«Проектирование образовательной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий»
консультация

Татьяна Николаевна Савельева

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – не дать этому стремлению угаснуть, поддержать этот интерес с помощью разнообразных современных технологий и методов.

Мы,  воспитатели, одни из первых вводим детей в наш мир, раскрываем перед ними его тайны и законы, закладываем познавательное отношение к миру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектирование образовательной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий»

Модернизация системы образования в России выдвигает проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов на одно из ведущих мест.

Современные исследователи выделяют в число базовых информационную компетентность педагога. Педагоги при помощи информационных технологий должны уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Тенденции современного общества, требуют от человека разносторонних и всеобъемлющих знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому использование статических картинок при обучении для современного ребенка не достаточно. В наших силах предоставить детям возможность увидеть реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.

Такая возможность предоставляется детям с включением в образовательный процесс информационных технологий.

Проектирование образовательной среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий — это одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Применение  средств  ИКТ в образовательном процессе направлены на формирование информационной компетенции дошкольников, воспитание их информационной культуры.

Использование  ИКТ  в образовательном  процессе  имеет два преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны.

Эффективность образовательного процесса с применением ИКТ

- внедрение ИКТ в ДОУ позволяет делать образовательный процесс привлекательным, современным благодаря дизайну представляемой информации;

- информация, представленная детям, несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке;

- способствует повышению познавательного интереса у детей;

- активизирует мыслительную деятельность детей;

       - мотивирует детей к действию;

- помогает детям более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса;

- обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольника;

        - способствует расширению  творческих способностей самого педагога.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».        

Посредством мультимедийных продуктов решаются такие задачи, как: новизна, доступность, посильность, наглядность представляемого материала, межпредметная связь.

 Надо помнить, что применение информационно – коммуникационных технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны дополнять, а не заменять  эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее.

  Только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет, достигнута «золотая середина».

На помощь педагогам приходят «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

  1. Для уменьшения зрительного напряжения, важно, чтобы изображение на экране  было четким и контрастным.
  2. Для защиты от света могут использованы: легкие шторы или жалюзи.
  3. При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковровых покрытий.
  4. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета, группы до и после занятий.
  5. Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут. Из них 5-7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) ещё 5-10 минут.
  6. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.

Где же ИКТ могут помочь педагогу в его работе?

Подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, группы (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, наработками других педагогов России и зарубежья, знакомство с периодикой.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint, слайд – шоу, видеофильмов в Windows Movie Maker  для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Ошибки при использовании ИКТ:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в ОД

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятий демонстрацией

Методы использования мультимедийного продукта.

Формы и место использования мультимедийного продукта зависят от содержания образовательной деятельности, цели, которую ставит педагог. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий при изучении нового материала, при закреплении новой темы, для проверки знаний, для углубления знаний, как дополнительный материал к ООД, средство эмоциональной разгрузки.

Одной из программ по созданию мультимедийных продуктов (фильмов, слайд – шоу) является Windows Movie Maker.

Windows Movie Maker позволяет всего в несколько несложных шагов создать полноценный видеоролик (видеозаписи), слайд-шоу с применением монтажа, дополненные оформленными заголовками, переходами, эффектами, музыкой и закадровым текстом.

Использование мультимедийных продуктов позволяет за незначительное время, отведенное для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее (показ реальных предметов или явлений в цвете, движении и звуке), позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, способствует формированию устойчивого интереса к процессу обучения, обеспечивает прочность усвоения знаний дошкольниками. К тому же видеоматериалы воспринимаются детьми с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Структура непосредственно образовательной деятельности в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий" консультация для воспитателей ДОУ

Компоненты непосредственно образовательной деятельности с использованием информационных технологий (ИКТ)...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"

Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получе...