Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)
методическая разработка (старшая группа)
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, создает условия для познания своего собственного эмоционального мира, а также учит общаться с собственными родителями (проявлять инициативность в общении, брать на себя роль исследователя, распознавать эмоции родителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_karta_emotsiy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)
Занятие проводится совместно с детьми и их родителями. Достаточно 1 представителя из родительской семьи.
1 этап. Сопоставление изображения эмоций их названиям.
Группе раздается несколько карточек с изображениями эмоций человека на лице, а затем несколько карточек с написанными на них названиями эмоций. Задача детей и родителей – сопоставить их между собой.
2 этап. Сказка об инициативности в общении
«В одном царстве-государстве жили-были очень добродушные и жизнерадостные люди, которые никогда ничего друг от друга не скрывали и рассказывали друг другу разные тайны. В этом царстве царила Доброта. Но однажды, как это часто бывает в сказках, злая колдунья решила все испортить. Она разбросала по земле семена Недоверия. Люди, по мере того как семена прорастали, все чаще стали задумываться над тем, что их могут предать, выдать их секреты, а то и вовсе высмеять. И стали скрывать друг от друга свои мечты, фантазии, эмоции…» (продолжение следует).
- Давайте и мы с вами сейчас закодируем наши эмоции, создадим свой собственный язык. На листе бумаги, который перед вами, напишите названия хотя бы 5 эмоций, а рядом – обозначьте их каким-то особым кодом, так, чтобы никто не смог догадаться. Кодом может быть и буква, и рисунок. Только постарайтесь зашифровать так, как это никто не сделает. Это ведь только ваши эмоции и ваш внутренний мир. (Родители не видят, что пишут дети, дети не видят, что пишут родители. Помогает ребятам ведущий-воспитатель).
- А теперь переверните листы и на обратной стороне давайте немного порисуем. Я предлагаю вам нарисовать Карту. Это будет только ваша карта. Возможно, это необитаемый остров в Тихом океане, а возможно лесная поляна, или поле пшеницы, или что-нибудь еще. Как вы сами захотите. Раскрасьте эту карту ровно так, как вам пожелается. (Карту создают и дети, и родители).
- А когда будете готовы, проставьте на своей карте значки эмоций, которые вы перед этим придумывали. Распределите по карте палитру своих закодированных эмоций.
- Замечательно! Теперь перед вами не просто карта, а карта ваших собственных эмоций. Такие же точно карты с закодированными эмоциями создали и жители царства-государства, о котором я рассказывала вам в самом начале. Каждый стал жить только в своем собственном мире, в своей карте. И стали эти жители замкнутыми, поселилось в этом царстве Одиночество. Вроде бы и рядом все, а в то же время и одинокие, так как совсем перестали общаться друг с другом, только с самими собой. А понять коды друг друга как без общения? Практически невозможно… Семена Недоверия прорастали с необычайной скоростью. И, наверное, так и превратилось бы наше царство в царство Одиночества, если бы на помощь не поспешила добрая фея. Она мигом направила на государство Ветер Общения и стала наблюдать.
- Конечно, жители царства стали проявлять интерес к общению. Давайте и мы с вами сейчас немного друг с другом пообщаемся. Посмотрите на карту соседа (дети смотрят на карты родителей, родители на карты детей) и попробуйте у него узнать, а какие эмоции он испытывает. Может быть, он радуется, а может, грустит? Или его кто-то обидел, и ему нужна помощь?.. Спросите его, проявите участие к его внутреннему миру.
- Получается? А теперь, чтобы было еще легче, попробуйте с разрешения соседа заглянуть на обратную сторону листа, где он выписывал значение кодировки. Совпадает? То, что вы смогли узнать у него, и то, что увидели в расшифровке? У кого-то больше совпало, кому-то, может, без подсказки было трудно понять соседа. Что поделать, злые колдуньи часто проникают и в наш мир, и творят злые дела здесь… но, как вы догадались, в наш мир добрые феи тоже часто прилетают.
- Скажите, ребята, а сложно понимать эмоции другого человека? А если смотреть в расшифровку, легче? А если теснее общаться и доверять друг другу? Конечно, дети, каждый из нас носит в себе свой собственный мир, непохожий на других, уникальный, особенный, и важно уважать мир каждого, какие-то секреты важно сохранять вдали от всех. Но в то же время без доверия друг к другу мы превращаемся в одиноких, непонятых людей.
- Давайте будем больше доверять друг другу!
В завершении детям и родителям предлагается встать в единый круг, взявшись за руки, и под песню «Вместе весело шагать» начать водить хоровод. Дома предлагается каждому ребенку сделать сюрприз для родителя, а каждому родителю – для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...
Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...
Методическая разработка по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...
Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"
Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"...
Сценарный план мастер-класса для воспитателей и родителей на тему: "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через креативную игру-драматизацию"
Демонстрация способа развития инициативности и самостоятельности детей, через креативную игру-драматизацию....
Методическая разработка по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...
Методическая разработка по теме «Театральная деятельность в жизни дошкольников как средство общения с окружающим миром»
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами Творческая ...