Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в старшей группе:
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Чтение сказки «Богатырь Байкал»
по мотивам бурятской легенды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_organizovannoy_deyatelnosti_detey.doc | 49.5 КБ |
prezentatsiya2.ppt | 726 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с №7 «Колосок»
Конспект интегрированного занятия
по восприятию художественной литературы
в старшей группе:
чтение сказки «Богатырь Байкал»
по мотивам бурятской легенды
Воспитатель: Гиацинтова Е.А.
п. Усть-Ордынский
февраль 2019г.
Цель: Создание условий для восприятия художественных произведений бурятского народного творчества.
Задачи: Познакомить детей со сказкой «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды, учить воспринимать художественную литературу, умение подбирать определение – описание к сказочному персонажу. Учить создавать художественные образы с помощью изобразительных средств.
Способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения и передавать его в рисунке, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на языковое богатство сказки. Расширять лексический запас и развивать образность речи детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к Родине и своему родному краю.
Материалы и оборудование: выставка книг бурятских народных сказок, мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозапись «Шум Байкала», слайды с иллюстрациями к сказке «Богатырь Байкал», альбомы, кисти, краски, восковые мелки, цветные карандаши, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей.
- Организационный момент
Воспитатель: Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас, друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики,
Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть. Какая замечательная книга. Посмотрите на обложку. Как вы думаете, какую сказку может рассказать нам эта книга. (Ответы и предположения детей).
Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе, что мы стоим на берегу озера, плещут волны, слышно как они ударяются о камни, и тихонько откатываются назад. (Включается фонограмма шум прибоя воды. На фоне прибоя воды, воспитатель начинает свой рассказ)
Давным-давно поселились люди на берегах озера Байкал. Они восхищались чистой воды озера, его красотой, переживали и пугались того что не могли объяснить: шторм ли начнется или случится землетрясение, и стали люди придумывать легенды и сказки о Байкале, пытаясь объяснить некоторые явления природы и рассказать о величии и красоте родного края.
Воспитатель: Сейчас я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да Вам принесла.
Это ещё не сказка. Сказка вся впереди.
Воспитатель: (открывает книгу, а там пустые страницы)
Проблемная ситуация: Что можно сделать, чтобы все смогли посмотреть и прочитать эту книгу? (Ответы и предположения детей).
На выбор воспитатель зачитывает легенду или просматривают ее видеофильмом в презентации.
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее ее не было на земле.
Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:
— Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…
Байкал гневно крикнул:
— Я могу дать только свои слезы!..
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…
Беседа о просмотренной (прочитанной) легенде.
Воспитатель: Дети, вы прослушали сказку. Скажите кто главные герои сказки (Байкал, Ангара, Енисей)
- Кто такая Ангара (дочь Байкала), как ее можно описать? (светлая чистая, все ей любовались) (по ответам детей - вывешивание иллюстраций к сказке с изображением сказочных героев)
- А Енисей (юноша, которого полюбила Ангара)
Какими словами описывается Байкал вначале сказки? (могучий, веселый и добрый)
- что произошло, когда Байкал заснул?
- к кому бросилась бежать Ангара?
- как назвали камень, который Байкал бросил вслед убегающей дочери?
- чем закончилась легенда?
- Каким он стал в конце сказки (злой, седой, хмурый, страшный)
При необходимости повторное чтение и повторение детьми
- А какой эпизод в сказке вам запомнился больше всего? Почему?
- Как вы думаете, чему учит эта сказка? (выводы помогает сделать воспитатель)
Игровая деятельность (Физкультминутка)
Игра малой подвижности «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигуру сказочного героя, покажи!
Воспитатель: Молодцы! Вот каких замечательных героев вы изобразили!
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках).
Будем вместе мы играть, (Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.)
Будем вместе мы играть, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Сказку будем рисовать. (Поднимают руки вверх.)
Художественно-творческая деятельность детей
- А для того, чтобы сказка осталась с нами и мы смогли вложить потерянные странички в нашу книгу, каждый сейчас нарисует, того сказочного героя или тот эпизод сказки, который ему понравился больше всего.
Итог занятия.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились. Можно ли сказку «Богатырь Байкал» считать волшебной? Что больше всего вам понравилось?
- Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась книжка по сказке. Посмотрите, какая красочная книжка у нас получилась. (Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"
Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художус...
Презентация конспекта интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе "Цветик - Семицветик"
Презентация направлена на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, об произведениях русских и зарубежных писателей....
Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Тема: воспитание качества сочувствия и доброты через прочтение сказки «Цветик – семицветик» В.Катаев...
Конспект занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе
Тема: О плохих человеческих качествах по мотивам сказки «Лягушка – путешественница» В.М.Гаршин...
Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности.
Перспективное планирование по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе
Тема: Сказка «Маша и Медведь»Цель: Обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря, развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщени...
Восприятие художественной литературы для старшей группы. Тема: «Чтение стихотворения Тимофея Белозерова «Собака на автовокзале»
Восприятие художественной литературы для старшей группы.Тема: «Чтение стихотворения Тимофея Белозерова «Собака на автовокзале»Цель: развитие у детей умения анализировать поэтическое ...