Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Данная программа составлена в соответствии с программой
воспитания и обучения в детском саду.
Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует
действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа
предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к
содержанию воспитания и обучения.
Основная цель её - развить у детей средствами математики основные
психические процессы, а также расширить представления об окружающем
мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,
всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа
имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного
материала, его конкретности и доступности, постепенности,, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и
умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления
дошкольников.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной
на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы
Подготовительной группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических
терминов, активное использование знаний и умений, полученных на
занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,
любознательности, умению подчинять свои интересы определенным
правилам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующая МБДОУ детского сада
МБДОУ № 2 «Светлячок» № 2 «Светлячок»
Протокол № ______ от _________ -----------------С.Б.Перова
Рабочая программа
дополнительного образования
по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
Составитель: Тафинцева Т.М.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Возраст детей
3. Продолжительность реализации программы
4. Формы и методы
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
6. Учебный план кружка
7. Список детей
8. Задачи программы
9. .Ожидаемые результаты
10.Перспективный план кружка
11. Литература
12. Приложение №1
13.Приложение №2
1. Пояснительная записка.
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Данная программа составлена в соответствии с программой
воспитания и обучения в детском саду.
Общий объем знаний, получаемых ребенком, соответствует
действующему стандарту (ФГОС) дошкольного образования. Программа
предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к
содержанию воспитания и обучения.
Основная цель её - развить у детей средствами математики основные
психические процессы, а также расширить представления об окружающем
мире. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,
всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств. Программа
имеет в своей основе принцип систематичности и взаимосвязи учебного
материала, его конкретности и доступности, постепенности,, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и
умения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления
дошкольников.
Задачи реализации программы:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной
на активизацию познавательных интересов;
- обучение математическим представлениям в объеме программы
Подготовительной группы;
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических
терминов, активное использование знаний и умений, полученных на
занятиях;
- развитие первичных приемов логического мышления;
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию,
любознательности, умению подчинять свои интересы определенным
правилам.
2. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном , т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка
3. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
4. Формы и методы
Программа реализуется на занятиях кружка «Математические ступеньки». Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 30 минут.
Методы работы – ориентация ребёнка на самостоятельный поиск, активизация его пытливого ума.
В процессе нод используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Формы проведения итогов реализации программы
Отчёт воспитателя – руководителя кружка .
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Математические наборы
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Тетради в клетку
- Линейки
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Стаканчик литровый
- Часы и циферблат
- Набор цифр
- Трафареты с геометрическими фигурами
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Счетные палочки
6.Учебный план кружка по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
Кружок «Математические ступеньки» работает с 15 сентября по 31 мая
Дисциплина | Возрастная группа | Количество детей | Количество занятий | Время проведения | Ф.И.О. педагога |
Математический кружок «Математические ступеньки» | Подготовительная группа (6-7 лет) | 19 | 36 занятий | 15.45.-16.15. - СРЕДА |
7. Список детей, посещающих кружок «Математические ступеньки»
1 подгруппа
8.Задачи программы
Количество
- Продолжать развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить со счетом в пределах 20.
- Познакомить с числами второго десятка.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Изучение состава чисел от 0 до 10.
- Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
- Познакомить с понятиями отрезок, прямая, кривая.
- Познакомить с двузначными и однозначными числами
Величина
- Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
- Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Форма
- Расширить знание о геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. **2
- Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
- Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
- Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
- Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
- Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Учить детей определять время на часах
9.Ожидаемые результаты:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
К концу обучения по программе формирования элементарных
математических представлений предполагается продвижение детей в
развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них
познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих
способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
1. Умение сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала
и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Умение
использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
2. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе
предметных действий.
3. Умение записывать сложение и вычитание при помощи знаков +,-,=.
4. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
5. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему
(вместимости), площади.
6. Умение практически измерять длину, массу и объем различными мерками
(шаг, локоть, стакан и др.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
7. Умение, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником,
овалом узнавать и называть другие геометрические
тела: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
8. Умение по заданному образцу конструировать из простых фигур более
сложные фигуры.
9.Умение различать отрезок, кривую, прямую линию
10.Умение называть двузначные и однозначные числа
11.Умение работать с десятками.
