Учимся понимать друг друга. Применение техники "Семейная хореография " в работе с родителями.
статья на тему
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»
Феликс Адлер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Семейная хореография" | 127.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ондрак Е.С.
педагог дополнительного образования
по хореографии
«Детский сад №203 ОАО «РЖД»
(Абакан.)
Учимся понимать друг друга.
Применение техники «Семейная хореография» в работе с родителями.
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»
Феликс Адлер.
Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Э.Г. Эйдемиллером. Ключевым словом в этом определении могут считаться «взаимоотношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими, родительско-детскими, родственными и т.п. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов работы в педагогике и психологии. Принимая семью в качестве объекта педагогической и социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, реакцию.
Тема статьи очень актуальна в современном мире, так как в семье находят отражения все социальные проблемы, характерные для современного общества. К семье в той или иной мере применимы все виды педагогических и социальных технологий, но моя задача рассказать о применении техники «Семейная хореография» в работе с родителями дошкольного учреждения, и поделиться опытом установления коммуникативных взаимодействий родителей-ребенка и педагога.
Нельзя выделить точную дату возникновения интереса к семье и семейной терапии, но можно отметить, что уже в 20-е годы ХХ века психиатрами, клиническими и социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, взаимосвязь между ее членами, лидерство, семейные конфликты и пути их разрешения. Терапевты в это время скорее еще занимались просвещением, «семейным образованием», чем семейной терапией в современном понимании этого слова. Но все же во все времена семья находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. Это не удивительно. Как видно из определений, семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автоматизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличения числа одиноких людей. Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 1980 по 1990 г. количество людей, состоявших в браке, уменьшилось на тысячу человек.
Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Таким образом мы понимаем необходимость поддержки, и тесного сотрудничества с родителей и детьми. И наша первостепенная задача состоит в том, чтобы направить, помочь научиться контактировать родителей со своими детьми: в игре, в танце в любой жизненной ситуации. Уметь ладить! Что такое лад? Порядок, установление и поддержание определенного жизненного порядка или способа жизнибытия. Зачастую в череде рутины мы забываем о простых вещах: принимать участие друг в друге, слышать друг друга, советоваться, обращать внимание на мелочи. А ведь из мелочей и каких то моментов, и состоит наша жизнь. Приобнять, выслушать, вместе посмеяться над чем либо, порадовать рисунком, песней, шуткой, поднять друг другу настроение.Помочь разобраться в семейных отношениях, наладить коммуникативные каналы, научиться слушать друг друга призвана техника «Семейная хореография» и «Семейная скульптура».
Семейная хореография представляет собой развитие техники семейной скульптуры, предложенной Дэвидом Кантором, Фредом и Банни Дал из Бостонского института семьи и Пегги Папп из Института Аккермана в Нью-Йорке. Это своеобразная метафора, описывающая системный взгляд на семью через пространственные взаимоотношения. Вместе с тем, с точки зрения Пегги Папп термин «скульптура» относится скорее к статике, чем к динамике внутрисемейных взаимоотношений, а так как эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении (в английском варианте буквально – «emotional relationships are always in motion»), то термин «хореография» больше подходит для описания данного динамичного процесса. Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы вся картина отражала внутрисемейные взаимоотношения в контексте какого-то события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.
Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что ее суть оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, у которых есть трудности в словесном формулировании проблем, которые наряду с их альтернативными решениями могут быть представлены здесь в движении и визуализации. «Семейная хореография» может изменить защитные, повторяющиеся и предсказуемые образцы дисфункциональных внутрисемейных взаимоотношений, она преодолевает вербальные трудности и вскрывает те подспудные эмоциональные проблемы, которые испытываются отдельными индивидами, супружескими парами, семьями и другими малыми соци-альными группами. Представленные проблемы затем могут быть подвергнуты изучению в терминах альтернативных решений.
Семейная хореография основывается на создании новых образцов взаимоотношений и предполагает скорее осуществление определенных изменений в семейной системе, чем ее глубокое и всестороннее понимание. Эти изменения опробываются при исследовании альтернативных образцов взаимообмена. Главная ценность ее состоит в том, что она способна наглядно представить человеческие взаимооотношения.
