Проект "На помощь птицам"
проект (подготовительная группа) на тему

Ольга Михайловна Фомина

Реализация проекта осуществлялась в подготовителльной группе. Тема проекта говорит сама за себя. Помощь пернатым приходила вовремя и находила отклик в детских сердцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskiy.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Калинка»

Портфолио проекта

На помощь птицам

Абакан, 2016-2017гг.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Паспорт проекта………………………………………………………4

  1. Проблемное поле проекта…………………………………………………5
  2. Актуальность……………………………………………………………….5
  3. Цель, задачи………………………………………………………………...6
  4. Гипотеза, ожидаемый результат, продукт проекта………………………7
  5. Пути реализации проекта………………………………………………….8

Глава 2. Поможем зимующим птицам.

2.1. Этапы реализации проекта. Подготовительный этап……………………...9

2.2. Основной (практический) этап……………………………………………..10

2.3. План мероприятий…………………………………………………………..11

2.4. Перспективно- тематическое планирование………………………………12

2.5. Заключительный этап……………………………………………………….16

2.6. Анализ выполненных мероприятий………………………………………..17

Глава 3. Заключение.

3.1. Выводы……………………………………………………………………...19

3.2. Итоги работы над проектом……………………………………………….19

 Список литературы…………………………………………………………….21

Приложения……………………………………………………………………..22

Введение.

        Птицам трудно приходится зимой. Во время сильных морозов много птиц погибает от холода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Много зимующих птиц нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Мы считаем, что в настоящее время необходима зимняя подкормка птиц. Это имеет большое воспитательное значение, так как учит и детей и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Самый доступный распространенный вид работы – развешивание кормушек и подкормка птиц. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги-дети-родители). Старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Тема проекта «На помощь птицам» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося всем радость и пользу. Мы призываем всех к участию в ежегодной акции, призываем заботиться о птицах.

Глава 1. Паспорт проекта.

Ф.И.О. участников: Фомина Ольга Михайловна, дети подготовительной группы, родители.

Место работы: МБДОУ  «ЦРР - детский сад «Калинка».

Должность: воспитатель.

Название проекта: на помощь птицам.

Тип проекта: по доминирующей деятельности: информационно-практико-ориентированный.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный (ноябрь 2016г. – март 2017г.)

1.1.Проблемное поле проекта.

Как помочь птицам зимой?

Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. У детей не сформированы представления о том. Что необходимо сделать, чтобы облегчить жизнь птицам в зимний период. У них недостаточно для этого знаний, мало внимания уделяется данной проблеме дома.

Практическое использование данного проекта позволит сформировать у детей чувство ответственности за судьбу природы.

Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения ко всему живому. Дети становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками проекта.

Зима – особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях. В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только одна-две, а остальные гибнут от холода, а не от холода. Проблема?

1.2.Актуальность проекта.

Пусть зима будет доброй

Для пернатых друзей!

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасения птицы ждут он вас!

Кормите их! Согрейте!

        По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц. Так кто же, как не мы, позаботимся о братьях наших меньших – о зимующих птицах.

1.3.Цели, задачи проекта.

Цель проекта.

Создание познавательной ситуации развития через создания условий для совершенствования представлений о птицах и формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.

Задачи проекта.

1.Собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности по теме проекта.

  • Создать птичьи «столовые» и отдельные кормушки для птиц.
  • Организовать регулярную работу птичьей «столовой» на территории участка детского сада.
  • Обеспечить постоянную подкормку птиц.
  • Подготовить материал для практического оказания помощи птицам.

2.Познакомить детей с видами зимующих птиц, с поведением и поводками птиц нашей местности и способах подкормки птиц.

3.Формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма.

4.Вызвать желание у детей и родителей заботиться о птицах и помочь им пережить суровое время.

5.Создать картотеку игр, стихов, загадок по теме проекта.

6.Развивать творческое воображение в процессе продуктивной деятельности детей.

7.Воспитывать любознательность, доброе, бережное отношение к птицам, любовь к природе.

1.4.Гипотеза, ожидаемый результат, продукт проекта.

Гипотеза.

        Если каждый из нас будет много знать о зимующих птицах нашего края, постоянно подкармливать их то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу.

Ожидаемый результат.

