«Интерактивные технологии в реализации дополнительной образовательной программы "Грамотейка"
статья (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

В данной статье предоставлены интерактивные технологии, применяемые педагогом в кружковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intreaktivnye_tehnologii_k_portfoloi.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные технологии в реализации дополнительной образовательной программы»

Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению   и предупредить нарушения письменной речи в школе (дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни?

На эти вопросы  поможет ответить разработанная мною образовательная программа «Грамотейка», которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС и   предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним  из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершенияими дошкольного возраста.

Задачи:

 способствовать формированию у детей навыков межличностного общения, коммуникативных качеств личности;

 развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;

 развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста;

 способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности

жизнедеятельности детей;

 организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам воспитания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности грамоте.

Программа состоит из следующих разделов:

1 раздел: Членение предложений на слова.

2 раздел:  Звуковой анализ слова.

3 раздел: Знакомство с буквами. Данный раздел предполагает работу в два этапа:

1 этап- выделение звуков в словах, знакомство и изучение букв (каждой букве соответствующая картинка с данным звуком)

        1 блок

Аа, Уу, Оо, Ии,  ы, Ээ

      2 блок

Гг,  Пп,  Тт , Рр

     3 блок

Лл, Мм, Нн, Кк

      4 блок

Жж, Хх,  Сс

         5 блок

Дд, Бб, Вв,

       6 блок

Шш,  Щщ,  Цц, й

     7 блок

Зз,  Фф,  Чч,  Ъ  

      8 блок

Яя,  Юю,  Ее,  Ёё

2 этап- работа со слоговыми таблицами, которые большую помощь в обучении чтению:

Ка        

Ку

Ко

Ки

Кы

Кэ

Кю

кя

Ба

Бу

Бо

Би

Бы

Бэ

Бю

бя

Ва

Ву

Во

Ви

Вы

Вэ

Вю

вя

За

Зу

Зо

Зи

Зы

Зэ

Зю

зя

4 раздел: Обучение чтению.  Следует отметить, что обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.

 Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование  развивающих игр как важнейшего компонента в развитии детей дошкольного возраста и современных интерактивных педагогических технологий, таких как технология коллективного способа обучения. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технологии «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель», «Интервью», «Работа в малых группах» (тройках), «Аквариум», «Большой круг», «Дерево решений»позволяют успешно решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,  снимать нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять  формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий,  активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Предлагаю игры, которые можно проводить, используя выше перечисленные интерактивные педагогические технологии.  

Интерактивная педагогическая технология

             Игры

«Работа в парах»,

Игра «Подбери слово»

К детям в гости пришёл Дед Буквоед, который рассказал детям историю о том, что за обедом он съел все гласные буквы. Что же делать? Дети высказывают свои мнения, мысли, суждения и приходят к выводу, что необходимо придумать слова, которые начинаются с гласных. Слова подобраны, а потом разбившись на «тройки», ребята заштриховывают гласные буквы, заранее приготовленные и разложенные на столах.

«Большой круг»,

Игра «Игра со шляпой» Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу дамскую шляпу. Как только ведущий музыку останавливает, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает на себя и называет слова, начинающееся с гласной или согласной.

«Работа в малых группах» (тройках),

"Игра "Почтальон"

Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту. Задания: Отнести только в те домики, где буквы согласные; отнести только в те домики, где буквы гласные. Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги. Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым; отнести почту в домик, где слог с согласным мягким. Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова по лексическим темам.

«Интервью», «Большой круг»,

Игра «К нам приехала тётушка»

Дети садятся в круг. По считалке выбирается ведущий- корреспондент. Он  начинает игру, обращаясь к соседу справа: «Я слышал, что к вам приехала тетушка». Сосед отвечает: «Да, к нам приехала тётушка»

Корреспондент: Как зовут вашу тётушку?

Сосед: Её зовут…

Корреспондент: А где она живёт?»

Сосед: Она живёт в городе? (селе, деревне)

Корреспондент: Как называется город?

Сосед: Город называется Салехард.

Корреспондент: Что привезла вам тётушка в подарок?

Сосед:Она привезла подарок на букву В,Г,О,Т и т.д

Дети отгадывают какой  это может быть подарок(  веер, обруч, ослика)

«Карусель»

Игра "Два круга". Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Вот по кругу, да по кругу мы идём, мы идём. Букву А (С,Г,Л,Д,Н…) мы с собою заберём».

Как только сказаны последние слова, по указанию взрослого, один из детей  малого круга называет букву.
 Ребенок, стоящий в большом круге, называет слово на эту букву астра первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.  

«Аквариум»

Игра « Заполни кружки». Работа с перфокартами

Напротив слов

Саша

Луша

Сом

Алла

Стол

Нарисованы два кружка. В первый кружок написать цифру, сколько слогов в слове, а во второй кружок выписать только согласные из данных слов.

«Цепочка», «Большой круг»,

Игра « Не ошибись!»

Вариант 1

Передавая мяч друг другу, дети называют слова  с заданным звуком, односложные, двусложные слова;

Вариант 2: составляют предложения:

первый ребёнок – кто?

второй –какой?,

следующий -что делает?

«Дерево знаний»

Игра «Узнай слово»

Вариант 1

На импровизированном дереве висят листики- картинки: мяч, медведь, листья, девочка, озеро, заяц, берёза;

Воспитатель читает

Звонкий, быстрый, весёлый-…,

Жёлтые, осенние, красные-…

Бурый, неуклюжий, косолапый-…

Аккуратная, послушная, весёлая-…

Чистое, голубое, горное-…

Пушистый, косой, лесной-..

 Белоствольная, высокая, стройная- …

Вариант 2

На импровизированном дереве висят схемы слов, у детей на столах картинки лиса, стул,  волк, ваза, слон, гуси. Дети выбирают и снимают с « дерева»  подходящие к словам схемы.

Кроме этого в организацию образовательной деятельности стараюсь включать большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, дидактических игр. На первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамкам 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, а совместное сотрудничество на правах партнёров (« общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.

  Разработан перспективный план, согласно разделам программы.

О.М. Ниязова, воспитатель,

педагог дополнительного образования

Панаевск,2021 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Итог по реализации дополнительной образовательно-оздоровительной рабочей программе БОС -Здоровье - «Побосик» за 2012-2013 учебный год

Итог по реализации дополнительнойобразовательно-оздоровительной рабочей программе  БОС -Здоровье - «Побосик»за 2012-2013 учебный год...

Анализ работы по реализации дополнительной образовательной деятельности "Мы играем в лего"

В данном материале представлен качественный анализ дополнительной образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Образовательные технологии в реализации дополнительной общеразвивающей программы

Из опыта работы изостудии ГБДОУ детский сад №79 Выборгского района г.Санкт-Петербурга. Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руковод...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

Мастер-класс «Использование интерактивных технологий в реализации модуля Рабочей программы воспитания - патриотическое воспитание»

Патриотическое воспитание сегодня – одна из важных и актуальных тем. В 2020 году правительством РФ была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021...

Применение современных технологий в театрализованной деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительных образовательных услуг

В нашем дошкольном учреждении № 7 «Жар-птица» созданы оптимальные условия для развития театральных способностей дошкольников. В группах оформлены театральные уголки, имеется...