Процедура довольна гибкая и может быть изменена в зависимости от наличия в семейной системе конкретных образцов взаимодействия. Ее суть в самом общем виде передает инструкция, согласно которой членов семьи просят показать без слов сцену, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье или супружеской паре. Затем их просят изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.
Если давать инструкцию более конкретно, то каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим способом показало бы проблему, с которой пришла семья. Затем мы помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом педагог работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.
Для того, чтобы более четко сформулировать проблему, психолог или педагог также может проинструктировать данного члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать и другие. Вопросы всегда одни и те же: каково быть в этом положении в семье и какие чувства существуют у данного субъекта по отношению к другим членам семьи.
Психолог или педагог может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны равно как и те сцены, которые изображают их идеальное преодоление, причем она советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию с их точки зрения все лучше и лучше.
Другой вариацией данной техники является предложение родителям вообразить себя в качестве каких-то животных или предметов. Например, он может вообразить себя большим сильным львом с большой пастью и острыми зубами. Затем этот человек представляет себе сцену, включающую в себя этих животные или предметы и описывает ее. Затем родителей просят принять позиции, которые отражают описанную сцену и разыграть ее.
Семейная хореография полезна для:
1. Перестройки взаимоотношений в нуклеарной семье.
2. Построения взаимосвязей между симптомами детей и образцами взаимоотношений их родителей, обеспечивая членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими им открыто выразить свои чувства.
3. С помощью семейной хореографии можно проследить негативные циркулярные образцы поведения и прервать их действия путем изображения последовательности поведенческих актов, ведущих к эскалации конфликта.
4. Обучение специалистов в области психологической помощи и семейной терапии через работу с симулированными семьями, разыгрывающими ситуацию в собственных семьях профессионалов или же в их родительских семьях.
5. Популяризации семейной и супружеской терапии перед публикой и профессионалами смежных специальностей.
В своей работе с родителями я использую технику «Семейная хореография» не в чистом виде. Я адаптировала эту технику для себя. Включила множество коммуникативных игр, креативных танцев, игр- превращения, игр- миниатюры, рефлексия, специальные задания: «Создай образ», «Импровизация под музыку» а так же инсценировки сказок с проговариванием стихотворных фраз героями. Дети в восторге!!! Они так любят играть!!! Тем более если главные герои они сами и любимые родители!!! Родители в свою очередь понимают в процессе работы необходимость тесно общаться со своими детьми, играть с ними, дарить им улыбку и в замен получать позитивные эмоции и счастье!!!
Список литературы:
1. Психология социальной работы: Учебное пособие / О.В. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и.т.д. : Под общ. Ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351с. (Учебное пособие)
2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М.: НИИ Семьи, 1998.
3. Алексеева А.С.. Психологическая служба семьи в системе социальной работы. // Семья в России. 1996.№ 3-4.
4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.
5. Антонов А.И., Борисов В.А.. Кризис семьи и пути его преодоления. Свердловск, 1990.
6.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996
7. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993.
8. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. Барнаул, 1996.
9. Гуслякова Л.Г., Потолова Л.М.. Социальная работа с семьей. Барнаул, 1993.
10. Здравомыслова О. Брак, любовь и свобода: современные представления.// Семья и школа. 1996, № 9.
11. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье - М., 1987.
12. Михеева А.М. Социология семьи - Новосибирск, 1995.
13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
14. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж,1999.
15. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. / Под ред. А.М. Панова. М., 1997.
16. Фирсов М.В., Студенова Е.Г.. Теория социальной работы.- М., 2000.
17. Шуман С.Д., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 1992.
18. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб.: Речь, 2004.-244с.
19.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М .: Гардарики, 2005.-320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"
В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...
Статья "Применение современных технологий в работе с родителями"
Данный материал рассчитан для педагогов: специалистов и воспитателей. Представлены современные образовательные технологии и практический опыт работы с родителями....
Рекомендации по применении активных методов в работе с родителями.
Использование активных методов работы с родителями в дошкольном образовании....
Обобщение опыта «Применение ИКТ-технологий в работе с родителями детей 2-3 лет»
Обобщение педагогического опыта...
« Учимся понимать чувства других людей»
развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: « Учимся понимать чувства других людей»
Конспект НОД "Учимся понимать чувства других людей"...
Консультация для родителей на тему: "Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников"
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители. Создание единого информационного образовательного пространства д...