  1. Дети, имеющие достаточно необходимые представления о зимующих птицах.
  2. Дошкольники, умеющие совместно с родителями изготовить кормушку из разных материалов.
  3. Ребенок, знающий, каким кормом подкармливать птиц и всю зиму их подкармливающий.
  4. Воспитанники, умеющие наблюдать и фиксировать наблюдения, анализировать и делать выводы.
  5. Активные родители, способные воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
  6. Мы ожидаем, что наш опыт будут использовать воспитанники нашего детского сада. Наша забота о птицах будет служить примером для других.

Продукт проекта.

  1. Кормушка.
  2. Фотоотчет.
  3. Презентация.

1.5.Проектная карта.

Пути реализации проекта.

        

Глава 2. Поможем зимующим птицам.

2.1. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

Создание условий для реализации проекта:

  1. Обсуждение цели и задач с воспитанниками. Вхождение в проект (использование методики «трех вопросов»)

Что мы будем?

Что мы хотим узнать?

Как мы будем узнавать?

  1. Зимующих птиц (названия, незначительные сведения о них).
  2. Их необходимо подкармливать в холодное время года.
  1. Зачем необходимо подкармливать птиц зимой?
  2. Как и из чего сделать кормушку для птиц?
  3. Как часто надо их подкармливать?
  4. Какую пользу приносят птицы людям?
  1. Спросим у взрослых (родителей, воспитателей)
  2. Посетим библиотеку (рассмотрим энциклопедии и подберем интересные факты о жизни птиц в зимний период, художественную литературу).

Мотивация.

Я

                              Любовь                     Терпение               Добро

По пути в детский сад воспитатель находит письмо и приносит его в группу. Письмо упало ему прямо в ноги. Спрашиваю у детей: «Что будем делать?». Выслушиваю ответы детей. Письмо зачитывается.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам зимующие птицы. Мы знаем, что у вас добрые сердца. Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, то мы не знаем, куда нам лететь. Поможете ли вы пережить нам эту холодную зиму?»

  1. Обсуждение цели, задач с родителями.

В наглядной форме довести информацию до родителей о начале работы проекта: оформить папку-передвижку, где родителям сообщается тема проекта, цель, сроки, план работы, какая помощь потребуется от родителей.

Нацелить родителей на оказание помощи детям (наблюдение за птицами на улице, подбор иллюстраций с изображением птиц, художественное слово, посещение библиотеки).

2.2.Основной (практический) этап.

Внедрение в образовательно-воспитательный процесс знаний и практический умений дошкольников о зимующих птицах Хакасии.

Организация взаимодействия между всеми участниками процесса, постоянное обсуждение полученных в ходе реализации проекта результатов.

2.3.План мероприятий.

№ п/п

Название

Сроки выполнения

ответственные

1.

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме проекта.

ноябрь - март

воспитатель

2.

Смастерить и развесить кормушки на территории участка детского сада.

ноябрь

Дети, родители, воспитатели

3.

Детский мастер-класс «Зимние вкусности для птиц»

ноябрь

Дети, родители

4.

Фиксирование результатов ежедневных наблюдений «Репортажи с кормушки»

ноябрь - март

Воспитатели, дети

5.

Создание фотоотчета «На помощь птицам»

март

Воспитатели, родители, дети

6.

Сообщения по теме проекта «Коллекции идей»

еженедельно, понедельник

ноябрь-март

Воспитатели, дети

7.

Создание альбома «Зимующие птицы»

декабрь

Воспитатели, родители, дети

8.

Выставка творческих детских работ

2раза в месяц

Воспитатели, дети

9.

Просмотр мультимедийных презентаций «Зимующие птицы», «Накормим птиц зимой»

ноябрь, декабрь, январь

воспитатели

10.

Акция «Синичкин день»

12ноября

Дети, родители, воспитатели

11.

Эко-флешмоб «Птицы в городе»

(фотографии и комментарии в социальных сетях).

январь

родители

Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности.

2.4.Перспективно-тематическое планирование.

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Сроки выполнения

Игровая

Дидактические игры:

«Угадай по описанию»

«Скажи какой? Какая? Какие?»

«Что это за птица?»

«Добавь слово»

«Кто лишний и почему?»

«Чей клюв?», «Чей домик?»

«Кто как поет?», «Разрезные картинки»

«Когда прилетают птицы?» с использованием экологического светофора.

