Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_samara.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 323 городского округа Самара
РОССИЯ, 443034, г. Самара, проспект Металлургов, 23 а. (улица Ставропольская, 163а)
тел.:(846)9317-731,факс: (846) 9273-521 e-mail: mdou323@gmail.com
Образовательная деятельность на тему:
«Край, в котором мы живём»
Выполнила
Руднева Екатерина Валериевна,
воспитатель
МБДОУ д/с № 323,
г.о. Самара.
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья.
Задачи:
- расширять представления детей о малой Родине;
-формировать представления о том, что в самарской области проживают разные народы;
-познакомить детей с праздниками, традициями, играми народов Поволжья;
-воспитывать уважение (толерантность) к другим народам.
Ход занятия.
1 часть.
-Ребята, в нашем детском саду проводится конкурс рисунков на тему: «Моя малая – Родина». Давайте пройдем к нашей групповой выставке рисунков и рассмотрим работы, которые вы нарисовали. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась, какие красивые и разные рисунки. Воспитатель, обращается к детям:
- Ксюша, расскажи, что ты нарисовала? (ответ);
- Эмиль, а что ты нарисовал? И т.д.
- Ребята, все эти рисунки о нашей малой родине. Малая родина-это то место, где мы родились и выросли, где живут наши близкие люди. Это наша природа и те места, где мы отдыхаем всей семьёй.
- Ребята, как называется область, в которой мы с вами живём? (Самарская)
Воспитатель, обращается к детям и предлагает им подойти к мультимедийной доске.
(Слайд 2)
- Самарскую область легко найти на карте России по неповторимой излучине, образуемой Волгой вокруг единственных в Европейской части страны Жигулёвских гор. Именно в этом уникальном месте 150 лет назад была образована Самарская губерния, которая за все эти годы стала одним из самых развитых и богатых регионов нашей великой Родины. (Показ воспитателем). Внимательнее вглядитесь в карту, и вы увидите, что граница нашей области напоминает контуры сердца (дети показывают «сердечки» ладошками).
- Дети, как называется самый главный город нашей области? (Центр области - город Самара.)
- Самара – один из крупнейших городов России. Это важный промышленный и культурный центр Поволжья, который расположен на левом берегу великой русской реки Волги при впадении в неё реки Самары (Показ воспитателем на карте) .
В Самарской области проживает более 3 миллионов человек. И все мы очень разные. Свыше 130 народов России проживают в нашей губернии в мире и дружбе, вместе учатся и работают.
2 часть.
-Сегодня, я вам предлагаю вам попутешествовать по нашей Самарской области и познакомиться с праздниками и играми некоторых народов Поволжья. А начнём мы наше путешествие из города Самары, посмотрите внимательно на нашу группу! Найдите герб Самары.
Игровое упражнение «Найди герб Самары».
( На столах стоят таблички с гербом Самары и Самарских районов, дети находят нужный стол).
Игровое упражнение «Покажи флаг Самары».
- Пора в путь, а поможет нам в путешествии - компас! Вы уже знаете, что чёрная стрелка компаса, всегда показывает на север. Вот и мы с вами отправляемся на север нашей области в село Кошки. которое находится в Кошкинском районе Самарской области. В этом селе ежегодно проходит чувашский народный праздник Акатуй.
(Слайд 3)
Воспитатель показывает куклу в национальном чувашском костюме, рассказывает об особенностях национального чувашского костюма.
Игра с использованием мультимедийной доски «Найди людей в чувашском костюме».
Акатуй — один из самых важных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. В переводе «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» этой символической свадьбы являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались, чтобы поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу (борьба на поясах), бег, скачки. В день акатуя готовили творожную запеканку — чакат и национальный суп шурпе.
Воспитатель показывает картинки-фото (или использует мультимедийную доску) праздника.
(Слайды-5,6,7,8,9)
Давайте поиграем в народную чувашскую игру «Пекарь». Но сначала выберем пекаря с помощью считалки.
Считалка.
Ветерочек навевает
И березоньку качает,
Крылья мельницы вращает,
Зерно в муку превращает,
Ты, дружочек, не смотри,
Выходи к нам – и води.
Пекарь (Сакар песерекен)
Среди игроков выбирается водящий- пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».
Игроки: « Успеешь ли испечь?»
Пекарь: «Успею».
Игроки: « Сумеешь ли догнать?
Пекарь: «Попробую!»
Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.
-Отправляемся дальше в северо-восточную часть Самарской области в село Алькино Похвистневского района. Это село единственное в своём роде в России ему 403 года. В этой деревне находится центр агротуризма «Сельский уют», где гостей знакомят с культурой татарского народа, обычаями и местной кухней.
(Слайды-10,11)
Воспитатель показывает куклу в национальном татарском костюме, рассказывает об особенностях национального татарского костюма.
Игра с использованием мультимедийной доски «Найди людей в татарском костюме».
(Слайд12)
На территории «национального двора» имеется деревенская изба, баня, скотный двор, где обитает всякая живность козы, куры, утки, всё как в деревне. Здесь можно покататься верхом на лошадях, отведать национальные татарские блюда. К чаю из трав подадут традиционные пышные булочки баурсак, которые готовят из пресного или дрожжевого теста, обжаренные во фритюре прямо в казане. И конечно, угостят знаменитой сладостью Чак Чак.
(Слайды-13,14)
-Ребята, татары очень трудолюбивый народ, у них есть такие пословицы: «Сначала делай, потом говори», «Не суди человека по словам, суди по делу».
Татары- очень весёлый народ, у них много замечательных праздников.
(Слайды-15,16,17,18)
Сабантуй переводится как свадьба, торжество плуга. Празднование состоит из песен, плясок, устраиваются конкурсы, играют в национальные игры, такие как борьба на поясах. Заканчивается праздник конскими скачками.
Татарская народная игра
Серый волк (Сары буре)
Цель и задачи: Упражнять умении начинать бег после звукового сигнала; развивать быстроту реакции, пространственную ориентировку, ловкость, целеустремленность, внимание.
Ход игры: Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем.
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать - серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.
Правила игры.
- Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать.
- Ловить убегающих можно только до черты дома.
-Пора в путь, мы отправляемся с вами на юг нашей области в село Имелеево Большечерниговского района .
Физминутка «Путешественники»
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей.
Здесь ежегодно проходит народный башкирский праздник «Йыйын» («Встреча»).
(Слайд19)
Воспитатель показывает куклу в национальном башкирском костюме, рассказывает об особенностях национального башкирского костюма.
Игра с использованием мультимедийной доски «Найди людей в башкирском костюме».
(Слайд 20)
На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. Сначала гостей праздника угощают национальными блюдами - бешбармак, шурпа из баранины, знаменитый чакчак. Затем желающие могут попробовать свои силы в скачках, борьбе, стрельбе, принимают участие в песенных и танцевальных конкурсах. Также на празднике проводят конкурс традиционных башкирских юрт. Юрта (тирмэ) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь.
(Слайды-21,22,23)
Давайте поиграем в башкирскую народную игру «Юрта»
Башкирская народная игра
Игра юрта
Дети разбиваются на несколько команд по 4 человека. Необходимый инвентарь – на каждую команду нужен один стул и один платок, повешенный на стул. Дети встают в круг каждая четверка вокруг своего стула и, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:
Мы весёлые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Затем дети встают в общий круг, и пока будет звучать музыка, водят один общий хоровод. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему стулу. Дети берут платок за четыре угла и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту.
-Ребята, наше путешествие заканчивается, нам пора обратно в Самару. В нашем городе тоже проживает много народов, но русские составляют большинство. И в нашем детском саду есть замечательная экспозиция «Русская изба», она посвящена традициям, культуре и быту русского народа.
-Скажите, а какие русские народные праздники вы знаете.
Игровое упражнение «Назови праздник»
(Дети берут картинки с изображением праздника и традиции и называют их.)
Игра с использованием мультимедийной доски «Назови государственные праздники нашей страны».
(Слайд 24,25,26)
-Ребята, какие народные русские игры вы знаете. (Ответы детей).
Давайте поиграем в одну из них.
Русская народная игра
«Маша и Яша»
Играющие, держась за руки образуют круг. Двое выбранных (используется любая русская народная считалка) становятся в середину круга. Один из них - «Яша», другая - «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?». «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я, здесь!» (или звонит в колокольчик) и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.
3 часть.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими народами мы с вами сегодня познакомились? В какие игры поиграли?
(дети отвечают на вопросы воспитателя и делятся впечатлениями).
-Я думаю, что мы будем ещё путешествовать и узнавать много интересного о нашем крае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность «Формирование первичных представлений о малой родине»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное ...
Формирование первичных представлений о малой родине с детьми младшего дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »....
Педагогический совет «Сетевое взаимодействие педагогов в формировании первичных представлений о малой родине» («Именины уголков Петербуржца»).
Материал педагогического совета включает в себя краткий ход мероприятия....
Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.
Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...
"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром".
Сообщение из опыта работы...
"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине"
Данная статья посвящена формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром. Именно в период дошкольного детства заклады...
Конспект образовательной деятельности "Формирование первичных представлений об истории малой Родины. У истоков родного края"
Воспитание любви к своей малой Родины...