Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.
статья на тему
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.
Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, нравственно-психологического климата в нем, во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.
Каторгина Елена Митрофановна старший воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №141
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.
Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, нравственно-психологического климата в нем, во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Поэтому наше дошкольное учреждение детский сад №141 проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единой целью «Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад- семья».
Разрабатывая стратегию сотрудничества с семьями воспитанников, мы проанализировали особенности воспитания детей в детском саду и семье. У обеих сторон своя специфика, свои достоинства и преимущества, но есть и недостатки. Так мы выделили ряд проблем:
- Педагогическая пассивность родителей-это непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками.
- Несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя. Поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
- Преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду. И зачастую относятся к родителям как к объектам воспитания.
- Недооценивание ребенка как главного участника процесса взаимодействия. В основном взаимодействие «педагог-родитель» сводится к всеобучу родителей. Ребенок, как личность, с учетом его интересов и особенностей из этого процесса выпадает.
С целью решения вышеперечисленных проблем, одним из основных этапов нашей работы стал поиск эффективных форм взаимодействия педагогов – родителей – детей и разработку модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада.
Работая в данном направлении, мы выделили три основных блока:
- Работа с педагогами.
Задачи:
- Выявить готовность пед.коллектива к работе с семьей.
- Повысить уровень теоретических знаний у педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
- Познакомить с новыми научными представлениями о семье.
- Развивать умение строить и анализировать работу с родителями, учитывая потребности семей (как родителей, так и детей)
Решая эти задачи, мы проводим следующую работу:
- Пополняем методическое обеспечение по данному направлению.
- Используем групповые и индивидуальные консультации.
- Проводим практические занятия с педагогами в форме: семинаров-практикумов, круглых столов, дискуссий, деловых игр, тренингов.
В ходе работы мы стремимся научить педагогов верить в важность и необходимость совместных действий. Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития. Обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках.
2.Работа с семьей.
Задачи:
- Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
- Осуществление индивидуального подхода, как главного условия развития и воспитания личности ребенка.
- Совместная деятельность по созданию благоприятной воспитательно-образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата как в ДОУ, так и в семьях воспитанников.
Мы используем следующие формы организации сотрудничества детского сада с семьями:
- Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.
- Просвещение родителей в форме: групповых встреч, родительских собраний, индивидуальных консультаций, наглядно-текстовой информации, тренингов и семинаров, открытых мероприятий и т.д.
- Участие в совместной деятельности педагогов, родителей и детей: совместные занятия, праздники и т.д.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: не поучать, а приглашать к сотрудничеству. Находиться в партнерской позиции с родителями. Показать родителям свое положительное отношение к их ребенку. Вести конструктивный диалог с родителями.
Главной должна быть атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
- Работа с детьми.
Задачи:
- Формирование у детей позитивного отношения к своему «Я» и к своей семье, чувства принадлежности к ней.
- Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.
- Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.
- Развивать уверенность в себе.
- Сближение детей и родителей, гармонизация семейных отношений.
В этой работе, необходимо, чтобы родители стали полноправными активными партнерами воспитательного процесса. Для этого использовались такие формы работы, как создание семейных проектов, оформление семейных альбомов, творческие конкурсы, создание эффектов домашней обстановки, совместные экскурсии и т.д.
Работая со взрослыми, мы стремились, чтобы их внутренняя позиция по отношению к ребенку соответствовала следующим критериям:
- Нужно хотеть услышать ребенка.
- Нужно желать быть полезным ребенку в обретении увренности в себе, а не застовлять действовать по желанию взрослого.
- Нужно быть готовыми принять чувства ребенка, а не оценивать и не осуждать их.
- Нельзя пытаться сделать все самому за ребенка и нужно искренне верить в его возможности самому разрешить свои проблемы.
- Нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность.
Таким образом, в нашем учреждении педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и педагогами позволяет им преодолеть собственный авторитаризм , познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности развития.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и создадут ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и взрослыми, обеспечат полноценное физическое, психическое и умственное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...
"Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и ДОУ в современных условиях"
Из опыта работы...
Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"
Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...
«Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода»
Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом этого процесса....
Консультация "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода."
Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...
Статья "Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода"
Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода...
Методическая разработка для педсовета на тему: «Активные методы работы с педагогами, как условие личностно – ориентированного взаимодействия».
Цель: преодоление профессиональных дефицитов педагогов в реализации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми на основе апробации альтернативной модели внутрифирменного развития педагогов ДОУ...