План - Программа по тестопластике "Волшебное тесто"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа «Волшебное тесто» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка» г. Нерюнгри
План – Программа
«Волшебное тесто»
Количество лет обучения – 1 год
Количество учебных часов – 36
Возраст детей – 6-7 лет
Методическое пособие
Воспитатель
Суббота И.Ю.
Пояснительная записка
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. Это отражено в схеме гармоничного развития ребенка.
Проблема сенсомоторного развития в педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими педагогами как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н, Поддьяков, Н. Н. Манасеина. Заметный вклад в исследование этой проблемы внес профессор Л. А. Венгер и его ученики и последователи.
Задача педагогов дошкольного учреждения осуществлять всестороннее развитие и воспитание дошкольника, ознакомление его с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитания любви к Родине, к народу к семье; помочь дошкольнику найти свое место в огромном мире, мире скоростей и техники.
Основными целями воспитания дошкольника являются создания условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивных личных качеств.
Из всех материалов мы выбрали тесто и стали успешно использовать его в работе с детьми.
Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками.
Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Программа «Волшебное тесто» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Цель: обучение навыкам изготовления разнообразных изделий, развитие творческих и коммуникативных способностей у детей через лепку из соленого теста.
Задачи:
1) учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами;
2) способствовать овладению умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
3) формировать правильное восприятие формы;
4) развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;
5) воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
6) воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.
Методы:
1) наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации, пальчиковая гимнастика);
2) словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки);
3) практический (индивидуальная помощь).
Приемы:
1) скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок соленого теста помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
2) раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-на-зад на дощечке;
3) сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
4) прищипывание или вытягивание: защипнуть тесто между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
5) вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);
6) вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
7) соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения водой;
8) приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;
9) украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;
10) оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из теста.
Средства:
1) соленое тесто;
2) стеки;
3)доски;
4) кисти;
5) краска гуашь;
6) шаблоны.
Дидактический материал:
1) аудиозаписи, видео, презентации;
2) использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты);
3) использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
При подборе заданий выступают следующие специальные принципы, выделенные Л. А. Венгером:
1) учета возрастных особенностей детей;
2) систематичности, последовательности и постепенности;
3) дозирования - определяется иерархией задач;
4) сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1) у детей повысится уровень навыков и практических умений в лепке предметов из соленого теста;
2) разовьется мелкая моторика рук, творческие способности;
3) увеличится проявление творческой способности при выборе художественных образов, сюжетов и способов реализации замысла.
Занятия предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 1 раз в неделю по 30 минут в течение 9 месяцев. Общее количество занятий - 36. Форма работы – групповая, индивидуальная.
Базовый этап.
Задачи:
1) познакомить с тестопластикой, как видом лепки;
2) создать условия для возможности использования различных приемов работы с тестом, знакомить с особенностями используемого материала;
3) способом изготовления фигур из простых форм (шар, овоид, конус).
Приемы:
1) показ технологических приемов;
2) рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;
3) рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;
4) игровые приемы (приход героя и др.);
5) создание условий для самостоятельная деятельности в использовании инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Основной этап.
Задачи:
1) углубленно изучать с детьми технологию тестопластики;
2) освоить технологии объемных и рельефных работ;
формировать творчество, создавая необычные изделия на основе обобщенного способа лепки;
3) развивать опыт общественной мотивации, желание доставлять радость родным и близким.
Предлагаемая программа по тестопластике «Волшебное тесто» состоит из 36 занятий. Календарно-тематический план представлен в таблице.
Таблица
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | |||
1 | «Декоративная тарелочка Цветик-семицветик» | Показать, как можно использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук. | 1 |
2 | Раскрашивание красками «Цветика- семицветика» | Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | 1 |
3 | «Гусеничка» | Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | 1 |
4 | Раскрашивание красками «Гусенички» | Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Развивать гибкость пальцев рук при работе с к6источкой, видеть конечный результат задуманной работы. | 1 |
Октябрь | |||
5 | «Шоколадные конфеты» | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет. | 1 |
Раскрашивание «Шоколадных конфет» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. |
Продолжение таблицы
6 | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | 1 | |
7 | «В гостях у царицы Осени. Овощи и фрукты» | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д. | 1 |
8 | Раскрашивание красками «Овощи и фрукты из соленого теста» | Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида овощей и фруктов. | 1 |
Ноябрь | |||
9 | «Корзинка с грибами» | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки | |
10 | Раскрашивание красками «Корзинка с грибами из соленого теста» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | |
11 | «Колючий ежик» | Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии. Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры. Развивать творческое воображение. | |
12 | Раскрашивание «Колючего ежика» | Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. | |
Декабрь | |||
13 | «Моя фоторамка» | Освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. | |
Раскрашивание «Моей фоторамки» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть |
Продолжение таблицы
14 | конечный результат задуманной работы. | ||
15 | «Дед Мороз спешит на праздник» | Создавать условия для творческой самостоятельности, используя знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Показать, как с помощью чесночницы можно выдавить тесто для волос и бороды. Создать радостное настроение у детей. | |
16 | Раскрашивание «Дед мороз спешит на праздник» | Раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, используя разные способы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Радоваться результатам своего труда. | |
Январь | |||
17 | «Нарядная елочка» | Учить приему: «вырезать» ёлочку из теста по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. | |
18 | Раскрашивание «Нарядной елочки» | Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы | |
19 | «Снеговик» | Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки: обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественные творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. | |
20 | Раскрашивание «Снеговика» | Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы. | |
Февраль | |||
21 | «Снежинка» | Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение». Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. |
Продолжение таблицы
22 | Раскрашивание «Снежинка» | Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. | |
23 | «Кружка для папы» | Развивать самостоятельность: лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. | |
24 | Раскрашивание «Кружки для папы» | Раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. | |
Март | |||
25 | «Золотая рыбка» | Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. | |
26 | Раскрашивание «Золотой рыбки» | Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | |
27 | «Праздничный торт» | Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера. | |
28 | Раскрашивание «Праздничного торта» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. | |
Апрель |
Окончание таблицы
29 | «Бусы и браслеты» | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). | |
30 | Раскрашивание «Бус и браслетов» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста. | |
31 | «Пасхальные яйца» | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. | |
32 | Раскрашивание «Пасхальных яиц» | Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов | |
Май | |||
33 | «В гостях у феи Цветов» | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. | 2 |
34 | Раскрашивание «Мир цветов» | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике. | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Жадько Е., Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
2. Кискальт И.. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
3. Корчинова О. В.. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
4. Лыкова И. А.. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
5. Сакулина Н. П., Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
6. Скребцова Т. О., Данильченко Л. А.. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
7. Фирсова А. В.. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
8. Хоменко В. А.. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. Хананова И. Н.. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы кружка (солёное тесто)
В годовом плане указана работа с детьми старшего дошкольного возраста в течении одного учебного года. В этом плане отражена последователность : от простого к сложному при работе с солёным тестом.В теч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-694570-1513510427.jpg)
Программа кружка "Непоседливое тесто"
Программа разработана на 4 года, начиная работу по данному направлению с детьми второй младшей группы (3-4 года) и до подготовительной к школе группы (6-7 лет). Календарно-тематическое пла...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-708334-1447423935.jpg)
Программа кружка "Соленое тесто"
Программа "Соленое тесто" представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей. Цель программы:...
Программа кружка "Волшебное тесто".
По данной программе работала в старшей группе. Дети с большим интересом и удовольствием работали на занятиях. Буду рада, если кому -то материал пригодиться....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876477-1484308403.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1098217-1546532934.jpg)
План-программа кружка "Волшебное тесто" для младшей группы.
Это опробированная мной программа занятий по тестопластике в младшей группе. Занятия проводились раз в две недели....