Проект "Сказочный мир театра детям" Методическая разработка
проект (младшая группа) по теме
Методическая разработка - по теме " Театр" долгосрочный проект, который последовательно знакомит детей с разными видами театра, воспитывает интерес к народному творчеству,развивает культурно-досуговую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazochnyy_mir_teatra_malysham.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проект по театрализованной деятельности
во второй младшей группе
«Сказочный мир театра малышам»
Фадеева Ольга Анатольевна воспитатель
МБДОУ «Детский сад№30 «Северное сияние» г. Инта Коми республика
Аннотация проекта:
Проект разработан воспитателем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30 «Северное сияние» комбинированного видавоспитателем Фадеевой Ольгой Анатольевной и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений. В совместной деятельности участвовали дети 3-4 лет группы «Теремок», их родители и воспитатели.
Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, разыгрывание сказок, сюжетов, постановок, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, совместная деятельность детей и взрослых в подготовке театрализованной среды к открытому мероприятию «Путешествие на поезде». Сотрудничество с семьёй в проекте «Сказочный мир театра малышам» позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения, становятся более открытыми, взрослые и дети эмоционально сближаются. Через театрализованную деятельность маленький ребёнок приобщается к духовным ценностям, глубоко эмоционально переживая персонажам развивает чувства, подражая любимым героям формирует опыт социальных навыков поведения, отождествляя себя с полюбившимся образом формирует качества личности.
Вид проекта: творческий, в три этапа
Срок реализации: долгосрочный 1 год
Актуальность проекта:
Знакомство детей с разными видами театров в нашей группе малыши начинают с начала года, и я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая с детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" , «Теремок»и др.). Поэтому решила предложить родителям расширить диапазон видов театрав нашей группе и показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. Так же дать возможность увидеть родителям как с ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности: дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цели:
- Развитие культурно-досуговой деятельности детей.
Формирование речевой, творческой активности.
2. Воспитание интереса к устному народному творчеству, используя интегративность образовательных областей.
Задачи:
- Создать условия для творческой активности детей и родителей.
- Последовательное знакомство детей с видами театра.
- Побуждать детей самостоятельно разыгрывать сценки, обыгрывать потешки, знакомые сказки.
- Развитие и обогащение словаря, коммуникативных навыков.
- Способствовать эмоциональному развитию детей.
Результаты проекта:
Продукт проекта:
Презентация для родителей и педагогов по теме «Театр в жизни малыша», методическая разработка организованной деятельности «Путешествие на поезде», обновление образовательной среды (изготовление ширмы напольной, приобретение нового пальчикового театра, пошив фартучка для повара, изготовление масок для сказки « Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», смайликов, обозначающих настроение, тарелочковый театр, фетровый подиум для разыгрывания сказок, фетровая книга сказок)
Ожидаемый результат:
• Дети умеют пользоваться настольным и пальчиковым театром
• Проявляют активность к театральной деятельности.
• Умеют передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• Владеют активной речью, включенной в общение.
Этапы работы:
1 этап: Накопительный
2 этап: Творческий
3 этап: Результативный, выход на перспективу.
Накопительный этап:
1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр? »
2. Наглядная информация для родителей:
«Театрализованная деятельность в детском саду»,
«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
3. Определение целей и задач.
4. Разработка проекта в группе: «Сказочный мир театра малышам»
5. Знакомство детей и родителей с театром, его разновидностями.
6. Прохождение воспитателями группы вебинара «Семейный театр в детском саду»
7. Пробуждать интерес к предполагаемой деятельности.
Формирование эмоциональной заинтересованности.
8. Работа над развитием речи детей, обогащением словаря:
-артикуляционная гимнастика
-чистоговорки и скороговорки
-пластические этюды
-мимические этюды
-упражнения на воображение
-упражнения на активизацию словарного запаса
-упражнения на формирование разговорной речи
-упражнения на отбивание ритма
-упражнения на речевое дыхание
-хороводные игры
9. Просмотр кукольных спектаклей и драматизаций в группе.
- подвижные игры с героями
-обыгрывание эпизодов
-инсценировка сказок, потешек, стихов
- подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;
- показ кукольного театра: «Теремок», «Колобок».
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
- комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята».
10. Посещение детских кукольных спектаклей.
11. Практикум для родителей «Изготовление разных видов театра»
12. Планирование театральной деятельности по образовательными областями.
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Физическая культура |
|
Здоровьесбережение |
|
Коммуникация |
|
Социализация |
|
Познание |
|
Коммуникация |
|
Художественное творчество |
|
10. Оформление театрального уголка, обновление атрибутов (ремонт масок для драматизации, установка новой полочки для атрибутов театра, приобретение нового магнитного театра « Колобок», пополнение пальчикового театра новыми героями)
Творческий этап:
1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).
