Проектирование образовательной среды развитие детской инициативы
статья на тему

Негметова Гульмира Жасталаповна

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовало изменения подходов к организации образовательного процесса, ухода от системы жестко регламентированных занятий и поиска эффективных форм работы с детьми для решения образовательных задач. Реализуя ФГОС, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны обеспечить единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, а также целостность образовательного процесса за счет интеграции содержания и разнообразия видов детской деятельности при постоянном совершенствовании образовательной среды.

        Образовательная среда - явление многоаспектное, включающее природу, внешнее социальное окружение (макросреда, дом, в котором живет ребенок, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в ДОУ и по месту жительства, и содержит компоненты, как:

- социальный (взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых, работающих в ДОУ, членов семьи, учреждений ближайшего социума,

- природный (объекты природы в помещении детского сада, на территории и ближайшем окружении,

- предметный (мебель и оборудование всех помещений ДОУ, включая произведения искусства, предметы быта, одежды, пособия,

- архитектурно-пространственный (все помещения ДОУ, архитектура окружающих зданий)         По мнению известных педагогов и психологов среда, как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок является одним из важнейших факторов формирования личности ребенка.    

         Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

        Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

          В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, расширился до всего земного шара. Поэтому термин «образовательная среда», наиболее полно отражает систему структурных элементов, влияющих на развитие личности ребенка в дошкольном учреждении. Для согласования и объединения ценностей, целей и интересов всех участников этого процесса необходимо выстроить стратегию единого образовательного пространства ДОУ. Вместе с тем меняющиеся общественные потребности, связанные с изменением социальных, экономических и демографических процессов, диктуют необходимость совершенствования образовательной среды дошкольного учреждения, придания ей новых качественных характеристик на основе интеграции функций.

         В условиях единого образовательного пространства в ДОУ дети и педагоги, администрация и родители, становятся субъектами развития. А это, в свою очередь, порождает процессы самоорганизации, саморазвития дошкольного учреждения, обуславливающие возможность его перехода в новое качественное состояние, способное обеспечить успешную реализацию качественного образования детей и удовлетворить социокультурные запросы семьи и общества.

        Если создать модель открытой образовательной среды ДОУ, ориентированной на поддержку детских инициатив, то станет возможным раскрытие индивидуального и творческого потенциала каждого ребенка.

        В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов, т. к. он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

         Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

         Проектная деятельность нашла отклик в сердцах детей, родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.

         Экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри; использует целый кг гвоздей, забивая в одну небольшую дощечку с одной только ему понятной целью.

         Поэтому, что бы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового

          Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

          Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

         Организуемое с семьей взаимодействие: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.

        Учитывая современные повышенные требования к качеству образования, необходимо создать такое образовательное пространство, которое в полном объеме реализует принцип воспитывающей среды, где доминирует творческое начало в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников при соблюдении следующих условий:

* развитие инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

* эвристическая направленность среды, формирующая позитивное отношение к творчеству;

* обеспечение каждому ребенку права выбора;

* неповторимость образовательного учреждения.

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной среды развитие детской инициативы 

          Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовало изменения подходов к организации образовательного процесса, ухода от системы жестко регламентированных занятий и поиска эффективных форм работы с детьми для решения образовательных задач. Реализуя ФГОС, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны обеспечить единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, а также целостность образовательного процесса за счет интеграции содержания и разнообразия видов детской деятельности при постоянном совершенствовании образовательной среды.

        Образовательная среда - явление многоаспектное, включающее природу, внешнее социальное окружение (макросреда, дом, в котором живет ребенок, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в ДОУ и по месту жительства, и содержит компоненты, как:

- социальный (взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых, работающих в ДОУ, членов семьи, учреждений ближайшего социума,

- природный (объекты природы в помещении детского сада, на территории и ближайшем окружении,

- предметный (мебель и оборудование всех помещений ДОУ, включая произведения искусства, предметы быта, одежды, пособия,

- архитектурно-пространственный (все помещения ДОУ, архитектура окружающих зданий).

         По мнению известных педагогов и психологов среда, как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок является одним из важнейших факторов формирования личности ребенка.    

         Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

        Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

          В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, расширился до всего земного шара. Поэтому термин «образовательная среда», наиболее полно отражает систему структурных элементов, влияющих на развитие личности ребенка в дошкольном учреждении. Для согласования и объединения ценностей, целей и интересов всех участников этого процесса необходимо выстроить стратегию единого образовательного пространства ДОУ. Вместе с тем меняющиеся общественные потребности, связанные с изменением социальных, экономических и демографических процессов, диктуют необходимость совершенствования образовательной среды дошкольного учреждения, придания ей новых качественных характеристик на основе интеграции функций.

         В условиях единого образовательного пространства в ДОУ дети и педагоги, администрация и родители, становятся субъектами развития. А это, в свою очередь, порождает процессы самоорганизации, саморазвития дошкольного учреждения, обуславливающие возможность его перехода в новое качественное состояние, способное обеспечить успешную реализацию качественного образования детей и удовлетворить социокультурные запросы семьи и общества.

        Если создать модель открытой образовательной среды ДОУ, ориентированной на поддержку детских инициатив, то станет возможным раскрытие индивидуального и творческого потенциала каждого ребенка.

        В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов, т. к. он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

         Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

         Проектная деятельность нашла отклик в сердцах детей, родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.

         Экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри; использует целый кг гвоздей, забивая в одну небольшую дощечку с одной только ему понятной целью.

         Поэтому, что бы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового

          Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

          Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

         Организуемое с семьей взаимодействие: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.

        Учитывая современные повышенные требования к качеству образования, необходимо создать такое образовательное пространство, которое в полном объеме реализует принцип воспитывающей среды, где доминирует творческое начало в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников при соблюдении следующих условий:

* развитие инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

* эвристическая направленность среды, формирующая позитивное отношение к творчеству;

* обеспечение каждому ребенку права выбора;

* неповторимость образовательного учреждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Консультации для воспитателей и родителей  в театральной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в условиях  внедрения ФГОС ДО»...

Лето с дедушкой Корнеем» (создание образовательной среды – важнейший компонент развития детской инициативы и самостоятельности).

Для благоприятного развития ребенка огромное значение имеет организация развивающей предметной среды. Так как в настоящее время вступил в силу ФГОС, несомненно, мы должны опираться на данный документ....

Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в ск...

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"

Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности ...