Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сурина Валентина Васильевна

Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_obrazovatelnoy_sredy.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО

Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», а также в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования – воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждой дошкольной организации появился такой раздел, как «Поддержка детской инициативы». Его основным принципом является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, получает поддержку своей инициативы в разных видах деятельности. Реализуя ФГОС, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны обеспечить единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, а также целостность образовательного процесса за счет интеграции содержания и разнообразия видов детской деятельности при постоянном совершенствовании образовательной среды.
Таким образом, можно сформулировать цель педагога по данному вопросу: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи дошкольнику, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Для становления инициативности необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС). Организовать РППС надо так, чтобы предоставить возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую).
Образовательная среда - явление многоаспектное, включающее природу, внешнее социальное окружение - макросреда, дом, в котором живет ребенок, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в ДОО и по месту жительства, и содержит компоненты, как:
- социальный (взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых, работающих в ДОО, членов семьи, учреждений ближайшего социума),
- природный (объекты природы в помещении детского сада, на территории и ближайшем окружении),
- предметный (мебель и оборудование всех помещений ДОО, включая произведения искусства, предметы быта, одежды, пособия),
- архитектурно-пространственный (все помещения ДОО, архитектура окружающих зданий).
По мнению известных педагогов и психологов среда, как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок является одним из важнейших факторов формирования личности ребенка.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором дошкольник ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, расширился до всего земного шара. Поэтому термин «образовательная среда», наиболее полно отражает систему структурных элементов, влияющих на развитие личности ребенка в дошкольной организации. Для согласования и объединения ценностей, целей и интересов всех участников этого процесса необходимо выстроить стратегию единого образовательного пространства ДОО. Вместе с тем меняющиеся общественные потребности, связанные с изменением социальных, экономических и демографических процессов, диктуют необходимость совершенствования образовательной среды дошкольного учреждения, придания ей новых качественных характеристик на основе интеграции функций.
В условиях единого образовательного пространства в ДОО дети и педагоги, администрация и родители, становятся субъектами развития. А это, в свою очередь, порождает процессы самоорганизации, саморазвития дошкольного учреждения, обуславливающие возможность его перехода в новое качественное состояние, способное обеспечить успешную реализацию качественного образования детей и удовлетворить социокультурные запросы семьи и общества.
В ДОО должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового.
В методических рекомендациях Минпросвещения составители предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности (письмо Минпросвещения России от № ТВ-413/03).
По пространствам (зонирование)
Специалисты рекомендуют объединить все оборудование группового помещения по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.
В пространстве активной деятельности необходимо разместить оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов должен обновляться, чтобы поддерживать интерес детей.
В пространстве спокойной деятельности нужно оформить зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положить книги, установить мягкую детскую мебель, организовать места для приема пищи.
В пространстве познания и творчества можно установить оборудование для экспериментирования и творчества.
Планировать зоны нужно так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещать мобильные центры нужно в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставить для отдыха.
Функциональные модули
Вариант проектирования среды — использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей.
Функциональный модуль — это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Каждый модуль должен охватывать пять образовательных областей по ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы.
РППС детского сада может включать следующие функциональные модули:
• игровой;
• физкультурно-оздоровительный;
• музыкальный;
• художественно-творческий;
• поисково-исследовательский;
• релаксации;
• логопедический;
• психологического сопровождения;
• дефектологический.
Если в детском саду функционируют разновозрастные группы, нужно скорректировать под них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей. Наполнение их будет зависеть от количества и возраста детей.
По центрам активности
Другой вариант оформления пространства групповой комнаты — центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Специалисты Минпросвещения рекомендуют оформить в группах раннего возраста 6 центров детской активности, а в группах дошкольного возраста -12.
Группы раннего возраста от 1 года до 3 лет:
Центр двигательной активности
Центр сенсорики и конструирования
Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр
Центр творчества и продуктивной деятельности
Центр познания и коммуникации (книжный уголок)
Центр экспериментирования и труда
Группа дошкольного возраста от 3 до 7 лет:
Центр двигательной активности
Центр безопасности
Центр игры
Центр конструирования
Центр логики и математики
Центр экспериментирования
Центр познания и коммуникации
Книжный уголок
Центр театрализации и музицирования
Центр уединения
Центр коррекции
Центр творчества.

Литература

1. Письмо Минпросвещения России от N ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций».- URL: (режим доступа - свободный)

#1055;риказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 1028. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».- URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль взрослых в раскрытии творческого потенциала дошкольника»

Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л.С.Выготский писал: «… творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и м...

Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

ИЗО терапия как метод раскрытия творческого потенциала дошкольника

Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор стави...

«Взаимодействие детского сада и Дома культуры как модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив.»

Взаимодействия МБДОУ  детского сада № 5 «Звездочка» с учреждениями социума  создание модели открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошк...

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников, через мероприятия, способствующие раскрытию творческого потенциала, интеллектуальных способностей

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой и физкультурно...

Проект «Профи я и вся семья»: поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников

Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разно...

"Развитие творческого потенциала педагога при проектировании развивающей предметно-пространственной среды с целью поддержки детской инициативы" семинар-практикум

Развитие компетентности педагогов при выборе способов поддержки детской инициативы и проектировании развивающей предметно-пространственной среды ГБДОУ является одной из актуальных задач при введении Ф...