«Проектирование образовательной среды в познавательно – исследовательской деятельности»
презентация на тему
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
ФГТ ориентирует дошкольное образование «не на формальную результативность, а на поддержку способности ребенка к самореализации здесь и сейчас», что ведет к переосмыслению и изменению предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. ФГТ ориентирует дошкольное образование «не на формальную результативность, а на поддержку способности ребенка к самореализации здесь и сейчас», что ведет к переосмыслению и изменению предметно-развивающей среды.
Принципы построения развивающей среды познавательно -исследовательской деятельности 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2. Принцип активности; 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды; 8.Принцип учета половых и возрастных различий детей. 7. Принцип открытости-закрытости; 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
Факторы, влияющие на проектирование развивающей среды в познавательно-исследовательской деятельности 1. Антропометрические факторы; 2. Психологические факторы; 3. Психофизиологические факторы; 4. Зрительные ощущения; 5. Слуховые ощущения; 6. Тактильные ощущения; 7. Физиологические факторы.
Памятка воспитателям при оформлении развивающей среды познавательно -исследовательской деятельности 1. Избавляться от загромождения пространства монофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; 2. Создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук, роста и предметного мира взрослых; 3. Исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитания этой среды.
Перечень оборудования для познавательно-исследовательской деятельности Игрушки-головоломки; Объемные головоломки; «Проблемный ящик»; Головоломки и лабиринты; Рамки-вкладыши; Набор объемных геометрических тел; Набор разноцветных палочек с оттенками; Набор кубиков с цветными гранями; Наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п.; Платформа с колышками и шнуром; Чудесный мешочек с набором объемных тел.
Рекомендации воспитателям по обогащению развивающей среды в познавательно -исследовательской деятельности Организация центра «Мы познаем мир»; Организация мини-музеев: «Сказок», «Кукол», «Магнитов»; Коллекция часов, монет, фантиков, открыток, значков; Познавательные игротеки: экспериментальное исследование, дидактические игры; «Уголок знаний»: коллекции альбомов, фото, тематические подборки, журналы опытов; Мини-лаборатория»: микроскоп, центр воды и песка; Речевая игротека»: картотека пословиц, поговорок по тематике мини-музеев.
Проектирование Мини - музеев Примером педагогического проектирования и уникальным средством обеспечения сотрудничества и способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является организация мини-музеев. Это прежде всего создание развивающей среды в группе как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры и исследовательской деятельности дошкольников
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально . Это связано , во-первых , с тем , что мы живем в регионе , удаленном от культурных центров , где размещено большее количество музеев ; во-вторых , многие родители считают что , дошкольникам еще рано посещать такие учреждения , и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии . Конечно , в условиях детского сада невозможно создать экспозиции , соответствующие требованиям музейного дела . Поэтому мы назвали их « мини-музеями ». Это название в нашем случае отражает и возраст детей , для которых они предназначены , и размеры экспозиции , и определенную ограниченность тематики . Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики , приносят из дома экспонаты . В настоящих музеях трогать ничего нельзя , а вот в мини-музеях не только можно , но и нужно ! Их можно посещать каждый день , самому менять , переставлять экспонаты , брать их в руки и рассматривать . В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель , а здесь он — соавтор , творец экспозиции . Причем не только он сам , но и родители . Каждый мини-музей — результат общения , совместной работы воспитателя , детей и их семей . « Мини-музей » расширяет кругозор дошкольников , дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире . Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями . Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи , которые определяются темой , содержанием и назначением мини-музея .
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа : Подготовительный этап Этап ре ализаци проект Обобщающий этап
Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея . Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта . 1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея , например , « Музей опавших листьев », « Музей воды », « Музей воздуха ». 2. Разработать модель или схему будущего музея . Это не значит , что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников , это значит , что педагогам надо включить свою фантазию и , конечно , необходимо привлечь родителей и детей . 3. Выбрать место , в котором он будет находиться ( групповое помещение , раздевалка , холлы , помещения для дополнительных занятий ) 4. Определить содержание экспозиции : надо продумать , какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея , какие материалы вам пригодятся , какие экспонаты вы будете выставлять , на какие предметы обратите особое внимание и т.д . 5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей . Например , на первом этапе родители являются основными источниками организации музея ; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов , организуют экскурсии вместе с педагогом , проводят беседы с детьми и т.д . 6. Определить перспективы развития . Например , в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения , которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели . Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы , связанные с происхождением экспонатов , следовательно , необходимо и изменение содержания экспозиции . Ведущей формой работы музея является экскурсия . Экскурсии могут быть Обзорные экскурсии . Они , как правило , предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов . · Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой . · Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо тем ы .
