Статья на тему:"ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)
ТЕМА: "ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время, в условиях освоения ФГОС ДО, повысились требования к использованию игры в целях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, педагогам ДОУ необходимо формировать у детей 7 года жизни предпосылки к школьному обучению, произвольность поведения является одной из них.В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности — целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно. Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи, либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Можно поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Целью данной статьи является анализ развития волевых проявлений и произвольности поведения в дошкольном возрасте через внедрение системы игр с определенными правилами. Очевидно, что развитые формы не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, что базовые психологические основания для них закладываются в раннем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что необходимо развивать саморегуляцию детей целенаправленно, тем самым помочь детям развить механизм произвольности.
Предполагаемый подход к исследованию влияния игр с правилами на уровень развития произвольности включал три этапа:
1 — организационный, этап направлен на изучение литературы, подбор игр; диагностика исходного уровня развития произвольности и воли у дошкольников 6–7 лет.
2 — запуск и внедрение, этап представляет собой серию игр с правилами, которые внедрялись во фронтальные занятия, в режимные моменты и др.
3 — рефлексивный, был направлен на выявление тех изменений в произвольном поведении и волевых проявлений детей, которые произошли в результате практического использования игр в воспитательно-образовательном процессе.
В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе.
Выполнила:
Воспитатель ГБДОУ № 47
Фадеева Кристина Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Игра с правилами как средство развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель ГБОУ №47
Фадеева Кристина Сергеевна
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время, в условиях освоения ФГОС ДО, повысились требования к использованию игры в целях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, педагогам ДОУ необходимо формировать у детей 7 года жизни предпосылки к школьному обучению, произвольность поведения является одной из них.
Дошкольное детство чрезвычайно важный период развития человека. Это уникальный и решающий период развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Это возраст первоначального фактического становления личности. Нарушение любого звена или механизма психологической структуры развития ребенка может существенно повлиять на его дальнейшее развитие.
В детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции, Л. С. Выготского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.
Исследования ученых показывают, что наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности — целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно. Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи, либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Можно поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Целью данной статьи является анализ развития волевых проявлений и произвольности поведения в дошкольном возрасте через внедрение системы игр с определенными правилами. Очевидно, что развитые формы не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, что базовые психологические основания для них закладываются в раннем возрасте.
Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения детей. Преимуществом подходов Г. А. Урунтаевой , Е. О. Смирновой являются элементы игр и овладения правилами в них, как путь к овладению своим поведением. Выявлено, что участие в играх с правилами сверстников подготавливает появление самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать свое собственное поведение в игре. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Через игру с правилами у дошкольника формируется произвольность. Большое место в жизни детей занимают игры с правилами. Для игр с правилами характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а правила. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. Развитие этого вида игры и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи. В игре больше, чем в какой-либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Ведущее место в 6-7 лет приобретают подвижные игры с правилами без сюжета («Ловишки», «Найди себе пару» и др.)
Игры с правилами, включающие очередность действий или направленные на выработку усидчивости: игры Никитина: «Уникуб»,«Сложи узор»; головоломки, блоки детёныша, настольно-печатные игры, шашки, домино, лото.
С помощью игр ребёнок овладевает полезными для него двигательными действиями и упражняется в них. Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. Физические качества – сила, ловкость, быстрота, выносливость – развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр. Игры с правилами предполагают проявление само регуляции деятельности со стороны ребёнка. Любая из игр данного вида имеет цель, которую дети должны принять или даже самостоятельно сформулировать. Для выполнения этой цели ребёнок должен преодолеть определённые трудности на основе волевых усилий. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, инициативу, что является проявлением произвольности. Необходимость выбора способа действия для достижения цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других качеств личности. При этом любая подвижная игра оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Ребёнок испытывает ситуацию успеха, формируется умение работать в коллективе и подчиняться общим правилам и требованиям.
В играх с правилами все открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому правило может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникают вопросы: «Как надо вести себя? Правильно ли я делаю?» Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. По-видимому, действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, хотя очевидно, что знание правила является необходимым условием его выполнения.
Навязывание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действия. Такое навязанное, неосознанное действие является вынужденным, автоматическим, не имеющим собственного смысла. Механическое, автоматизированное действие, несмотря на внешнюю правило сообразность, не является ни произвольным, ни тем более волевым. Ребенок должен знать,представлять, как нужно действовать и насколько его действие является правильным. И в то же время, как отмечалось выше, само по себе знание правила еще не обеспечивает его выполнения.
Чтобы правило было осознано ребенком и действительно опосредствовало его поведение, оно должно приобрести субъективную значимость. Чтобы перед ребенком возник вопрос: «Правильно ли я действую?», он должен захотеть действовать «правильно», т.е. в соответствии с принятым и понятым правилом. Возникновение новой для дошкольника ценности правильного поведения и превращение правила в мотив собственных действий знаменуют новый этап не только развития произвольности, но и воли ребенка.
