социализация детей раннего возраста средствами театрализованной игры
статья (младшая группа) на тему

Киреева Раиса Маркеловна

опыт работы по теме : "Социализация детей раннего возраста средствами театрализованной игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я работаю  в группе раннего возраста и  столкнулась с проблемой адаптации малышей к коллективу детского сада, достаточно много детей, у которых она протекает   «тяжело»

Я  пришла к выводу, что именно театрализованная деятельность поможет мне быстрее всего наладить контакт с ребенком, снять с него психологическую напряженность.

Театрализованная игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. 

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста.

 Не секрет, что малыши лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (игрушками, куклами, картинками). Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную игру, от наблюдения за действием взрослого к самостоятельной игре.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности. Считаю, что предметно-пространственная среда, не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе.

- Подобрала соответствующие  книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Большую роль в театрализованных играх играет музыка.

Музыкальный материал, который я включаю в театрализованные игры, досуги, помогает подбирать нам музыкальный руководитель. Это произведения Е. Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, и др, народный музыкальный фольклор.

Включаю небольшие стихотворения замечательных поэтов В.Степанова, М.Дружининой, А.Барто, З.Александровой,  и др.  детские потешки и сказки.  Такое внимание к художественному слову неслучайно, так как дети раннего возраста очень любят слушать стихи и  потешки,  их буквально завораживает поэтический ритм. Они с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простейшими движениями.

В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Театрализованные игры использую в течение дня во всех режимных моментах. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.

Театрализованные развлечения для малышей провожу два раза в неделю во второй половине дня. 

Элементы театрализованной  деятельности начинаю вводить  в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду. Это простые игры- имитации  отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями, идут косолапые мишки) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), имитационные движения с элементами звукоподражания.

 Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением. Например: читаю потешку «Мишка косолапый по лесу идет», дети имитируют как мишка  вперевалочку ходит по лесу, наклоняются,  собирают шишки, имитируют как складывают шишки в корзинку, как шишка отскочила в лоб, как мишка рассердился- топают ногой и делают сердитое выражение лица.

 В  период  адаптации для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки «Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая».   Постепенно  дети включаются в  игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают во взаимодействие друг с другом и с воспитателем.

Первоначально знакомлю детей с сюжетными игрушками,  показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях) . При этом  я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

В подготовке к  творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков или смелых мышек и  перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Кошки и мышки»» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… », «Вот летели птички»

И очень важно  чтоб воспитатель был эмоционален, он показывает,  насколько разнообразными могут быть  интонации, мимика, жесты, походка, позы, движения. В результате  дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к театрализованной деятельности.  И как правило дети проявляют не только двигательную активность , но и речевую.

Для проведение игр -театрализаций подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» «Три медведя»).

         Наиболее простым, доступным и привлекательным  для детского восприятия  является театр картинок на фланелеграфе. Декорации, картинки, рисунки  подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Интересен детям кукольный  и пальчиковый театр – где в процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, повторяют фразы и предложения из текста сказки.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем)

Использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.

Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.  Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях

В заключении хочется порекомендовать педагогам  групп раннего возраста,  использовать театрализованную игру как средство социализации детей раннего возраста, и способ быстрой адаптации к условиям ДОУ.

Театрализованная игра близка детям, доступна их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театрализованных играх, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Итогом работы является

-Адаптация  детей проходит в короткие сроки и в легкой степени

- У детей вырабатывается  положительное отношение к взрослым и    сверстникам.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие детей раннего возраста средствами театрализованной игры"

В данном поекте расскрыты воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Представлена...

Игра, как средство социализации детей раннего возраста

Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Отчет по самообразованию тема: « Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

«Театрализация – это волшебный мир, в котором       Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»...

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческой способности детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для ег...

Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Презентация на тему: Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...