Мнемотехника в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии на тему
Наглядность – один из основных приемов в обучении дошкольников, а если в рисунках есть загадка, то они вдвойне интересны. Использование в коррекционной работе мнемотаблиц совершенствует процесс обучения, делая его привлекательным, занимательным, а самое главное развивающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_onr.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Аннотация
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Актуальность
использование мнемотехники на занятиях способствует развитию долговременной памяти Гипотеза:
повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР средствами мнемотехники Цель проекта:
Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; Способствовать развитию всех компонентов речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей. Задачи
У ребенка должен быть положительный эмоциональный настрой по отношению к занятиям. Занятия должны нести системный характер. Условия
Ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Повысить уровень развития психических процессов. Развить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий. Повысить у детей уровень речевого развития. Приобщить родителей к использованию мнемотаблиц во время выполнения домашних заданий. Прогнозируемые результаты
1 этап Организационно-подготовительный Практико-ориентированный 2 этап 3 этап Рефлексивный Этапы организации проекта
1 этап – организационно-подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ литературы по применению средств мнемотехники. 2.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста. 3. Разработка и подбор мнемотаблиц (дидактического материала) в соответствии с перспективным планом. 4.Проведение стартовой диагностики
2 этап – практико-ориентированный Артикуляционная гимнастика Составление описательных рассказов Заучивание скороговорок, стихов Автоматизация звуков в словах Пересказы Составление творческих рассказов
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Автоматизация звуков в словах
Заучивание скороговорок, стихов У крота в широкой норке просо, рис, крупа и корки
У сов нет усов. Заучивание скороговорок, стихов
Дифференциация звуков Саша ест сушки, а Маша - ватрушки
Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый - осине, Зонтик желтый — тополям, Фрукты осень дарит нам. Е. Трутнева Заучивание стихов
Рассказывание о животном мире цвет шерсть размер дикое или домашнее животное жилище чем питается
Рассказывание о растительном мире цвет запах размер части растения где растет время цветения
Пересказ сказки «Теремок»
подходы в работе с технологией мнемотехника: - Личностный Системный Диалогический Культурологический Информационный Деятельностный
Алгоритм организации работы с родителями Определение педагогических возможностей семьи (тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы) Знакомство родителей с мнемотаблицами Деятельность родителей в создании мнемотаблиц
Формы работы с родителями Индивидуальные беседы Консультации Творческие задания Библиотека
Информационная ширма «Мнемотехника для детей» Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице . Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям(стихи, сказки). Работа с родителями
3 этап – рефлексивный Изучение уровня развития ребенка Анализ коррекционно-педагогической работы за год; составление цифрового и аналитического отчетов. Изучение уровня компетенции родителей по вопросу использования мнемотехники при выполнении домашнего задания с ребенком
Итоги диагностики по развитию компонентов речи у детей с ОНР
Итоги коррекционной работы с детьми среднего возраста по ранней диагностике
Итоги коррекционной работы с детьми старшего возраста
Итоги работы с родителями
Интегративностью Здоровьесбережением Универсальностью Экономичностью Данный метод организации коррекционной работы отличается
выводы Исследования показали, что в результате коррекционной работы с использованием средств мнемотехнитки отмечается положительная динамика в развитии детей. сократилось время на автоматизацию звука и дифференциацию; улучшались показатели связности, последовательности, в оформлении рассказов, в речи преобладают распространенные предложения; значительно расширился словарный запас; возросли возможности детей в плане самоконтроля за построением рассказа; сформировалось умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий; эффективно развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление); Значительно повысился интерес к занятиям; активные родитель овладели навыками мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...
Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)
Согласно ФГОС познавательно-исследовательская деятельность выделена, как самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые возможности организации коррекционной...