12.Умение называть четные и нечетные числа
10. Перспективный план работы математического кружка «Математические ступеньки»
№ п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 | «Одинаковые и разные по форме» | Продолжать учить детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; формировать умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, понимать слова «до», «между», «перед», «после»; развивать память, мышление. |
2 | «Слева и справа, вверху и внизу, левее, правее» | систематизировать пространственные представления; научить ориентироваться на листе бумаги; находить определенный рисунок на странице тетради. развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление, речь; учить детей писать графический диктант, используя понятия « Слева и справа, вверху и внизу». |
Октябрь | ||
1. | «Свойство предметов (цвет, форма, размер)» | Закрепить знания о различных свойствах предметов, умение находить их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера. |
2. | «Столько же, больше, меньше, первый, последний» | Формировать умение сравнивать группы предметов путем состыкования пар;закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, познакомить с понятиями «первый, последний»; развивать память ,логическое мышление. |
3. | «Следующий и предшествующий, один и несколько» | Познакомить детей с понятиями «Следующий и предшествующий, один и несколько»; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. |
4. | «Сложение. Название компонентов и результата действия сложения. Знак «+».» | Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов (цвет, величина); развивать интерес к математике. |
Ноябрь | ||
1 | Вычитание. Знак «-». | Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. |
2 | «Пара предметов» | Учить детей группировать предметы парами; развивать логическое мышление; закрепить порядковый и количественный счет. |
3 | «Точки. Прямые и кривые линии» | Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии;уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение; |
4 | «Отрезки и дуги» | познакомить детей с отрезком, его отличием от прямой линии, обозначением отрезка точками, черточками, другими предметами; ввести понятия «отрезок» и «дуга»; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать. |
5 | «Закрепление пройденного» | Закрепить знания детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, отрезки, дуги, а также умение ориентироваться на листе бумаги; развивать память с помощью решения различных заданий: найди отличия, найди короткий путь. |
Декабрь | ||
1 | «Знаки больше, меньше и равно» | Учить детей сравнивать множества, рассматривать параметры абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения; устанавливать взаимно - однозначные соответствия между элементами множеств как основу отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами; использовать знаки для обозначения этих отношений (=, >, <); сравнивать числа на основе сравнения соответствующих им множеств. |
2 | «Части суток и времена года» | ввести понятия "части суток", "времена года", закреплять привычные временные представления; развивать речевые умения и логическое мышление. |
3 | «Состав чисел 1,2» | изучить числа 1 и 2, их состав, написание цифр 1 и 2, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие, взаимопонимание. |
4 | «Состав числа 3» | знакомство детей с составом числа три; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, |
Январь | ||
1 | «Знакомство с часами» | Учить детей показывать на часах время;развивать смекалку, зрительную память, воображение |
2 | «Состав числа 4» | знакомство детей с составом числа 4; учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение;способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи |
3 | «Состав числа 5» | знакомство детей с составом числа 5; учить составлять число 5 из двух меньших чисел; упражнять в прямом, обратном счете; развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи |
4 | «Состав числа 6» | изучить состав числа 6, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие. |
Февраль | ||
1 | «Состав числа 7» | изучить состав числа 7, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие. |
2 | «Состав числа 8» | изучить состав числа 8, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие. |
3 | «Состав числа 9» | изучить состав числа 9, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие. |
4 | «Состав числа 10» | изучить состав числа 10, написание числа, находить цифры в окружающей обстановке, развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь; воспитывать трудолюбие. |
Март | ||
1 | «Однозначные и двузначные числа» | Познакомить детей с понятиями «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; воспитывать интерес к математике через достижения результатов, усидчивость. |
2 | «Счет десятками» | Сформировать понятие " круглое число,десяток", способность к счету десятками в прямом и обратном счете в пределах 100, развивать память, мышление |
3 | «Измерение длины отрезка. Сантиметр» | Формирование нового понятия «сантиметр»; усвоить с детьми способ измерения длины с помощью линейки: измерить длину отрезка и выразить её в сантиметрах. |
4 | «Закрепление пройденого» | Закрепить с детьми состав чисел до 10; понятия однозначные и двузначные числа; счет десятками;измерение длины, закрепить умения определять время по часам |
Апрель | ||
1 | «Плоские и объемные геометрические фигуры» | Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы, закрепить умение детей определять время по часам |
2 | «Измерение объема. Литр.» | Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности. |
3 | «Симметричные фигуры» | формировать представления детей о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры |
4 | «Определяем время» | закрепить умение детей определять время по часам, развивать память, мышление. |
Май | ||
1 | «Закрепляем геометрические фигуры» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах: плоских и объемных;закрепить счет десятками в пределах 100; развивать память. |
2 | «Закрепляем состав чисел от 1 до 10» | Закрепить состав чисел от 1 до 10; счет до 20; развивать математические способности. |
3 | «Математические диктанты» | Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20. |
4 | «Отрезки, прямые, кривые, дуги» | Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину. |
5 | «Математические головоломки» | Развивать математические способности детей, память , логическое мышление. |
11. Литература.
1. В. Волина. Праздник числа. - М.; Знание, 1993.
2. Л.Г. Петерсон, Кочемасова Е.Е. Игралочка (2 части). - М.;
издательство «Ювента», 2011.
3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька (2
части). М.; издательство «Ювента», 2011.
4. Колесникова Е.В. Математика для детей. - М.; ТЦ Сфера, 2007.
5. Пономарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию
элементарных математических представлений. -М.; Мозаика-Синтез, 2009.
6. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. - М.;
Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
7. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.; Мозаика-Синтез,
2000.
8. Фалькович Т.А., Барыякина Л.П. Формирование математических
представлений. -М.; Вако, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188358-1359132006.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Математический автобус».
Цель: познакомить с числом 7. Задачи: учить сравнивать стоящие рядом числа 6 и 7;закреплять умение раскладывать 6 и 7 предметов в возрастающем порядке по длине;упражнять в различении пространстве...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-599337-1426349514.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»
-Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831410-1476514869.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»
Цель. Учить определять на ощупь геометрические тела (куб, шар, призма, цилиндр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-763023-1456760698.jpg)
наглядное пособие для формирования элементарных математических представлений"Математическое дерево"
Актуальность данного пособия состоит в том, что имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение, а также развивает и формирует элементарные математические представления и навык...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-1095584-1545323048.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений: "Математическая сказка"
Конспект ФЭМП...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178818-1571763788.jpg)
Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет
Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...