Статья «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
статья на тему
Cтатья посвящена вопросам организации образовательной среды в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
Аннотация: статья посвящена вопросам организации образовательной среды в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования..
Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью. Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и соци- умом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей. Педагогический опыт: теория, методика, практика Дошкольная педагогика Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день, и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Модель оформления групп базируется на двух простых идеях: − детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; − для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий. Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Актуальность проекта: Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания предметно‐ развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).Наряду с этим, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно‐ пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, Педагогический опыт: теория, методика, практика Дошкольная педагогика «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве. Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе. Цель заключается в разработке модели проектирования предметно‐ пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы. 2. Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации. 3. Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды в соответствии с инновационными технологиями. 4. Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ. 5. Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование образовательной среды в познавательно – исследовательской деятельности»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.В по...
«Проектирование образовательной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий»
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, о...
«Проектирование образовательной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий»
Как пошагово создать презентацию....
Проектирование образовательной среды развитие детской инициативы
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовало изменения подходов к организации образовательного процесса, ухода от системы жестко регламентирова...
Проектирование образовательной среды по теме "Урожай" во второй младшей группы
Чтобы воспитательно - образовавательный процесс шел гармонично в совокупе с развитием детей важно правильно и грамотно спроектировать образовательную среду...
Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"
В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...
Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"
Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности ...