Статья «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
статья на тему

Федорова Оксана Александровна

Cтатья посвящена вопросам организации образовательной среды в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ»

Аннотация: статья посвящена вопросам организации образовательной среды в ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования..

     Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Какие же они, современные дети?  Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!  Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью. Среда –  система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.     Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Значение окружающей среды    для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и соци- умом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей. Педагогический опыт: теория, методика, практика Дошкольная педагогика Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день, и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Модель оформления групп базируется на двух простых идеях: − детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; − для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий. Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Актуальность проекта: Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания предметно развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).Наряду с этим, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния предметнопространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, Педагогический опыт: теория, методика, практика Дошкольная педагогика «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве. Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе. Цель заключается в разработке модели проектирования предметнопространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:                                  1. Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу;  разработка соответствующей нормативно-правовой базы.                  2. Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.                                                                                                                                      3. Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды в соответствии с инновационными технологиями.        4. Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.                                                                                                    5. Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование образовательной среды в познавательно – исследовательской деятельности»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.В по...

«Проектирование образовательной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий»

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, о...

Проектирование образовательной среды развитие детской инициативы

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовало изменения подходов к организации образовательного процесса, ухода от системы жестко регламентирова...

Проектирование образовательной среды по теме "Урожай" во второй младшей группы

Чтобы воспитательно - образовавательный процесс шел гармонично в совокупе с развитием детей важно правильно и грамотно спроектировать образовательную среду...

Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"

В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...

Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"

Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности ...