сказку «Ласковое имя». Чтение и обсуждение сказки «Тихоня». Игра «Построй фигуру». Игра «Дай». Ритуал выхода.

Формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Повышение сплоченности группы. Улучшение взаимопонимания. Налаживание более близких, доверительных отношений в группе.

8

«Как хорошо тебя услышать!»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа на тему необходимости слышать другого человека. Игры, направленные на развитие навыков невербального общения. Психологические игры на развитие положительных качеств личности. Пальчиковые игры.

Упр. «Ветер дует на …». Ритуал входа в сказку «Паровозик». Чтение и обсуждение сказки «Две башенки». Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Игра «Башенки». Упр. «Узнай меня по голосу». Ритуал выхода.

Способствовать децентрация личности ребёнка. Улучшение взаимопонимания. Развитие навыков невербального общения. Снятие психоэмоционального напряжения.

9

«Кузя Курочкин не сдается!».

Чтение и обсуждение сказки. Психологические игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Упр.  «Доброе утро!». Ритуал входа в сказку «Волшебный ключик». Чтение и обсуждение сказки «Кузя Курочкин не сдается!». Игра «Уши, носики, ладошки». Упр. «Доброе слово». Ритуал выхода.

Дифференциация понятий «хорошего» и «плохого» поведения. Развитие эмпатии. Сплочение группы.

10

«Нестрашный страх»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа на тему страхов. Психологические игры, направленные на преодоление негативных переживаний, снятие психоэмоционального напряжения. Рисуночная деятельность.

Упр. «Повтори звук». Ритуал входа в сказку «Сказочный калейдоскоп». Чтение, обсуждение сказки «Галя и гуси». Упр.  «Закончи предложение». Рисуночная деятельность «Нестрашный страх». Ритуал выхода.

Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение психического тонуса. Преодоление негативных переживаний. Повышение уверенности в себе.

11

«Бесстрашный Ничегонебойся»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Психологические игры, направленные на преодоление негативных переживаний, снижение тревожности. Рисуночная деятельность.

Упр. «Делай, как я». Ритуал входа в сказку «Страшуля». Чтение и обсуждение сказки «Бесстрашный Ничегонебойся». Упражнение «Волшебные ладошки». Игра «Конкурс небоюсек». Рисуночная деятельность «Бесстрашный Ничегонебойся». Ритуал выхода.

Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение психического тонуса. Преодоление негативных переживаний. Повышение уверенности в себе.

12

«Добрые дела»

Чтение и обсуждение сказки. Беседа на тему взаимопомощи. Коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать и дружить. Групповая игра. Психогимнастика на снятие напряжение, повышение психического тонуса.

Упр. «Поменяйтесь те, кто ..». Ритуал вхождения в сказку «Я лучше всех…». Чтение и обсуждение сказки «Добрые дела деда Мазая». Упр. «Островок с зайцами». Игра «Спасение». Психогимнастика  «Найди зайчиков», «Благодарность». Ритуал выхода.

Способствовать децентрация личности ребёнка. Улучшение взаимопонимания. Сплочение группы. Снятие психоэмоционального напряжения.

13

«Прочь, обида!»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа на тему обиды. Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции. Психологические этюды. Рисуночная деятельность.

Упр. «Ракета». Ритуал входа в сказку. Сказка «Убегалки - догонялки». Этюд «Как прогнать собачью обиду». Рисунок  «Моя обида». Упражнение «Прочь, обида!»Ритуал выхода.

Преодоление негативных переживаний. Развитие навыков саморегуляции. Повышение психиченскоготонуса.  

14

«Правда и ложь»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа, направленная на формирование социально – приемлемого отношения к понятиям «правда» и «ложь». Коллективные игры, направленное на сплочение группы. Психологические этюды. Рисуночная деятельность.

Упр. «Пусть всегда будет… ». Ритуал входа в сказку. Чтение и обсуждение сказки «Три мальчика». Игра «Правда или ложь». Чтение и обсуждение истории «Манная каша». Этюд «Правда и ложь». Ритуал выхода.

Формирование социально – приемлемого отношения к понятиям «правда» и «ложь». Улучшение взаимопонимания. Снятие психоэмоционального напряжения.

15

«Честь и честность»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа, направленная на формирование социально – приемлемого отношения к понятиям «честность». Коллективные игры, направленное на сплочение группы. Психологические этюды. Рисуночная деятельность.

Упр. «Поделись улыбкою своей». Ритуал вхождения в сказку «Рисунок на спине». Чтение и обсуждение сказки «Честное слово». Игра «Айсберг».  Психогимнастика «Веточка». Ритуал выхода.

Формирование социально – приемлемого отношения к понятию «честность». Улучшение взаимопонимания. Снятие психоэмоционального напряжения.

16

«Посмотрите на меня!»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Психологические упражнения, направленные на формирование положительного отношения к другим, повышение уверенности в себе.  

Упр. «Эхо». Ритуал входа в сказку «Комплимент». Чтение и обсуждение сказки «Сказка о Ёжике». Игра «В центре внимания». Упр. «Хорошо - плохо». Этюд «Звезда».  Ритуал выхода.

Формирование представление о себе и других как об уникальных, неповторимых личностях. Понимание других; принятие и осознание особенностей других людей.

17

«Новогодняя сказка»

Чтение и обсуждение сказки. Психологические упражнения и игры, направленные на развитие положительных качеств личности. Коллективное творчество, направленное на сплочение группы, обучение сотрудничеству.

Упр. «Доброе утро!». Ритуал вхождения в сказку «Волшебный ключик». Чтение и обсуждение сказки «Новогодняя сказка». Игра «Ты самый - самый». Коллективная работа «Елочка».  Ритуал выхода.

Формирование положительной «Я - концепции». Сплочение коллектива, развитие навыков сотрудничества.

18

«Бумажный тигр»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции. Психологические этюды. Рисуночная деятельность.

Упр. «Делай, как я!». Ритуал входа в сказку. Чтение и обсуждение сказки «Осторожно: злая собака!». Упражнение «Это зверь разозлился потому…». Этюд «Добрые - злые». Игра «Утро - вечер» (цветочки открылись – цветочки закрылись). Ритуал выхода.

Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение психического тонуса. Преодоление негативных переживаний. Повышение уверенности в себе.

19

«Я - первый»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Психологические упражнения, направленные на формирование положительного отношения к своему «Я».Психогимнастика.

Упр. «Доброе утро!» Ритуал вхождения в сказку. Чтение и обсуждение сказки «Соревнование», «Шахматы». Упр. «Похвала». Этюд «Поход». Игра «Будешь первым». Упр. «Карандашик - кисточка». Ритуал выхода.

Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение психического тонуса. Преодоление негативных переживаний. Повышение уверенности в себе.

20

«Маленькое облачко»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Психологические упражнения, направленные на формирование положительного отношения к своему «Я». Коммуникативные игры. Психогимнатиска.

Упр. «Волшебные ворота». Ритуал входа в сказку «Облачко». Чтение и обсуждение сказки «Маленькое облачко». Упр. «Воздушный бал», «Дотронься до .. ». Игра «Скучно – скучно так сидеть!». Этюд  «Грустный Пуфик».  Упр. «Что я умею». Ритуал выхода.

Формирование положительного отношения к своему «Я». Развитие коммуникативных навыков. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие межличностного доверия.

21

«Паутинка счастья»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Коммуникативная игра, направленная на принятие себя и других.

Коллективное творчество, направленное на сплочение группы, обучение сотрудничеству. Психогимнастика.

Упр. «Поздороваемся с закрытыми глазами». Ритуал входа в сказку «Волшебные воротца». Чтение и обсуждение сказки «Ловкая Лапка». Этюд «Расстроенный паучок». Игра «Что в мешочке». Упр. «Я умею, я могу». Коллективный рисунок «Полотно Счастья». Ритуал выхода.

Способствовать децентрация личности ребёнка; повышению эмпатийности. Сплочение группы. Повышение психического тонуса.

22

«Остров дружбы и добра»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Коммуникативная игра, направленная на принятие себя и других.

Коллективное творчество, направленное на сплочение группы, обучение сотрудничеству. Психогимнастика.

Упр. «Доброе утро!». Ритуал входа. Путешествие на Острове. Упражнения «Живая дорожка», «Щепки на реке», «Похвалилики». Рисование «Острова Дружбы и добра». Ритуал выхода.

Снятие мышечных зажимов. Развитие коммуникативных способностей.Развитие умения детей договариваться, приходить к общему решению, помогать другому.Развитие творческих способностей, воображения, речи.

23

«В поисках клада»

Рефлексия прошлого занятия. Чтение и обсуждение сказки. Беседа, направленная на формирование социально – приемлемого отношения к понятиям «честность». Коллективные игры, направленное на сплочение группы. Психологические этюды. Рисуночная деятельность.

Упр. «Ракета». Ритуал входа. Сказка «Про Зайца». Упражнения «Выбор дорог», «Зайчишка». Рисование страхов. Упр. «Живая дорожка», «Путешествие по сказке я научился». Вручение карты, поиск клада и награждение медалями. Ритуал выхода.

Способствовать открытому проявлению чувств в приемлемой для социальной среды формы. Вызвать у детей чувство сопереживания к близким людям. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие воображения, речи, мелкой моторики рук.

24

«Волшебный сон»

Рефлексия прошлого занятия. Психологические упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, повышение психического тонуса.

Упр. «Делай, как я». Ритуал входа в сказку «Волшебный мешочек». Медитативная сказка «Волшебный сон». Рисунок «Мой Волшебный сон». Психогимнастика «Птица». Ритуал выхода.

Повышение психического тонуса. Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение уверенности в себе.

25

«Мама – первое слово»

Психологическое упражнение, направленные на формирование эмпатии, понимании чувств другого человека.

Рисуночная деятельность.

Упр. «Угадай, кто зарычал». Ритуал входа в сказку «Телефон».  Чтение и обсуждение сказки «Про букашку Сашку». Упр. «Что чувствуют мамы». Рис. «Имя моей мамы похоже на цветок». Игра «Ехал грека через реку». Ритуал выхода.

Способствовать децентрация личности ребёнка; повышению эмпатийности. Формирование осознания семейных границ и семейной иерархии. Повышение значимости семьи.

26

«Наша Сказка»

Рефлексия прошлых занятий. Подведение итогов. Коллективное творчество, направленное на сплочение группы, обучение сотрудничеству.

Упр. «Хорошее настроение». Беседа на тему «Лучшая сказка». Упр. «Чему меня научила сказка». Коллективная работа «Сказка нашей группы». Коллективное рисование иллюстраций к сказке.

Сплочение группы. Развитие навыков сотрудничества. Развитие творческих способностей.

Цикл занятий «Я среди других»

27

«Кто Я? Какой Я»

Коммуникативные игры, направленная на принятие себя и других.

Коллективное творчество, направленное на сплочение группы, обучение сотрудничеству.

Этюд «Цветок». Упр. «Моё имя», «Я отличаюсь от …», «Кто Я?». Игра «Волшебные ручки». Рисуночная деятельность «Моя ладошка».

Формирование представление о себе и других как об уникальных, неповторимых личностях. Принятие и осознание своих особенностей.

28

«Я и Ты»

Рефлексия прошлого занятия. Терапевтическая беседа с детьми.

Коммуникативная игра, направленная на формирование принятия других.

Психологические игры, направленные на сплочение коллектива.

Игра «Дотронься». Упр. «Волшебный стульчик». Беседа «Все люди хорошие».Упр. «Чудесные пуговицы». Игра «Запретное слово».

Формирование представление о себе и других как об уникальных, неповторимых личностях. Развитие интереса к сверстникам, понимания и принятия особенностей другого.

29

«Мальчики и девочки»

Рефлексия прошлого занятия. Беседа с детьми. Чтение и обсуждение сказки. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие понимания различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Игра «Запрещенное движение». Игра «Я знаю имена». Упр. «Какие девочки – какие мальчики».  Чтение и обсуждение сказки «Страна Карапузиков». Игра «Настоящий защитник», «Хозяюшка».

Повышение половой дифференциации. Формирование уважительного отношения и принятия ребенка противоположного пола. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

30

«Я и мои друзья»

Беседа с детьми.

Психологические упражнения, направленные на формирование умения видеть положительные стороны и достоинства в другом. Коллективные игры.

Упр. «Превращалки». Упр. «Дождик». Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о дружбе. Игры «Рука - мяч», «Угадай друга».

Вызвать у детей позитивное отношение друг к другу. Развить способность к взаимодействию и взаимопринятию. Развитие навыков сотрудничества в парах.

31

«Я и моя семья»

Рефлексия прошлого занятия.

