Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
статья (средняя группа) на тему

 «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

                              К. Д. Ушинский

В настоящее время в д/с нашего города у многих детей   неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovyanie_mnemotehniki.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов мнемотехники в  работе с детьми с общим недоразвитием речи

 «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

                              К. Д. Ушинский

В настоящее время в д/с нашего города у многих детей   неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.

        Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». У детей дошкольного возраста образное мышление развито больше, поэтому на оуд  больше используется наглядностей, рисунков. При объяснении нового материала нужно учитывать и особенности детей. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов мнемотехники используются игровые технологии, индивидуальные личностно-ориентированные технологии.

Отличительные особенности приёма мнемотехники:

  • системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
  • игровая форма обучения;
  • интерактивность;
  • полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
  • создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

        При работе с детьми с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.

        

Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов, работающих с детьми с речевыми проблемами и особыми потребностями.

Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Знакомить с буквами.
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

        Мы используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

        Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.

        Использование мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру.

 Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»

В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

Мнемотехника в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Наглядность – один из основных приемов в обучении дошкольников, а если в  рисунках есть загадка, то они вдвойне интересны. Использование в коррекционной работе мнемотаблиц совершенствует пр...

Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи

В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...

Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...