Сюжетно-ролевые игры:

«Ветеринарная клиника», «Кого чем угостить»

Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицами».

Оформление папки-передвижки «Как помочь птицам зимой?»

Подбор картинок с изображением птиц.

Ноябрь 2016г.- март 2017г.

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Утренняя гимнастика

«Мы веселые птички»

Физкультминутки: «Вороны» , «Снегири» , «Стайка»

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль» , «Птички и кошка»,  «Птицелов», «Перелет птиц»

Спортивное развлечение «Дружба с пернатыми»

Беседы: «Кто от зимы не улетает?»

«Синичка-невеличка» ,

«Меню для птиц»

Цикл наблюдений за птицами : «Какие птицы прилетают на участок?»

«Рассматривание птичьих перьев, следов на снегу »

Составление графика подкормки птиц.

Фиксирование результатов ежедневных наблюдений

«Репортажи с кормушки»

Решение проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зимой?»

«Как помочь птицам дождаться весны?»

Проведение экспериментов:

« Как часто нужно добавлять корм в кормушки?»

«Чем любятся лакомиться синички ?» , « Могучая скорлупа»

Детский мастер-класс «Зимние вкусности для птиц»

Посещение детской республиканской  библиотеки .

Рассматривание  иллюстраций,  картин о птицах в книгах. Сообщение библиотекаря  «Пернатые соседи»

Посещение краеведческого музея. Отдел «Птицы Хакасии»

Акция « Синичкин день?»

Оформление альбома «Зимующие птицы»

 Викторина «Что мы знаем о птицах»

Информация «В какие игры мы играем?»

Наблюдения с детьми дома.

Ноябрь, 2016

Ноябрь , 2016-февраль 2017

Март, 2017.

Ноябрь,

2016.

Ноябрь-март, 2017.

Ноябрь,

2016.

Ноябрь-март.

Ноябрь,

2016

Ноябрь,

2016-декабрь.

Январь, 2017.

Декабрь,

2016.

Ноябрь, 2016.

12 ноября.

Февраль,

2017.

Трудовая

Изготовление и развешивание кормушек на территории участка.

Кормление птиц на участке.

Очистка и наполнение кормушек.

Помощь в изготовлении   и развешивании кормушек.  

Ноябрь, 2016-март , 2017

Коммуникативная

Беседы :

«Берегите птиц» ,

«Почему птиц стало меньше?»

Дидактические упражнения:

«Какой птички не стало?»

«Назови ласково»

Придумывание рассказов «Как я спас птичку» , «История о птицах»

Анкетирование для родителей.

Консультация «Приучите птиц зимой»

Эко-флешмоб

«Птицы в городе»

Ноябрь-март,2017

Декабрь, 2016.

Январь,

2017.

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов:

И. Тургенев. Воробей. М. Горький. Воробьишко.

Г. Скребицкий. Берегите птиц.

В. Бианки. Лесные домишки. Чтение стихотворений:

Н. Рубцов. Воробей.

З. Александрова. Новая столовая.

А. Яшин. Покормите птиц зимой.

Аукцион загадок, стихотворений о птицах.

Конкурс чтецов «Знакомые незнакомцы»

Помощь в организации книжной выставки «Пернатые друзья»

Ноябрь-март, 2017.

Продуктивная

Рисование «Портрет птиц» , «Птицы у кормушки»

Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько- посмотри»

Оригами «Птицы счастья»

Создание плаката «Покорми птиц зимой»

Февраль,

2017.

Январь,

2017

Музыкальная

Слушание голосов птиц.

Разучивание  песен по теме проекта.

Музыкально-двигательные игры.

 

2.5  Заключительный этап

Анализ проведенной работы по реализации проекта , достигнутых результатов.

Деятельность педагога.

  1. Анализ результатов.
  2. Сбор материалов для создания презентации   «На помощь птицам»
  3. Проанализировать результаты анкетирования родителей заключительного этапа проекта.
  4. Защита проекта. Фотоотчет для родителей, воспитанников группы.

Деятельность родителей.

  1. Передать накопленные материалы и фото воспитанников.
  2. Анкетирование родителей на заключительном этапе

  1. Анализ выполненных мероприятий.

