Образовательная деятельность по познавательному развитию "Традиции Россиян"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Лизиновский детский сад
Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшей группы по теме : «Традиции россиян (русские народные праздники)»
Воспитатель : Тищенко Н.Н.
Цель: обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений ,через приобщение дошкольников к истокам русского народа, его праздникам и традициям.
Задачи :
Познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.
Ход занятия.
-Наши предки умели и любили веселиться.
-Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники (ответы детей)
-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков .А кто такие предки? (ответы детей) .Наши предки –русские люди-всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не, как мы, современные люди. А хотите узнать , как ?(хотим).Ну тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.
Вы спросите ,как? Садитесь на ковёр, закройте глаза , мы отправляемся в путешествие по прошлому.
(Звучит музыка, в это время открывается ширма, взору предстаёт декорация с одной стороны-русская изба, берёза, с другой стороны-церковь, картины и сцены из жизни русского народа).
Воспитатель начинает рассказ. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках .Под музыку свирели, балалайки , гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение .Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Её называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот послушайте, какое стихотворение написал А.Майков : Христос Воскрес! Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит, заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
-Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог людям своё прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа».Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались –и обменивались крашенными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.
-Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами (Воспитатель предлагает иллюстрации, фото). А вот эти яйца делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким , для игр.
Хотите, и мы поиграем. Пасхальная игра « Катание яиц» .Вот у нас горка из доски, под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки своё яичко. Если оно задевает какую-нибудь игрушку , то он получает ее в подарок(дети играют).
- Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.
- Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы ещё знаете русский народный праздник?(ответы детей) Это Рождество. Хотите, я расскажу вам как праздновалось Рождество на Руси? (Да).
- Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней ёлкой, переодеваниями ряжениями, гаданиями девушек , плясками, всеобщим весельем( Дети рассматривают иллюстрации).
- Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр 1 ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры ,чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц дарили их друг другу.
- Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают ёлку? Послушайте рассказ.
- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья ,росшие около пещеры радовались этому событию. Счастливее других были 3 деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдём поклонимся младенцу и поднесём ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила ёлка. «А какие дары сможешь принести ты – колючие иглы да липкую смолу?» спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной ёлке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала лучший лист из своей кроны. «Пусть он навивает на тебя прохладу в жаркий день», - сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и всё пещера наполнилась благоуханием. А ёлка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестёр». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды , и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы Его внимание, а сияющая ёлка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Ёлка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал «Ты – доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут , глядя на тебя , радоваться и веселиться. -Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (изображены народные гуляния на Масленицу)
(Воспитатель с детьми вспоминает, как они встречали в детском саду Масленицу.)
Душа ль ты, моя Масленица
Сахарные твои уста ,сладкая твоя речь.
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
- После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди всё неделю, каждый день имел своё название. Понедельник- встреча, вторник – заигрыш, среда- перелом, четверг- широкий, пятница- тёщины вечера,суббота- посиделки, воскресенье- прощёный день. Накануне первого дня Масленицы хозяйка начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усохших предков.
Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали берёзки , плели венки из цветов.
В июне, на Троицу вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жильё украшали травой, цветками, ветками.
Осенью отмечали пору «изобилие плодов земных»
Вот так наши предки праздновали свои праздники.
- Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод русского народного праздника (Дети рисуют)-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательной активности, развитие воображения и творческой личности) по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» (старший дошкольный возраст
Материал содержит конспект образовательной деятельности по теме "Познание". Затрагиваются несколько образовательных областей. Познавательная теятельность плавно перетекает в продуктивную деятельность....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа
Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...