РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗУЧИВАНИЕ ПОТЕШЕК.
план-конспект на тему
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗУЧИВАНИЕ ПОТЕШЕК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие общей и мелкой моторики | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ РАЗУЧИВАНИЕ ПОТЕШЕК.
И. Б. Матвеева, учитель – логопед, МБДОУ №119, Архангельск
Актуальность темы: С самого рождения движения для ребёнка являются основным способом знакомства с окружающим миром. В возрасте 4-5 лет движения приобретают более осмысленную, целенаправленную форму. У ребёнка появляются точные движения, что говорит о его развитии. Развивая общую и мелкую моторику на коррекционных занятиях, педагог быстрее и легче может исправить речевые нарушения, если они появились или избежать их вообще.
Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не даны ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен.
Для правильного произношения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речевые движения сочетаются со слуховыми ощущениями и зрительными ориентирами. Иначе сказать, для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных, осязательных ощущений в единый образ предметов и явлений.
Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается, но и становится более совершенна.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики очень тесная. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом.
Установлено что около трети всей площади двигательной проекции кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны, а работа над движением пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.
Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга, подтверждается многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата. Посмотрев «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и ее близость к речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и так далее, требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурные и функциональные особенности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами ЦНС и принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.
Локомоторные функции развиваются у ребенка к началу 2 года жизни. В возрасте 1-2 лет отмечаются неуклюжесть и неустойчивость движений. У детей этого возраста начинают появляться обиходные, еще не точные движения. Дети 3-7 лет отличаются подвижностью, у них хорошо развита способность к выразительным движениям; однако это бывает лишь непроизвольно. Если ребенка просят делать точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки формул движения. Кажущаяся двигательная неутомимость ребенка связана с тем, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих преодоления сопротивления и точности, а следовательно, большой затраты энергии.
Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым познать окружающий его мир. Точные движения помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Все это облегчает необходимость общения, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Современная коррекционная литература предлагает эффективные и удобные формы работы с детьми по развитию речи. При грамотном выборе они просты для выполнения. Регулярность в повторении способствуют развитию внимания, мышления, памяти, благоприятно сказывается на речи детей. Каждый комплекс имеет компактный размер и свою тему, что позволяет использовать их в любом виде деятельности.
Вывод: Использование стихов и потешек с движениями способствует развитию моторики. Кроме этого развивает у детей внимание, речевую память, чувство ритма, будят творческую фантазию и воображение. Всё это помогает детям легче справиться с речевыми проблемами, тем самым повысить самооценку.
Литература:
Алифанова Е.А. Логопедические рифмовки и миниатюры. ГНОМ и Д.М 2001 90 с
Анищенков Е, С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ Артель М 2006 70с
Иванова Л.О. Стихи с движениями. Речь 2004 74с
Лопухина И.С. Логопедия, речь, ритм, движение. КОРОНА принт. СПб 2004 98с.
Мухина В.С. Возрастная психология . Academia.1998, 335с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Развитие общей и мелкой моторики"
В презентации даны понятия "общая" и "мелкая моторика", нарушения общей и мелкой моторики, предсталены игры и упражнения, направленные на развитие моторики....
Учебно - методическое пособие "Развитие общей и мелкой моторики".
Виды детской деятельности по развитию общей и мелкой моторики. Рекомендации для педагогов и родителей....
Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелк...
Конспект совместного открытого занятия родителей и детей по развитию общей и мелкой моторики во второй младшей группе
Программное содержание:- Совершенствовать умение двигаться в соответствии с текстом.- Развивать общую и мелкую моторику, установить эмоциональный контакт между родителями и детьми....
Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.
Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития....
Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство
Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....