1.Анализ анкетирования родителей на подготовительном этапе показал:

- в анкетировании приняли участие 20 семей воспитанников;

- развешивают кормушки, подкармливают птиц и наблюдают за ними 15% семей воспитанников;

- художественную литературу о птицах читают только 25% семей воспитанников;

- о видах кормов для птиц знают 50% опрошенных;

- желание принять участие в проекте выразило 75% респондентов;

2. Анализ изготовленных кормушек показал:

- кормушки принесли 17 семей. Большинство  из них прочные , сделаны из дерева и пластика. 3 кормушки из бросового материала, 2 кормушки сделаны из коробок, 2 кормушки сделаны из бумаги. Эти кормушки недолговечны и быстро испортились. Одна  кормушка сделана из тыквы.

Считаю, что работа с родителями по использованию и изготовлению кормушек из долговечных материалов проведена в недостаточной степени.

Возможно затраты  на ее изготовление оказались большими для большинства участников проекта.

Считаю, что необходима более активная агитация родителей для  увеличения числа изготовленных кормушек. Изготовление кормушек необходимо продолжить.

  1. Дети научились  находить нужную  информацию в энциклопедиях из библиотеки группы  и обширной детской республиканской библиотеки.  Свои знания реализовали   в сообщениях по теме проекта « Коллекции идей»

Юные художники устраивали выставки своих творческих работ.

В познавательно-исследовательскую деятельность вовлечены большинство родителей воспитанников. Вместе с родителями они сочиняли истории , принесли и развесили кормушки, корм для птиц, подкармливают птиц во дворах своих домов.

  1. Анализ акции «Синичкин день»

В акциях приняли участие все:  дети, родители , воспитатели. На территории участка  детского сада было развешено 14 кормушек.

Первыми прилетели стайкой голуби. Корм собирали на кормушках и под ними, подходили к детям. Они каждый день ждали ребят , когда они выйдут на прогулку и сопровождали их к участку, радостно издавая звуки. Это стало постоянным сопровождением зимой . Воробьи прилетали небольшой стайкой . На кормушке они дерутся , кричат , ссорятся из-за корма. Прилетали синички , воробьи уступали им место. Единственный раз прилетали свиристели . На кормушки не садились, а наблюдали со стороны.

В результате проведенной работы с детьми узнали:

  1. Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, какие прилетают к нам на зиму.
  2. Как различать птиц по окраске.
  3. Какие корма предпочитают птицы.

Глава 3. Заключение

  1. Выводы.

1.Участие в проектной деятельности  стало для детей способом удовлетворения познавательной активности , средством выражения и развития творческих способностей .

2. Ценностно-ориентированная деятельность помогает детям  осознать многостороннее значение природы. Участники  проекта получают не только знания, но и приобретают знания бережного , созидательного отношения к птицам.

3. Совместная проектная деятельность помогает родителям осваивать педагогические приемы необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.

3.2      Итоги работы

1. Вовлечение родителей воспитанников в активное участие в реализации проекта.

2. Родители отмечают высокий уровень подготовки и реализации проекта « На помощь птицам» , его ярко выраженную экономическую и социальную направленность, результативность.

3. Расширяется познавательные интересы у детей и представление о жизни птиц, их пользы для природы и человека.

4. В группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

5. Наблюдая за птицами и проводя исследовательскую работу пришли к выводам: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых.

Таким образом наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из под снега . Мы сохраняем их численность.

6.Накопленные педагогами группы информационного багажа по теме проекта.

Работа в рамках проекта получается интереснее, увлекательней для всех участников проекта. Проект позволяет расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировались любознательность, познавательная активность, цели и задачи, поставленные в начале проекта, выполняются.

Привлечение воспитанников к практической природоохранной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Привлечение птиц  на кормушках создает возможности для увеличения состава птиц нашей местности и их изучение .Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждогоживого существа. Мы вместе с воспитанниками и их родителями получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам. Забота о птицах сплотила детей, родителей и педагогов.

В каждом из нас живет желание заботиться о братьях наших меньших. Мы, взрослые, должны помогать в этом своим детям. Проявляя сочувствие к птицам, мы можем помочь пережить им суровую зиму. Конечно, мы не спасем всех птиц, но поможем многим!

Список использованной литературы.

