План - Программа по тестопластике "Волшебное тесто"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Суббота Ирина Юрьевна

Программа «Волшебное тесто» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_testoplastike.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка» г. Нерюнгри

План – Программа

«Волшебное тесто»

Количество лет обучения – 1 год

Количество учебных часов – 36

Возраст детей – 6-7 лет

Методическое пособие

Воспитатель

Суббота И.Ю.

Пояснительная записка

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Это отражено в схеме гармоничного развития ребенка.

Проблема сенсомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими педагогами как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н, Поддьяков, Н. Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внес профессор Л. А. Венгер и его ученики и последователи.

Задача педагогов дошкольного учреждения осуществлять всестороннее развитие и воспитание дошкольника, ознакомление его с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитания любви к Родине, к народу к семье; помочь дошкольнику найти свое место в огромном мире, мире скоростей и техники.

Основными целями воспитания дошкольника являются создания условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивных личных качеств.

Из всех материалов мы выбрали тесто и стали успешно использовать его в работе с детьми.

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками.

Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Программа «Волшебное тесто» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Целесообразность.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Цель: обучение навыкам изготовления разнообразных изделий, развитие творческих и коммуникативных способностей у детей через лепку из соленого теста.

Задачи:

1) учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами;

2) способствовать овладению умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

3) формировать правильное восприятие формы;

4) развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;

5) воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

6) воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.

Методы:

1) наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации, пальчиковая гимнастика);

2) словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки);

3) практический (индивидуальная помощь).

Приемы:

1) скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок соленого теста помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

2) раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-на-зад на дощечке;

3) сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

4) прищипывание или вытягивание: защипнуть тесто между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

5) вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

6) вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

7) соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения водой;

8) приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

9) украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

10) оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из теста.

Средства:

1) соленое тесто;

2) стеки;

3)доски;

4) кисти;

5) краска гуашь;

6) шаблоны.

Дидактический материал:

1) аудиозаписи, видео, презентации;

2) использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты);

3) использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

При подборе заданий выступают следующие специальные принципы, выделенные Л. А. Венгером:

1) учета возрастных особенностей детей;

2) систематичности, последовательности и постепенности;

3) дозирования - определяется иерархией задач;

4) сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

1) у детей повысится уровень навыков и практических умений в лепке предметов из соленого теста;

2) разовьется мелкая моторика рук, творческие способности;

3) увеличится проявление творческой способности при выборе художественных образов, сюжетов и способов реализации замысла.

Занятия предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 1 раз в неделю по 30 минут в течение 9 месяцев. Общее количество занятий - 36. Форма работы – групповая, индивидуальная.

Базовый этап.

Задачи:

1) познакомить с тестопластикой, как видом лепки;

2) создать условия для возможности использования различных приемов работы с тестом, знакомить с особенностями используемого материала;

3) способом изготовления фигур из простых форм (шар, овоид, конус).

Приемы:

1) показ технологических приемов;

2) рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

3) рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

4) игровые приемы (приход героя и др.);

5) создание условий для самостоятельная деятельности в использовании инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Основной этап.

Задачи:

1) углубленно изучать с детьми технологию тестопластики;

2) освоить технологии объемных и рельефных работ;

формировать творчество, создавая необычные изделия на основе обобщенного способа лепки;

3) развивать опыт общественной мотивации, желание доставлять радость родным и близким.

Предлагаемая программа по тестопластике «Волшебное тесто» состоит  из 36 занятий. Календарно-тематический план представлен в таблице.

Таблица

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

1

«Декоративная тарелочка Цветик-семицветик»

Показать, как можно использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук.

1

2

Раскрашивание красками «Цветика- семицветика»

Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

1

3

«Гусеничка»

Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

1

4

Раскрашивание красками «Гусенички»

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Развивать гибкость пальцев рук при работе с к6источкой, видеть конечный результат задуманной работы.

1

Октябрь

5

«Шоколадные конфеты»

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание).

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет.

1

Раскрашивание «Шоколадных конфет»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

Продолжение таблицы

6

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 

1

7

«В гостях у царицы Осени.

Овощи и фрукты»

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

1

8

Раскрашивание красками «Овощи и фрукты из соленого теста»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида овощей и фруктов.

1

Ноябрь

9

«Корзинка с грибами»

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки

10

Раскрашивание красками «Корзинка с грибами из соленого теста»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

11

«Колючий ежик»

Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии. Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры. Развивать творческое воображение.

12

Раскрашивание «Колючего ежика»

Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Декабрь

13

«Моя фоторамка»

Освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Раскрашивание «Моей фоторамки»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть

Продолжение таблицы

14

конечный результат задуманной работы.

15

«Дед Мороз спешит на праздник»

Создавать условия для творческой самостоятельности, используя знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Показать, как с помощью чесночницы можно выдавить тесто для волос и бороды. Создать радостное настроение у детей.

16

Раскрашивание «Дед мороз спешит на праздник»

Раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, используя разные способы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Радоваться результатам своего труда.

Январь

17

«Нарядная елочка»

Учить  приему: «вырезать» ёлочку из теста по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

18

Раскрашивание «Нарядной елочки»

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

19

«Снеговик»

Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки: обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественные творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

20

Раскрашивание «Снеговика»

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы.

Февраль

21

«Снежинка»

Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение».

Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Продолжение таблицы

22

Раскрашивание «Снежинка»

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

23

«Кружка для папы»

Развивать самостоятельность: лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

24

Раскрашивание «Кружки для папы»

Раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Март

25

«Золотая рыбка»

Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.

26

Раскрашивание «Золотой рыбки»

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить  передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

27

«Праздничный торт»

Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера.

28

Раскрашивание «Праздничного торта»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить  передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Апрель

Окончание таблицы

29

«Бусы и браслеты»

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).

30

Раскрашивание «Бус и браслетов»

Учить раскрашивать изделие из соленого теста.

31

«Пасхальные яйца»

Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями.

32

Раскрашивание «Пасхальных яиц»

Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов

Май

33

«В гостях у феи Цветов»

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

2

34

Раскрашивание «Мир цветов»

Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий.  Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике.

2


ЛИТЕРАТУРА

1. Жадько Е., Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

2. Кискальт И.. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

3. Корчинова О. В.. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

«Феникс», 2005-316с.

4. Лыкова И. А.. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

5. Сакулина Н. П., Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.

6. Скребцова Т. О., Данильченко Л. А.. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

7. Фирсова А. В.. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

8. Хоменко В. А.. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. Хананова И. Н.. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы кружка (солёное тесто)

В годовом плане указана работа с детьми старшего дошкольного возраста в течении одного учебного года. В этом плане отражена последователность : от простого к сложному при работе с солёным тестом.В теч...

Программа кружка "Непоседливое тесто"

Программа разработана на 4 года, начиная работу по данному направлению с  детьми  второй младшей группы (3-4 года) и до подготовительной к школе группы (6-7 лет). Календарно-тематическое пла...

Рабочая программа кружка "Волшебное тесто"

Программа кружковой работы по тестопластике...

Программа кружка "Соленое тесто"

Программа "Соленое тесто" представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей. Цель программы:...

Программа кружка "Волшебное тесто".

По данной программе работала в старшей группе. Дети с большим интересом и удовольствием работали на занятиях. Буду рада, если кому -то  материал пригодиться....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

План-программа кружка "Волшебное тесто" для младшей группы.

Это опробированная мной программа занятий по тестопластике в младшей группе. Занятия проводились раз в две недели....