2. Знакомимся со сказками:
Сказка «Теремок»
- Рассказывание сказки «Теремок» с показом пальчикового театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра;
- конструирование домиков для животных теремка;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет? »;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».
- использование раскрасок к сказке «Теремок».
Сказка «Репка»
- Рассказывание сказки «Репка» с показом театра из киндеров;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- дидактическая игра «Мои любимые сказки»;
- ряжение в костюмы;
- драматизация сказки «Репка»;
- разучивание пальчиковой игры: «Репка»
- использование раскрасок к сказке «Репка».
Сказка «Курочка Ряба»
- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с показом настольного театра;
- разучивание танцевальных движений;
- пение детских песенок «Петушок, петушок… »;
- дидактические игры: «Мои любимые сказки»
- подвижные игра «Курочка и цыплята»;
- использование раскрасок к сказке «Курочка Ряба».
Сказка «Колобок»
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;
- лепка, рисование «Колобок» в свободной деятельности детей;
- рассказывание сказки детьми с имитацией действий;
- упражнение «Изобрази героя»;
- ряжение в костюмы;
- дидактические игра: лото «Сказки».
- подвижная игра: «Лиска – лиса».
- использование раскрасок к сказке «Колобок».
4. Взаимодействие с родителями: просматривание родителей с детьми телепередач с участием кукольных персонажей, совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы», организация домашних кукольных представлений.
5. Совместная деятельность с родителям:
- Фотоколлаж « Юные артисты» (в приёмной группы.)
- Проведение практикума с родителями в группе по изготовлению нескольких видов театра.(театр на кубиках, театр на чашках, театр на тарелочках)
- Подбор и оформление новых видов театра.(театр на прищепках, конусный театр, театр на варежках, театр на ложках, театр на тарелках, театр на чашках)
Результативный этап, выход на перспективу:
- Презентация «Театр в жизни малыша»
- Проведение открытого занятия по театральной деятельности «Путешествие на поезде»
- Совместное с родителями представление сказки «Теремок».
Итоги проекта:
1. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности. После проделанной работы и активной деятельности родителей в группе я увидела, что дети сблизились со взрослыми. Общаясь с детьми, родители раскрыли таланты своих детей, и обогатилась их речь.
2. Пополнение групповой среды различными видами театра, который можно использовать в различных видах образовательной деятельности.
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами разных видов театра, отождествляя себя с героями сказок решают проблемы коммуникации и социализации среди сверстников.
4. Дети стали более активными, знают больше сказок, используют речевые обороты, изображают героевсказок: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и заяц», « Рукавичка», « У солнышка в гостях», «Бычок-чёрный бочок», «Два жадных медвежонка», « Гуси-лебеди», «Пых», «Кто сказал мяу?», «Кот, петух и лиса», « Волк и козлята»
В перспективе:
Родители пожелали продолжить проект в виде изготовления «Фетровой книги сказок», где герои сказок путешествуют по страницам с помощью фантазии детей. Оформить новый театр «на стульчиках», где герои сказок обозначены на спинке стула (из разных материалов)
Заключение
Работа над проектом подтвердила то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но опора на фольклорный материал (сказку), исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Для многих родителей было открытием – как много можно дать ребёнку и раскрыть его через сказку, следовательно особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Литература:
- М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду» Творческий центр Москва 2003г.
- Л. Поляк « Театр сказок» Детство пресс 2001г.
- И. В. Бодраченко «Театрализованные музыкальные представления для детей» Айрис дидактика 2006г.
- О.В.Гончарова «Театральная палитра» Сфера творческий центр 2010г.
- О.Р.Меримьянина « Вместе с куклой я расту» Учитель 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»
Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...
Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра
Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...
Методическая разработка.Презентация "Виды театра и использование театральной деятельности в развитии речи в детском саду"
Презентация "Виды театра" в помощь молодым специалистам....
методическая разработка проведения Дня театра
Сценарий методическрй разработки "День театра"....
Инновационная разработка занятия «Путешествие по реке Сургут» на основе модернизации авторской программы Н.Н Ефименко «Театр физического развития и оздоровления» с детьми подготовительной группы
Занятие путешествие по родной реке Сургут, которая протекает рядом с поселком. В основе занятия авторская программа Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления". Использовала на занятии д...
Методическая разработка с использованием презентации "НАШ ТЕАТР"
Известно, что театр в дошкольном возрасте занимает важное место, ведь театр помогает раскрыть и творческий потенциал ребенка, и повысить культуру, а также развивает память, внимание...
Занятие творческого объединения «Кукольный театр» Тема «Образ кошки в играх, этюдах, сказках» Номинация «Методические и творческие разработки»
Данная методическая разработка представляет собой конспект игрового занятия по театрализованной деятельности (кукольный театр).Игровым занятием оно названо потому что, на первый план выступает именно ...