Психологические упражнения, направленные на развитие у детей чувства целостности и принадлежности к своей семье, безопасности в семье. Рисуночная деятельность.

Упр. «Моё домашнее имя» (с обсуждением). Упр. «Моя семья самая …». Беседа на тему «Традиции моей семьи». Рис. «Особенный день моей семьи».

Способствовать децентрация личности ребёнка. Повышение значимости семьи. Формирование осознания себя как части семейной системы, чувства целостности и принадлежности к своей семье.

32

«Старший и младший»

Рефлексия прошлого занятия.  Коллективная игры со сменой ролей. Психологическое упражнение, направленное на развитие положительных представлений о сиблинге.

Упр. «Ручеек радости». Обсуждение особенностей прав и обязательств старших/младших сиблингов. Командная игра (команда старших, младших и единственных детей со сменой ролей). Упр. «Мой брат/сестра – мой друг».

Способствовать децентрация личности ребёнка; повышениюэмпатии. Формирование осознания семейных границ и семейной иерархии. Повышение значимости семьи.

33

«Я люблю – меня любят»

Психологические упражнения, направленные на формирование положительного отношения к себе и другим, объективную оценку личностных качеств детей. Коллективные игры. Рисуночная деятельность.

Упр. «Ракета», «Большой круг – малый круг». Игра «Волшебные ручки». Упр. «Кто пришел?». Игра «Пусть всегда будет …». Рисунок «Все, кого я люблю».

Повышение уровня саморефлексии. Признание и понимание целостности и индивидуальности личности. Формирование объективной самооценки и самопринятия.

34

«Мои мечты»

Терапевтическая метафора (сказка)

Психологическое упражнение, направленное на развитие воображение.

Рисуночная деятельность.

Игра «Ветер дует на …». Чтение и обсуждение сказки «Цветик - Семицветик». Упр. «Давайте помечтаем». Рис. «Моя мечта».

Повышение навыка саморефлексии и самопознания. Развитие воображения. Повышение уверенности в себе и своих силах.

35

«Город нашей дружбы»

Психологические упражнения, коллективная творческая деятельность, направленные на развитие навыков сотрудничества и взаимодействия, бережного отношения друг к другу.

Упр. на визуализацию «Путешествие в Волшебную страну». Упр. «Клеевой дождик», «Прогулка по ручью», «Волшебные заросли», «Лес». Коллективный коллаж «Город нашей дружбы». Игра «Салют!»

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Формирование чувства ответсвенности за другого, бережного отношения друг к другу. Развитие воображения и творческих способностей.

36

«Как я изменился? Чему я научился?»

Итоговое занятие

Беседа с детьми. Вспоминание самых ярких моментов за год. Подведение итогов. Рассматривание и обсуждение фотографий и творческих работ за год.

Упр. «Мои достижения». Дети рассматривают фотографии себя и группы за год, замечают изменения, вспоминают переживания.

Повышение уровня саморефлексии. Формирование объективной самооценки. Обозначение роста детей над самими собой.


Список методической литературы:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко . Практикум посказкотерапии. – СПб., речь, 2006
  2. Чистякова Н.В. «Дорога дружбы и добра». Программа развития межличностного взаимодействия. – Липецк, 2010.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической-психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004
  4. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей/Екатеренбург:У-Фактория, 2006.
  5. Кутовая М.С. Сказки от слез. – СПб.: Речь, 2014.
  6. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева В.Е. – 6-е изд. – М. Академический Проект, 2008
  7. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально – личностного развития детей дошкольного возраста. Корепанова М.В., Харламова Е.В. – М.: Баласс, 2007.
  8. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники/О.Н.Истратова. – Изд. 2-е. – Ростов Н/Д, Феникс, 2008
  9. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у Винни-Пуха"

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "Путешествие в Снежландию"

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Программа курса Азбука общения для подготовительной группы

Курс Азбука общения - это цикл психологических групповых занятий, направленный на гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежел...

Познавательно-речевое общение детей старшей группы на тему «Дорожная азбука».

Познавательно-речевое общение детей старшей группы на тему...

Рабочая программа по курсу «Лепка/аппликация». в старшей группе для детей от 5 до 6 лет

Рабочая программа по курсу «Лепка/аппликация» для детей 5-6 лет соответствует требованиям ФГОС ДО, основана на:Программе «От рождения до школы » (под ред. Н...