Следующий этап - этап реализации проекта . При организации мини-музея следует помнить , что содержание , оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы . Например , мы хотим создать мини-музей . Во-первых , мы определяем тему . Пусть будет мини-музей « Моя любимая книжка ». Далее определяем цель создания мини-музея : это знакомство дошкольников с различными книгами , историей их создания , значением в жизни человека , воспитание интереса к чтению . Что мы можем сделать на первом этапе ? Можем ли мы быстро организовать музей ? Конечно , можем . Надо предложить детям принести свои любимые книги , обратиться за помощью к родителям . Следующим нашим шагом будет создание экспозиции . Центром экспозиции может стать изображение книги и особым образом оформленная надпись с его названием . Вокруг композиционного центра на подставках и полочках можно расставить разнообразные виды книг и другие экспонаты . По ходу работы мини-музея экспозиция будет пополняться и расширяться . Это дает нам возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги , но и самой письменности , узнать , на чем писали в древности , чем писали , как создавались первые книги , как делают книги сегодня . А также в музее можно организовать « Библиотеку », « Книжкину больницу » и уголок самостоятельной деятельности « Сделай сам ».
Итак , музей мы создали , теперь необходимо подвести итоги : · Что было сделано ? · Что понравилось больше всего ? ( субъективный выбор ребенка ) · Что нового узнали ? · Что хотели бы еще узнать ? · С кем можем поделиться полученными знаниями ? При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы : · Принцип научности : любая экспозиция должна строиться на научной основе . · Принцип предметности : основу экспозиции составляют подлинные предметы , которые ярко характеризуют эпоху , образ жизни , деятельность людей и пр . · Коммуникативно-информационный принцип : дизайн экспозиции должен быть таким , чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста . · Принцип концентричности : только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре . При построении цикла необходимо учитывать этот принцип , т.е . каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу .
Для того чтобы создать мини-музей нам необходимо определиться с местом его расположения . Хорошо , что в нашем детском саду имеются свободные помещения для организации мини-музеев . Тем не менее , и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции . Даже картонная ширма-раскладушка , расположенная в раздевалке , поможет выделить место для маленького передвижного музея . Рассмотрим несколько вариантов расположения музеев . Во-первых , это групповые помещения . Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно , по мере получения новой информации . Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея , а дети группы по желанию рассматривать экспонаты , обсуждать их особенности , задавать вопросы педагогу , использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр , пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком . Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы : постоянный доступ к музею получают дети только одной группы . Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея . Кроме того , родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада .
Во-вторых , мини-музей можно организовать в раздевалке . Если позволяет площадь , то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества , что и музей в групповой комнате . Кроме того , у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея . Недостатки — те же . В-третьих , это могут быть помещения для дополнительных занятий . С одной стороны , помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев . Например , в изостудии , на первый взгляд , вполне уместен мини-музей . Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода . И для того , чтоб музей не сливался с общим фоном , выделялся и привлекал внимание детей , педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности . В-четвертых , это холлы . В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах , что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время . Рассматривать экспозицию могут все родители , в том числе индивидуально , со своими детьми . Мини-музей дает стимул для общения . В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов ( да и не очень ценные , случается , пропадают ).
Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово « музей » привычным и привлекательным для детей . Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий , для развития речи , воображения , интеллекта и эмоциональной сферы ребенка . Конечно , при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями , такими как : недостаточная материальная база , высокие требования , предъявляемые к педагогу ( а именно , воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера , художника , экскурсовода , музееведа и историка ). И , тем не менее , воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать . Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями , умение работать в группе , находить компромиссные решения , практические навыки речевого общения , развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности , с которыми мы можем столкнуться . И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость : « Кто хочет – ищет возможности , кто не хочет – ищет причины »
Мини-музей «Куколок»
Мини-музей «Волшебные пуговицы»
Анкета для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников до ма» 1. В чем проявляется познавательно-исследовательская активность Вашего ребенка? 2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? 3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, никогда.) 4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5. Делится ли ребенок с Вами результатами исследования (открытиями)?
Поиск информации Информационные ресурсы Интернет- ресурс Энциклопедический словарь «Пуговицы» справочник для коллекционеров Художественная литература
Образовательные области Интеграция образовательных областей на этапе исследовательской деятельности «социализация» «познание» «коммуникация» «чтение худ. литературы» «художеств. творчество» «труд» «здоровье»
Формы работы с детьми Факты из истории пуговицы Создание коллекции Дидактические игры Способы пришивания Интернет-музей Пословицы и поговорки Исследовательская деятельность
Формы работы с родителями. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами; Оформление наглядной информации: Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка»; Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательной деятельности»; Рекомендации: «Поиграйте с детьми дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая, предметно - пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста
Развивающая, предметно-пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста....
проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Данный проект расскажет как предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской дея...
«Проектирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Выявление и обоснование возможностей метода проектов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....
«Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии ФГОС», доклад
Педагогический совет №2 «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС», АОУ д/с №10 «Лучик», 13....
Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»
Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»...
Предметно – развивающая среда по познавательно – исследовательской деятельности.
Правильно организованная предметно развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности; научиться взаимодействовать с педагогом и со сверст...
консультация для воспитателей «Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»....