Методическая разработка "Культура речевого общения"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Виноградова Виктория Валентиновна

ОО "Социально-коммуникативное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_po_kulture_rechevogo_obshcheniya_2.docx52.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           



Методическая разработка

по культуре речевого общения

 (старший дошкольный возраст)

                                                   

                                                   

Воспитатель 1 кв. кат.

                                                                                     Виноградова В.В.

Пояснительная записка

Культура общения – это обязательный элемент общей речевой культуры человека. В последнее время стали говорить об элементарном уровне культуры личности, том необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности. Речевое общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается и человек в человеке, как для других, так и для себя самого» (М.М. Бахтин).

Следовательно, признание необходимости «другого» для существования личности придает общению ценностный характер, делает общение частью культуры в целом. Общение – это взаимодействие, которое создает наилучшие условия для реализации речевых и коммуникативных целей всех партнеров по общению, создание благоприятного эмоционального климата  и максимального раскрытия личности каждого.

Цели и задачи работы

Цель: развитие коммуникативных качеств старших дошкольников.

Задачи:

  • развитие личностных качеств (эмоции, чувства);
  • формирование речевой культуры;
  • формирование навыков самостоятельности и предпосылок учебной деятельности;
  • формирование навыков  социальной успешности;
  • воспитание  толерантности;
  • воспитание уважительного отношения к себе и окружающим.

Принципы и подходы

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства.

3. Позитивная социализация.

4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых.

5. Сотрудничество  с семьей.

6. Возрастная адекватность.

     7. Развивающее вариативное образование.

     8. Интеграция образовательных областей.

Планируемые результаты

Целевые ориентиры.

  • владеет навыками  речевой  и коммуникативной активности;
  • умеет согласовывать свои  действия с действиями партнёров;
  • соблюдает нормы  поведения и правила этикета;
  • имеет активный и обогащенный  словарный запас.

Направление работы по развитию общения детей 6-7 лет

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Формирование интереса к учебной деятельности.

Обогащение словаря формулами словесной вежливости.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями работы

Содержание методической разработки включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее  развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Речевое развитие:

–совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.

Познавательное развитие:

–формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Физическое развитие:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Художественно- эстетическое:

–использование музыкальных произведений, приобщение к музыкальному искусству.

2.2.Формы, способы и средства реализации программы

методы

приемы

средства

игровой;

объяснительно – иллюстративный;

ориентировочно – исследовательский;

словесно – зрительный;

наглядный;

практический.

беседа

рассматривание

показ с объяснением

художественное слово

демонстрация

упражнение

демонстрационно– дидактический материал

рабочие тетради

речевой материал

аудиозаписи

компьютер

Взаимодействие с семьей

Роль педагога в организации психолого – педагогических условий

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Формирование доброжелательных внимательных отношений.

Развитие самостоятельности.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности.

Создание условий для развития познавательной деятельности.

Создание условий для развития проектной деятельности.

Создание условий для самовыражения средствами искусства.

Создание условий для физического развития.

Работа с родителями

Задачи:

- повышение родительской компетентности в воспитании у детей социальной уверенности;

- освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики  общения с детьми;

- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольной организации и семьи в вопросах коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Формы работы:

День открытых дверей.

Родительское собрание.

Игра-практикум «Коммуникативные игры для сближения».

Тестирование «Ребенок и сверстники».

Развлечение совместно с родителями: «Если с другом вышел в путь».

Консультации для родителей:

- Почему ребёнку трудно со сверстниками.

- Как преодолеть застенчивость.

- Положительный настрой.

- Особенности общения с детьми в семье.

Наглядные виды работ

 - Выставка детских работ.

 - Моя семья.

- Портрет друга.

- Подарок к празднику мам, пап.

Тематический план

I Блок занятий:  Языки общения (навыки общения с внешним миром).

1.Восприятие мира (наши органы чувств)

Цель:

–развивать навыки  познавательной активности.

–формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров

–воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью

2. Мудрость природы  (общение с животными и растениями).

Цель:

–развивать умение замечать изменения в природе;

–закреплять умение сравнивать,  делать выводы;

–формировать технические умения и навыки работы с пластилином

–воспитывать любознательность, заботливое отношение к представителям живой природы;

–воспитывать желание общаться и «слышать» друг  друга.

3. Языки жестов и движений.

