Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
статья (средняя группа) на тему
«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
В настоящее время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovyanie_mnemotehniki.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
В настоящее время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». У детей дошкольного возраста образное мышление развито больше, поэтому на оуд больше используется наглядностей, рисунков. При объяснении нового материала нужно учитывать и особенности детей. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов мнемотехники используются игровые технологии, индивидуальные личностно-ориентированные технологии.
Отличительные особенности приёма мнемотехники:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
При работе с детьми с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.
Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов, работающих с детьми с речевыми проблемами и особыми потребностями.
Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Знакомить с буквами.
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Мы используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.
Использование мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК»
В данном конспекте представлено занятие в подготовительной группе детского сада по технике пластилинографии с использованием нетрадиционных материалов (крупы: чечевица, манка, гречка, фасоль и т.д.). ...
Круглый стол для специалистов "Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов"
Проводился в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...
Мнемотехника в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Наглядность – один из основных приемов в обучении дошкольников, а если в рисунках есть загадка, то они вдвойне интересны. Использование в коррекционной работе мнемотаблиц совершенствует пр...
Рекомендации учителя-логопеда музыкальному руководителю для использования в образовательном процессе с детьми с общим недоразвитием речи
В методическом материале от учителя-логопеда размещены рекомендации по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР на музыкальных занятиях. Предложен подробный перспективный план, разработанный с у...
Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»
В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...