  1. А.И. Васильева. Учите детей наблюдать природу. –Издательство «Народная асвета» . Минск. 126 с.
  2. А.Н. Варакса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2016. – 64 с.
  3. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель, Волгоград. 2008.
  4. Е.В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПБ: ООО «Издательство» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 128 с.
  5. С.Н. Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  6. Т.А. Шорыгина. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. -М.: «Издательство ГНОМиД» , 2000
  7. Ресурс Интернета :http://www.ecosystema.ru

Приложения.

Приложение 1.

Приложение 1
Организованные виды образовательной деятельности.
Беседа о птицах
Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину
их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на
вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать
воспитанию заботливого отношения к птицам.
Ход:
Воспитатель. Дети утром я получила письмо от Знайки. Кто такой Знайка?
(Включает запись с заданиями Знайки для детей: что они знают о птицах.
Сначала Знайка предлагает послушать голоса птиц, а потом дети выполняют
его задания.)
Ребята какое время года сейчас?
(Осень.) Какие изменения произошли в
природе?
(Опали листья.) Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)
Знайка
(голос). Чем отличаются птицы от других животных? (Они умеют
летать и т.д., по ходу ответов воспитатель показывает модели.) Каких
птиц вы знаете?
(Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы
осенью?
(На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг?
(Перелетные.)
Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц?
(Скворцы,
ласточки ,журавли, грачи.)
Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот
как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах стихотворение?
(О перелетных птицах.) Ребята,
выберите картинки с перелетными птицами. Первыми улетают от нас
быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они
улетают в конце августа, так как пропадают насекомые. Эти птицы питаются
насекомыми, они называются насекомоядными. Перечислите насекомоядных
птиц.
(Дети перечисляют.)
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над
родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны.
Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и
утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы – водоплавующие.
Перечислите мне этих птиц…
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно
они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
Какие птицы улетают первыми, последними?
Физкультурная минутка (стоя). Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами
зимовать. Как они называются?
(Зимующие.)
Знайка
(голос). Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А
почему они называются зимующими?
(Они зимуют в наших краях.) Чем
питаются зимующие птицы?
(Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о
них заботится человек?
(Устраивают кормушки.)
Воспитатель.
(показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы
видите на иллюстрациях.
(Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы?
(Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса:
Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы
(показывает их
на иллюстрации.)
Знайка
(голос). Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают
на небольшие расстояния, перелетают с севера.)
Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а
потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.
А почему они перекочевывают к нам?
(Привыкли жить в холоде, находят у
нас пищу.)
Кто такие кочующие птицы, перечислите их.
( Снегири, чечетки, королек.)
Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать кроссворд о птицах, который
прислал нам Знайка.
Красногрудый, чернокрылый.
Любит зѐрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Появляется опять.
(
снегирь, он – кочующий.)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
всѐ равно ты будешь мой.
(дятел, он – зимующий.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам ныряет,
Крошки подбирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует.
(
воробей, он зимующий.)
Непоседа птица эта,
Одного с берѐзой цвети.
(сорока, она – зимующая.)
Чѐрный, проворный,
Кричит: «Арак».
Червякам – враг, кто это?
(грач, он перелѐтный.)
На шесте весѐлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поѐт отец.
Он и лѐтчик, и певец.
(скворец, он – перелѐтный.)
Умники, хорошо разгадали кроссворд. Ребята, вам Знайка прислал сюрприз –
медальки с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не
хватает. Садитесь за столы и будем рисовать.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните по
образцу. Молодцы, возьмите их на память от Знайки.
(Далее следует
подведение итогов.)

Приложение 2.

Покормите птиц зимой.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах;
развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в
трудных зимних условиях.
Ход.
Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют
холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья
скрипят от холода.
- А как живется зимой птицам?
(Голодно птицам, насекомые в зимней
спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы
зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые,
перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять
погибают от голода.
- Жалко?
(Очень жалко.)
- Послушайте стихотворение Н.Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить!
Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные
варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся
опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие
птицы прилетели, каким кормом кормили птиц.
- Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать
птиц.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных
трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо
сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят
то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится
пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса,
творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба.
Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена,
хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины;
голуби – крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые
правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые
пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время,
птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от
времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть не много, именно для того, чтобы подкормить, поддержат в
трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними
понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя
множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А.Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших
садах, лесах, парках и т.д.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
(Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки,
снегири, дятлы, свиристели и т.д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
(К.Мухаммали)

Приложение 3.