Цель:

–развивать способность понимать настроение участника;

–упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы;

–создавать благоприятную атмосферу для дружественных взаимоотношений;

–воспитывать уважительное отношение  друг к другу.

4. Язык чувств (наши эмоции).

Цель:

–развивать речь, логику;

–развивать самостоятельность, активность, уверенность;

–развивать коммуникативные навыки, фантазию, креативное мышление;

–повышать самооценку;

–воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки, сплоченности.

II Блок занятий:  Культура общения (этикет).

1.Волшебные слова (приветствия, благодарность)

Цель:

–закрепить правила культуры  поведения, вежливые формы общения;

–формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;

–воспитывать  дружеские взаимоотношения.

2. Учимся вежливости (умение начать, поддержать и вести разговор).

Цель:

–учить вежливо разговаривать с близкими, ровесниками и незнакомыми людьми;

–развивать умение поддерживать беседу;

–воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

3. Разговор по телефону (правила общения по телефону).

Цель:

–развивать умение поддерживать беседу;

–развивать умение владеть хорошими манерами, тактичностью;

–воспитывать уважительное отношение  друг к другу.

4. За столом (правила хорошего тона).

Цель:

–закрепить нормы и правила поведения;

–воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Учебно - методическое обеспечение

1.Бычкова С.С.Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.

2. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко. Учебное пособие /З.И.Курцева; под ред. Т.А.Ладыженской.- Изд.2-е,перераб. – М.:Баласс,2015. – 64с.:ил.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

4. Петерина С. В.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2008.

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками.- Мозаика-Синтез, 2015 г. – 80 с.

6.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СаНПиН 2.4.1.3049 – 13, СанПин 2.4.1.3147 – 13). – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Правовая библиотека образования).

7. Севостьянова Е.О. Страна Добра: Социализация детей 5-7лет. – М.:ТЦ Сфера 2012-112с (модули программы ДОУ).

8. Смирнова Е.А.Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-62.

9.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.

10.Фопель К.  Как научить детей сотрудничать? – М.: « Генезис», 2006г

11.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.Азбука общения:  Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет): Научно-методическое и практическое пособие. - М.: Проспект, 2010.

12.Формановская Н.И.Культура речевого общения. - М.: ИКАР, 2010

Приложения

Непосредственная образовательная деятельность

Тема. Язык жестов и движений

Цель: Ознакомление  с понятиями «мимика», «жесты», «пантомима».

Задачи:

  1. Развивать способность понимать настроение участника.
  2. Развивать воображение.
  3. Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.
  4. создание благоприятной атмосферы для дружественных взаимоотношений.
  5. формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям,
  6. развитие музыкальной памяти, отзывчивости .
  7. воспитание уважительного отношения друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная,

Словарная работа: характер, жест, мимика, пантомима.

Музыкальный репертуар:

  1. Песня «Алабама джем» муз. и сл. Р.Эмчина.
  2. Песня «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
  3. Песня «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
  4. Песня «Чунга-Чанга» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.

Содержание организованной деятельности:

Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Алабама джем» муз. Р.Эмчина. по окончании музыки садятся на стулья.

Игра «Здравствуйте».

Цель: Настроить участников на дружеский лад.

Водящий ребенок пропевает ласково имя адресата и бросает ему мяч. И так дальше по кругу, по цепочке.

Воспитатель: Мы с вами оказались на сцене? А как называются люди, которые выступают на сцене?

Дети: Людей, которые выступают на сцене, называют артистами.

Воспитатель: Как вы думаете, просто ли стать артистом? Что для этого нужно?

Ответы детей: перечисляют навыки и умения, необходимые артисту (умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций).

Воспитатель: Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима. Об этом мы сегодня и поговорим.

Воспитатель: Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Как вы думаете: Что означает жест «вытянутая вперед рука с указательным пальцем»?

Дети: Этот жест означает указание направления. Какие жесты вы знаете? (Беседа с детьми о жестах.)

3.Игровое  упражнение «Что бы это значило?»

Цель: закрепить определение жеста.

Педагог предлагает детям жест, дети объясняют его значение.

Воспитатель: Жест – это отдельное движение головой, либо руками, либо телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.

Физкультминутка «Пойми меня».

Дети встают парами, лицом друг к другу. Изображают ключевое слово героев песни жестами.

Героиня – Золушка. Песня «Добрый жук» (дети изображают ключевую фразу «Встаньте дети, встаньте в круг»,  жест – приглашение).

