Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы
в подготовительной группе:
чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы
в подготовительной группе:
чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Воспитатель:
Пешкова Н.А.
Цель: учить воспринимать художественную литературу, расширять лексический запас и развивать образность речи детей, умение подбирать определение – описание к сказочному персонажу.
Задачи: продолжить знакомство с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на языковое богатство сказки.
Материалы и оборудование: выставка книг бурятских народных сказок, мультимедийный проектор, ноутбук, слайды с изображением озера Байкал, иллюстрации к сказке «Богатырь Байкал», альбомы, кисти, краски, салфетки.
Интеграция областей: в.х.л., познавательная, изо.
Содержание организованной деятельности детей.
- Организационный момент
- Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас, друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках. _
Будем вместе мы играть, (Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.)
Будем вместе мы играть, (Сжимают и разжимают кулачки.)
В сказку будем попадать. (Поднимают руки вверх.)
- Познавательная деятельность
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашего края.
- Как называется это озеро?
- А что такое озеро и чем оно отличается от реки?
- А еще про Байкал говорят Море Байкал, как вы думаете почему?
- Давайте вспомним, что мы знаем об озере Байкал?
Ребята, садитесь на стульчики, закройте глаза и представьте себе, что мы стоим на берегу озера, плещут волны, слышно как они ударяются о камни, и тихонько откатываются назад (включается фонограмма шум прибоя воды. На фоне прибоя воды, воспитатель начинает свой рассказ и параллельно показывает слайды с изображением коренных жителей Байкала, шторма на Байкале, спокойного озера)
Очень давно поселились люди на берегах озера Байкал. Они восхищались чистой воды озера, его красотой, переживали и пугались того что не могли объяснить: шторм ли начнется или случится землетрясение, и стали люди придумывать легенды и сказки о Байкале, пытаясь объяснить некоторые явления природы и рассказать о величии и красоте родного края. (слайд с изображением рассказов легенд детям).
- Как могли представить озеро Байкал в своих сказках люди?
- Образ, какого сказочного героя он мог бы принять?
Много рек впадают в озеро. А вытекает из него только одна река - Ангара (слайд с изображением реки Ангары).
Она берет из него начало, как вы начинаетесь от своих родителей.
- Кем может приходиться Ангара Байкалу? Вытекает Ангара из Байкала и течет по нашему краю Сибирь. А впадает в другую реку Енисей.
- Енисей это мужское имя или женское? Значит, кем может быть в сказке Енисей?
- А давайте ребята, с вами немного поиграем, изобразим Енисея, Ангару и Байкала. (Педагог читает стихи из игры, а дети сопровождают движениями)
3. Игровая деятельность
Игра малой подвижности «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигуру сказочного героя, покажи!
- Молодцы! Вот каких замечательных героев вы изобразили!
- Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да Вам принесла.
Это ещё не сказка. Сказка вся впереди.
Чтение сказки «БОГАТЫРЬ БАЙКАЛ» (Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к сказке - слайды).
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее ее не было на земле.
Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:
— Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…
Байкал гневно крикнул:
— Я могу дать только свои слезы!..
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…
- Дети, вы прослушали сказку. Скажите кто главные герои сказки (Байкал, Ангара, Енисей)
- Кто такая Ангара (дочь Байкала), как ее можно описать? (светлая чистая, все ей любовались) (по ответам детей - вывешивание иллюстраций к сказке с изображением сказочных героев)
- А Енисей (юноша, которого полюбила Ангара)
Какими словами описывается Байкал вначале сказки? (могучий, веселый и добрый)
Каким он стал в конце сказки (злой, седой, хмурый, страшный)
При необходимости повторное чтение и повторение детьми
- А какой эпизод в сказке вам запомнился больше всего? Почему?
- Как вы думаете, чему учит эта сказка? (выводы помогает сделать воспитатель)
- Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Художественно-творческая деятельность детей
- А для того, чтобы сказка осталась с нами, каждый сейчас нарисует, того сказочного героя или тот эпизод сказки, который ему понравился больше всего.
Итог занятия.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились. Можно ли сказку «Богатырь Байкал» считать волшебной? Что больше всего вам понравилось?
- Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась книжка по сказке. Посмотрите, какая красочная книжка у нас получилась. (Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392500-1390885533.jpg)
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы. Русская народная сказка "Снегурочка"
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-765265-1471014441.jpg)
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы «Кошечка»
Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста. В данном занятии интегрируются следующие области: чтение художественной литературы и продуктивная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-881138-1485000042.jpg)
Конспект интегрированного занятия по математике,художественной литературе и рисованию в младшей группе
Открытое занятие,которое я проводила в Доу на неделе пед.мастерства...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-842999-1478241930.jpg)
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...
Интегрированное занятие по восприятию художественной литературы и изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мышонок и карандаш»
Цель: развитие навыков слушания и поэтапного рисования по схеме.Задачи:1. Образовательная: обогащать знания о способах рисования животных;2. Развивающая: развивать навыки слушания и поэтапного рисован...
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в старшей группе:
Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды...