Доклад из опыта работы музыкального руководителя "Музыка как средство воспитания экологической культуры"
материал

Данная публикация познакомит читателя с опытом работы музыкального руководителя в области экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка Шебекинского района Белгородской области»

      «Формирование экологической культуры у дошкольников через музыкальную деятельность»

                                                                                   Подготовила:

                                                                                   Рябцева М.В.,                              

                                                                                   музыкальный

руководитель

                                                               

                                                                   

                                                               2022

    Экология и музыка. Как связаны эти два широких понятия, ведь экология - это наука, а музыка - это один из видов искусств?
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком понятий, искусство - языком образов. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Таким образом, музыка воссоздает чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношение человека с этим миром, с окружающей его природной средой. В своей работе, воспитание экологической культуры дошкольников,  

   ставлю следующие цель и задачи: 

      Цель:  Создание педагогических условий для реализации творческого потенциала      детей

в музыкальной деятельности, способствующих развитию экологической культуры детей, интереса к окружающему миру.

   Задачи:

Образовательные: закрепить навыки танцевальных движений, умения  выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

 Развивающие: развивать навык игры на детских музыкальных инструментах, мышление, фантазию, память и музыкальный слух детей, познавательный интерес к природе.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе, оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

 «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

    В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

     Одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей. Например, давая детям  представление о животных, педагог знакомит  с их образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

 Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

 Я — человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки. Поэтому взяла за основу своей деятельности высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку.

 Я,  на музыкальных занятиях , стараюсь воспитывать у воспитанников формирование экологическую  культуру (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.

 В своей работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; сезонность. Начала применять на практике разнообразные формы работы в данном направлении. Это различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений.

 Широко применяю в работе комплексный подход к организации  образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Детям  интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени»,  «Братишки - муравьишки» и др.), когда можно услышать шорох листьев, шум ветра,  пение соловья, дружное чириканье воробьев, звон капели и т. д.,  понаблюдать за поведением жука,  повадками домашних животных,  птиц,  и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например, наблюдаем совместно с детьми на прогулке за скворцами весной и слушаем ,затем разучиваем песню Ю. Слонова «Скворушка».  Слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко и вспоминаем как видели на прогулке гусеницу на листочке. Наблюдали за жуком- на музыкальном занятии разучили песню  В. Карасёвой  «Жук». Прислушиваемся  к звукам приближающейся  грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой  и  др. В программе  музыкального воспитания  «Ладушки» (авторы И. М.  Каплунова,  И. А. Новоскольцева),  по которой я работаю, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов в младшей,  средней  группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием становятся помогают мышкам спрятаться от злющего кота,(«Кот Васька»  Г.Лобачёва), зайчику убежать от лисички («Зайчик и лисичка» Г. Финаровского), поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы и в процессе музыкально-художественной деятельности.

При совместном восприятии музыки я широко применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней.

     Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням. Рисуют на музыку М.Раухвергера «Солнышко и држдик»,  «Наша ёлка» А. Островского и т. д.

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения.

    Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе, рассказываю детям, почему нельзя жечь сухую траву на лугу и в лесу.

 Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Жук», «Кот Мурлыка», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры («Шёл козёл по лесу», «Ворон» и мн.др.), а также музыкально-дидактические игры («Мышки - норушки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн.др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко - высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. В музыкально-подвижных играх дошкольники примеряют на себя образы персонажей. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что нельзя обижать животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

       Тема экологии всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Так слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя, то бабочкой, то птичкой, то цветком, то снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образов, эмоциональную окраску которым даёт музыка.
Я, как и многие педагоги, часто использую с младшими дошкольниками  различные проблемные ситуации с животными  через кукольный театр. Дети очень любят театрализацию.Они хотят помочь петушку вернуть свой голосок (р.н.п. «Петушок») и сопереживают котику, который заболел, и радуются, когда он выздоравливает.

Им очень нравится, когда «звери»-игрушки поют знакомые попевки, песенки.
       Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Оно заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, сюрпризные моменты, игровая деятельность и т.д. Традиционные Осенины могут быть представлены «Экологическим развлечением» сюжетом о том, как «ребята-эколята» учат  любить природу, беречь ее, не вредить. При составлении сценариев экологиеских праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т.е. на фольклор.

      Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой. Но могу проводиться осенние праздники и в виде современных «Огородных мюзиклов», где каждый ребенок – овощ, ягода или фрукт

       Новогодние приключения говорят о прелести русской зимы. Дети могут превращаться в снежинок, зверят, маленьких ёлочек, снеговиков и др.       Интересны детям развлечения «Зимние забавы»,  «Калядки» и др.
Восьмое марта у малышей танец-игра  можно превратить в историю «Кошкин дом», «Как цыпленок маму искал», «Как поросенок

собирал для мамы букет» и др.
      Так же  мы проводили экологические акции: «Чистая планета», «Озеленим наш сад», «Поможем птицам», осенние посиделки «В горнице-узорнице» и «Осенних песенок букет», тематическое занятие к пасхе, воспевающие весеннюю природу. Развлечения: «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн.др.
Хочется отметить, что праздник это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение. Приобщать к праздникам следует всех сотрудников детского сада,  родителей. Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.
Благодаря тому,  что экологическому воспитанию уделяется большое внимание на музыкальных занятиях, дети становятся более чуткими к природе, эмоционально отзывчивыми.

Повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; они стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Доклад из опыта работы на тему: «Проектная деятельность в экологическом воспитани

      В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодолени...

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

Доклад из опыта работы музыкального руководителя Бойко Т.Н. по теме «Музыкальное экспериментирование»

Доклад из опыта работы музыкального руководителя Бойко Т.Н. по теме«Музыкальное экспериментирование»...

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...