Герой – волк. Песня зайца и волка из мультфильма «Ну, погоди!». (Дети изображают ключевую фразу «Ну, Дед Мороз, погоди!», жест – грозят рукой.)

Воспитатель:Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица (лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки) выполнить следующее упражнение.

Упражнения «Представьте себе».

Цель: закрепить определение мимики.

Воспитатель:У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое.

Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

Дети и педагог ведут сравнительный анализ выполненных упражнений и дают друг другу качественную оценку.

Воспитатель:Вы справились с этим заданием. А теперь предлагаю выполнить задание, в которой мимикой нужно передать содержание песни.

Игра «Передавалки»

Музыкальный руководитель играет небольшой отрывок песни, а дети мимикой изображают ее содержание и передают соответствующее выражение лица по кругу.

Песня «Улыбка» В. Шаинского (веселье, радость, удовольствие).

Песня «Не дразните собак» М. Пляцковского (грусть).

Припев песни «Чунга-Чанга» В. Шаинского (восторг, радость).

Воспитатель:Вот сколько чувств можно передать мимикой, перечислим их еще раз.

Дети выкладывают на доске мимические пиктограммы чувств, закрепляют названия состояний.

Воспитатель:Как интересно получается! Есть варианты исполнения. Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем.

Игра«Пантомима»
(дети делятся на две группы: одна – зрители, вторая – актеры). Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова «Шепот и шорох». Дети-актеры имитируют движения по тексту:

Воспитатель:Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Ребенок:

Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат.

Дети имитируют движения мышей: ползают, шуршат, «шелушат» воображаемую шишку.

Воспитатель: Тише, шорох, не дыши. Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

Ребенок:

Слышу… по болоту вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат, рыщут, ищут лягушат.

Дети важно ходят по группе, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек.

Воспитатель: Слышишь?

Ребенок:

Слышу… две букашки, спать устроились в ромашке.

Под простынки влезть хотят,  лепестками шелестят.

Дети ищут воображаемую ромашку и «укладываются спать».

Воспитатель: Звинь – звинь – звинь, а это шмель полетел с ели на ель (дети имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель).

Игра-пантомима «Черепаха» К.И. Чуковского

 Дети делятся на группы (по 3-4 человека) – 2 лягушки и черепаха. Постараться, чтобы все дети сыграли.

Воспитатель:

До болота идти далеко,
До болота идти нелегко,
Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги.
На камни лягушки кладут узелок
Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок.
Вдруг на ноги камень вскочил,
И за ноги их ухватил,
А они закричали от страха:
«Да ведь это же черепаха!»

Воспитатель и дети высказывают свои суждения о проведенных играх.

Воспитатель:Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились, какая игра вам наиболее понравилась.

Ответы детей:

Рефлексия.

Воспитатель:Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой.Прощание под фонограмму песни «Алабама джем» муз. Р.Эмчина.

Дети выходят из зала.

Сценарий праздника для детей старшей группы

«Путешествие на остров Добра»

Цель: развивать речевые и коммуникативные качества старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять социально-нравственный и эмоциональный кругозор;
  • обогащать знания детей о таких понятиях как «добро», «вежливость», «честность»;
  • добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки героев, объяснять свои суждения.

Развивающие:

  • развивать коммуникативно - речевые способности детей, выразительность жестов, мимики, слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, мышление, воображение, память, чувство эмпатии;
  • формировать межличностные отношения и этические представления;
  • способствовать развитию у детей чувство прекрасного;
  • поддерживать благоприятный психологический  климат.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Ход развлечения:

Дети и ведущая свободно входят в зал и останавливаются перед занавесом.

Ведущая: Ребята, я хочу рассказать вам сказку. За семью горами, за семью лесами есть волшебный остров Добра. Хотите, ребята попасть на него? (ответ детей) Тогда я приглашаю Вас в увлекательное путешествие. Но чтобы попасть туда, нужно открыть волшебные двери. Подходят к дверям (нарисованы и прикреплены кзанавесу). А вот и двери.

Ведущая: как нам быть, как нам двери отворить?

Ведущая: У меня есть ключ (вставляет)

Хоть ключ наш в дверь вставляется, но дверь не открывается.

Дети: Может нужно сказать волшебные слова.

 Не открывается.

Ведущая: Давайте попробуем вместе сказать волшебные слова

Все: Дверь, откройся пожалуйста.

Звучит волшебная музыка. Занавес открывается, детей встречает Фея.

Фея: Здравствуйте! - говорю по обычаю,
Доброе утро! - желаю всем встречным я.
Доброго дня, вам, милые дети!
Добрых людей так много на свете.
И мне в ответ улыбаются люди,
Доброе слово все они любят.

Здравствуйте, ребята! Я рада всем, кто хочет стать честным, вежливым и щедрым, всем, кто хочет стать жителем моего острова. Я приглашаю вас в мою маленькую страну.

Дети берутся за руки, идут змейкой под музыку за Феей, подходят к домику.

Фея: Ребята, послушайте мелодию песенки и постарайтесь отгадать про кого эта песенка.

Звучит мелодия песни «Аккуратный гном».

Дети: это звучит песня про гнома.

Фея: Оказывается, вы знаете эту песенку, а давайте изобразим её жестами и мимикой.

(Дети одевают колпачки гномов и становятся врассыпную).

Дети исполняют песню «Аккуратный гном» Л.Гусевой жестами и мимикой.

Появляется гном из домика.

Гном: Здравствуйте, друзья! Я расскажу о нашей стране и проверю: достойны ли вы стать ее жителями. Сейчас я познакомлю с законами нашей страны и волшебными словами, без которых ее жители не могут прожить и дня.

Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты,
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
Здравствуйте! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Будьте добры! - это я говорю по секрету.
Будьте добры! - и не ждите за это конфету.
Будьте добры! без игры и во время игры,
Если, сумеете будьте добры!

Фея: Спасибо тебе. Гном, за прекрасные слова. Есть два заветных ключика к сердцам людей. И каждый может, научиться ими пользоваться. Запомните, ребята, это – «Спасибо» и «Пожалуйста».

Гном: Я знаю игру «Пожалуйста». Давайте поиграем.

Игра «Пожалуйста»

(Гном дает детям задание, выполнить определенную команду. Выполняется команда только после слова «пожалуйста». Команды: хлопните в ладоши, положите руку на плечо соседа, возьмитесь за руки, присядьте )

Гном: А сейчас я приглашаю вас потанцевать

Коммуникативный танец- игра (любая 2-х частная музыка)

(На 1 часть музыки - дети выполняют поскоки врассыпную, в конце становятся парами; на 2 часть – «здороваются» плечиками. Полька повторяется 3 раза. На 1 часть движения те же, на 2 часть – «здороваются» щечками, затем носиками. В конце польки  дети благодарят друг друга).

Фея: Нам было весело и интересно с тобой, Гном, но нам пора с ребятами отправляться дальше.

Гном: До свидания, друзья! Счастливого пути!

Гном уходит, дети снимают колпачки, идут за Феей. Подходят к сундуку.

Фея: Посмотрите, ребята, сундук. Он не простой, волшебный.

Звучит волшебная музыка, сундук открывается. Фея достает из сундука «осколки»  из сказки.

Фея: Ребята, нужно собрать «осколки» и угадать из какой они сказки.

Игра «Узнай сказку».

(голубой «осколок»  - отрицательные герои, желтый - положительные)

Собрав «осколки», дети называют сказку «Снежная королева».

Затем Фея обращает внимание на полянку и предлагает детям присесть.

Под музыку появляется маленькая разбойница.

Разбойница: Привет! А вот и я! Люблю я всем мешать: в птичек стрелять, котов за хвост тягать, прыгать, скакать и дразнить детей. А вы любите? (ответ детей). Вы такие воспитанные, такие вежливые, аж противно (дразнит детей).

Фея: Ребята, кто это к нам в гости пришел? Напугала всех, и надета кое-как. Да это же настоящая разбойница.

Разбойница: Если я по - вашему разбойница, то вы - невоспитанные задаваки.

Фея: Нет, ты ошибаешься! Эти дети добрые, воспитанные, щедрые и приветливые.

Разбойница: Нет, нет, нет! Самая скромная, самая воспитанная, самая вежливая - это я.

Фея: Хорошо! Сейчас мы проверим, какая ты воспитанная и вежливая. Как ты будешь себя в гостях на дне рождения?

Разбойница: Если меня пригласят на день рождения, я забуду дома подарок- он мне и самой пригодится. Ни с кем не буду разговаривать. Выбирать буду и есть самое вкусное.

Фея: Как тебе не стыдно. А давай у ребят спросим, как они будут себя вести.

Дети рассказывают, как необходимо вести себя в гостях.

Фея: А что ты будешь делать, если твой друг вдруг упадет?