Впервые сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил происходит в играх дошкольника. Центральной фигурой в игре с правилом на первых этапах ее становления является взрослый (или старший ребенок, уже овладевший правилом). Роль взрослого здесь двояка. Во-первых, он организует игру детей, является образцом и носителем правил игры. И во-вторых, он должен быть ее непосредственным участником. В своей первой роли взрослый обычно ставит задачу, формулирует правила игры и контролирует их выполнение. Вторая роль взрослого способствует тому, что игра с правилом и само правило становятся субъективно-значимыми и привлекательными для ребенка: он не просто узнает, как надо делать, но заражается интересом к игре. В совокупности эти две роли взрослого приводят к тому, что правила действия выделяются в сознании ребенка и приобретают мотивирующую, побудительную силу.
Правило становится все менее связанным с воображаемой ситуацией и все более относится к самому играющему ребенку. Правило становится средством осознания своего поведения и средством овладения им, которое свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других неигровых ситуациях.
В исследованиях Е.О.Смирновой выяснялось влияние игры с правилом на становление осознанного и произвольного поведения не только в игровой, но и в других видах деятельности. Перед началом формирующего эксперимента выяснялись показатели произвольности поведения 3-5-летних детей в самых разных ситуациях: на занятиях, при решении познавательных задач, в действиях по образцу и т.д.
На формирующем этапе с детьми экспериментальной группы в течение месяца систематически и интенсивно проводились игры с правилами . Все они имели совместный характер и проходили не просто под руководством, но и при активном участии взрослого. Оказалось, что после проведения системы игр с правилами произвольность детей существенно возросла. Отсутствие аналогичных изменений в контрольной группе может свидетельствовать о том, что они явились результатом проведенных игр с правилами.
Первоначально дети включались в игру только эмоционально и непосредственно. Их привлекали возможность общения со взрослым, игровой материал и просто двигательная активность. Правило действия на этом этапе существовало лишь в скрытой, латентной форме. Однако взрослый не просто играл с детьми, а постоянно обращал внимание, что и когда следует делать, поддерживал их правильные действия. В результате дети все более подстраивали свое поведение к требуемым действиям. Это подготавливало следующий этап открытия или осознания правила.
Осознание правила наиболее ярко проявлялось в замечаниях, которые дети начинали делать друг другу в случае его нарушения. Они ревностно следили друг за другом, охотно отмечая промахи других. Контроль за действиями других детей создавал внутреннюю готовность к выполнению тех же действий. При этом отчетливо проявлялось стремление ребенка играть по правилу (или правильно): в случае, если этого не получалось (например, если он забегал за запретную черту или случайно подглядывал, когда «водил»), он огорчался и старался в следующий раз сделать все правильно. Это может свидетельствовать о том, что правило приобрело для ребенка личную значимость и стало мотивом его активности .
Соблюдение правила ребенком на этом этапе было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадалась, и дети «забывали» все ее правила. Такая поддержка предполагала постоянное и непосредственное участие взрослого в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил, одобрение правильных действий. Длительность этого этапа зависела от сложности и доступности конкретного правила.
На последнем этапе стали появляться случаи, когда дети самостоятельно воспроизводили игры с правилами, показанные взрослым, и при этом сами следили за соблюдением правил. Это может свидетельствовать о том, что они уже овладели правилом действия и могли контролировать свое поведение независимо от взрослого.
В последовательности этих этапов можно увидеть явную аналогию с этапами процесса, описанного выше. Центральная роль в этом процессе принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка.
Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия и соотнося их с правилом .
Проведенный анализ приводит к заключению, что следующий шаг в развитии произвольности связан с осознанием своего, а не ролевого поведения. Наиболее успешно это осуществляется в играх дошкольника с правилом, которые являются эффективным путем развития произвольности ребенка. В процессе проведения игр правило становится мотивом действия ребенка и средством осознания собственных действий. Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.
В целом ряде исследований (А.В. Запорожца, Л.И. Божович, Е.О. Смирновой и других) было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в плане развития произвольности и овладения своим поведением. По мнению Д.Б.Эльконина, игра имеет решающую роль в развитии произвольности. В одном из своих исследований автором было показано, что введение в игру ребёнка сюжета (например, кошки - мышки) повышает эффективность подчинения ребёнка правилам уже с трёх – четырёх лет. Т.О. Гиневская показала, что если ребёнку предложить прыжки до черты на полу, то длина прыжка будет значительно меньше, чем тогда, когда ребёнок тот же прыжок выполнит, изображая зайку–попрыгунчика или прыгуна-спортсмена. По данным З. Мануйленко дети 3-4 лет могут, выполняя задание взрослого, выдержать неподвижную позу в среднем 18 секунд, но взяв на себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в пять раз дольше. Благодаря игровой деятельности дети лучше усваивают правила коллективной жизни и взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....
Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...
Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...
Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...
Статья на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".
Публикация в сборнике "Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии" :материалы Всероссийской научной конференции, 23–26 марта 2015 г., г....