Народные приметы.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поѐт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая
птаха подаѐт голос – загаданному сбыться.

Приложение 4.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной
литеретурой.
Сказка А.Толстого «Сорока»

Цели:
- познакомить детей с творчеством А.Толстого
- продолжать работу по развитию знаний детей о жанровых особенностях
сказки
- учить детей понимать главную мысль сказки, ее мораль.


I часть.
Воспитатель:
- Сегодня я хочу вам рассказать о необычных сказках. Мы с вами знаем, что
бывают сказки народные и других стран и народов; и бывают сказки
авторские, которые написали писатели-сказочники.
А те сказки, о которых сегодня пойдет сегодня — особенные. Их
автором считается Алексей Николаевич Толстой. Но писатель сам
рассказывал, что сказки, которые он написал для детей, на самом деле
народные. Писатель слушал сказки, записывал их, а потом придумывал
соединить все самое интересное и забавное, что слышал за многие годы, и
написать целую книжку сказок. Конечно, когда эта книга создавалась,
писатель добавлял в сказки и что-то свое. Эти сказки — русские народные в
пересказе Алексея Толстого.
Сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Сорока»
Послушайте ее.


II часть. Чтение сказки.


III часть. Беседа по содержанию сказки.


Воспитатель:
- Правда, ребята, интересная сказка? Вы слышали ее раньше?
- Как мы с вами определили, что это сказка?
( Звери разговаривают, на малиновом кусту растут калачи да пряники.)
- Кто главные герои сказки?
Какие характеры у сороки и синички?
- Вы знаете, что обозначает выражение « У черта на куличках»? (далеко,
неизвестно где.)
- Почему синичка не захотела помочь сороке?
- Как вы считаете, какова главная мысль этой сказки? Какой русской
пословицей можно выразить эту мысль?
- Попробуйте придумать другую середину и финал сказки.
Воспитатель выслушивает варианты детей, самые интересные
записывает. Затем он предлагает детям нарисовать к этой сказке так, чтобы
получилось настоящая книга с текстом и рисунками.

Приложение 5.

                                      Конспект родительского собрания

Тема: ―Береги свою планету!‖
Цель: Формирование представлений о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
познавательную, ценностно-ориентационную, художественно-эстетическую,
коммуникационную.
Ход мероприятия:
1.
Вступительное слово. Просмотр видеоролика.
Цель: Вызвать эмоциональный отклик родителей на проблемы защиты
природы.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас,
пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно
вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей. Экология рассказывает о
той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть
через несколько лет.
Детям нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то,
что у нас еще пока осталось. И в этом нам помогут наши и зарубежные
авторы, которые создали замечательные произведения о природе, растениях,
животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и
предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что
можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось.
Просмотр видеоролика.
Уважаемые родители! Передавая друг другу этот маленький глобус ответьте
на вопрос: ―Моя планета,… какая она?‖(Высказывания родителей).
Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она
носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и
туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в
поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Наши дети приготовили для Вас стихи:
1 ребенок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
4 ребенок:
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
2 ребенок:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут –
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
3 ребенок:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц к морозу
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Приди на помощь птицам"

Проект «Приди на помощь».(для детей среднего возраста) ТЕМА: «Приди на помощь зимующим птицам». Вид проекта:v практико-ориентированный, средней продолжительности. Продолжительность прое...

"Помощь птицам зимой"

Знакомство детей с многообразием зимующих птиц; пополнение словаря новыми словами; воспитание бережного отношение к птицам; учить чувству сопереживания за наших пернатых друзей....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект организованной образовательной деятельности "На помощь птицам "

ОО Познание"На помощь птицам"Цель занятия: формирование целостной картины мира....

Защита проекта "На помощь птицам"

В нашем детском саду проходил конкурс экологических проектов. Мой проект "На помощь птицам" занял первое место. Предлагаем вашему вниманию выступление при защите проекта....

"Помощь птицам зимой"

Зима – самое тяжелое и сложное время для птиц. Многие из них не улетают в жаркие страны, остаются зимовать на родине. В это время они переживают холод, заморозки, отсутствие крова и пропи...

Консультация для родителей. Помощь птицам зимой.

Сделай другого немного счастливее – и станешь счастливее сам!...