Разбойница: Буду громко смеяться, чтобы он понял, что я совсем не огорчилась.

Настоящий товарищ не будет огорчать своих друзей.

Фея: А разве так можно? Фея предлагает детям рассказать, что нужно делать.

Разбойница: А что я такого сказала? Я вот ребятам могу дать полезные советы: не мойте руки, шею и лицо - пусть остаются грязными; все равно вы их снова запачкаете, так зачем же время попусту тратить? И не завязывайте утром шнурки, все равно развяжутся.

Фея: Ребята, неужели вам нравятся такие советы? (ответ детей) Давайте дадим свои советы.

Дети становятся в круг. Разбойница становится в центр круга.

Игра «Дай совет».

(Передавая солнышко, дети дают добрые советы)

Разбойница: Ну, теперь я  обязательно буду внимательной, приветливой, вежливой и доброй. Я побежала делать добрые дела.

Звучит музыка, дети начинают играть в игру «Море волнуется…»

Фея пробует рассмешить детей, дотрагиваясь до них.

Фея: А теперь пусть заиграет веселая, добрая музыка.

Звучит вступление к песне «Если добрый ты», дети танцуют.

Фея: А сейчас я предлагаю вам вырастить цветок добра.

Дети становятся в круг. Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Представьте, что вы мои маленькие, маленькие зернышки (группируются). Я очень бережно отношусь к зернышкам: поливаю их, ухаживаю. В тепле зернышки начинают медленно расти (выпрямляют медленно спину). Появляются стебельки (поднимаютголову), появляется бутон (встают на колени). Наступает момент - бутон раскрывается (встают, соединяют ладони друг друга) Какой красивый цветок! Это цветок добра! Я хочу, чтобы вы взяли его с собой в группу и никогда не забывали быть добрыми и совершать добрые поступки.

А наше путешествие закончилось и вам пора отправляться к себе в группу.

Интерактивные игры на развитие речевых и коммуникативных навыков

Цель: развивать эмоциональную сферу и навыки конструктивного общения.

Данная картотека игр имеет задачи:

-развитие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров: «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»

-умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты: « Вежливые слова», « Игры- ситуации», « Диалог- шутка»

-умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом: « Коврик примирения»,  «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»

-развитие невербальных и предметных способов взаимодействия: «Изобрази пословицу», « Закорючка», « Колдун»

-развитие умения подбирать вербальные средства: «Позвони другу», «Самый лучший», « Управляем роботом».

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия  (здравствуйте, добрый день, привет,  мы рады вас видеть, рады встречи с вами);  благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);  извинения (извините, простите, жаль, сожалею);  прощания  (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Диалог-шутка»

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово «забыл» (плаксивая интонация).

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл

- Что ел?

- Забыл

- Что пил?

- Забыл.

Игру можно варьировать.

1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.

2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.

Покажи:

1. Твои плечи говорят: «Я горжусь».

2. Твоя спина говорит: «Я старый человек».

3. Твой палец говорит: «Иди сюда».

4. Твоя голова говорит: «Нет».

5. Твой рот говорит: «М-м-м. Я люблю это печенье».

«Игры-ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

«Самый лучший»

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

рассмеши царевну;

попроси игрушку у ребят;

уговори маму пойти в цирк;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

посмеши ребят;

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

    Позвони мне позвони

    И что хочешь мне скажи.

    Может быль, а может сказку

    Можешь слово, можешь два –

    Только, чтобы без подсказки

    Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

«Колдун»

Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.

«Колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

«Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Управляем роботом»

Цель: развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

Вызывается ребёнок – «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Например: «Робот, попроси разрешения поиграть», «Робот, извинись перед другом», «Робот, узнай, как найти дорогу». Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие,  просьба,  благодарность, уступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам «Формирование культуры речевого общения»

1.             При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного ...

Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Развитие речевого общения на коми языке (образовательные ситуации для подготовительной группы) Методическое пособие /Н. Б. Потолицына; Е. А. Гилязова; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2012. – 58 с.

Методическое пособие содержит сценарии образовательных ситуаций по развитию речевого общения, в основе которых представлена система разнообразных игр (словесно-дидактических, настольно-печатных, театр...

Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка занятия по обучению речевому общению в поликультурной образовательной среде на тему:«Знакомство детей с мультфильмом «Маша и медведь»

Методическая разработка занятияпо обучению    речевому общениюв поликультурной образовательной среде на тему:«Знакомство детей с мультфильмом«Маша и медведь»...