Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы
в подготовительной группе:
чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_bogatyr_baykal.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы
в подготовительной группе:
чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Воспитатель:
Пешкова Н.А.
Цель: учить воспринимать художественную литературу, расширять лексический запас и развивать образность речи детей, умение подбирать определение – описание к сказочному персонажу.
Задачи: продолжить знакомство с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на языковое богатство сказки.
Материалы и оборудование: выставка книг бурятских народных сказок, мультимедийный проектор, ноутбук, слайды с изображением озера Байкал, иллюстрации к сказке «Богатырь Байкал», альбомы, кисти, краски, салфетки.
Интеграция областей: в.х.л., познавательная, изо.
Содержание организованной деятельности детей.
- Организационный момент
- Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас, друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!».
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках. _
Будем вместе мы играть, (Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.)
Будем вместе мы играть, (Сжимают и разжимают кулачки.)
В сказку будем попадать. (Поднимают руки вверх.)
- Познавательная деятельность
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашего края.
- Как называется это озеро?
- А что такое озеро и чем оно отличается от реки?
- А еще про Байкал говорят Море Байкал, как вы думаете почему?
- Давайте вспомним, что мы знаем об озере Байкал?
Ребята, садитесь на стульчики, закройте глаза и представьте себе, что мы стоим на берегу озера, плещут волны, слышно как они ударяются о камни, и тихонько откатываются назад (включается фонограмма шум прибоя воды. На фоне прибоя воды, воспитатель начинает свой рассказ и параллельно показывает слайды с изображением коренных жителей Байкала, шторма на Байкале, спокойного озера)
Очень давно поселились люди на берегах озера Байкал. Они восхищались чистой воды озера, его красотой, переживали и пугались того что не могли объяснить: шторм ли начнется или случится землетрясение, и стали люди придумывать легенды и сказки о Байкале, пытаясь объяснить некоторые явления природы и рассказать о величии и красоте родного края. (слайд с изображением рассказов легенд детям).
- Как могли представить озеро Байкал в своих сказках люди?
- Образ, какого сказочного героя он мог бы принять?
Много рек впадают в озеро. А вытекает из него только одна река - Ангара (слайд с изображением реки Ангары).
Она берет из него начало, как вы начинаетесь от своих родителей.
- Кем может приходиться Ангара Байкалу? Вытекает Ангара из Байкала и течет по нашему краю Сибирь. А впадает в другую реку Енисей.
- Енисей это мужское имя или женское? Значит, кем может быть в сказке Енисей?
- А давайте ребята, с вами немного поиграем, изобразим Енисея, Ангару и Байкала. (Педагог читает стихи из игры, а дети сопровождают движениями)
3. Игровая деятельность
Игра малой подвижности «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигуру сказочного героя, покажи!
- Молодцы! Вот каких замечательных героев вы изобразили!
- Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да Вам принесла.
Это ещё не сказка. Сказка вся впереди.
Чтение сказки «БОГАТЫРЬ БАЙКАЛ» (Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к сказке - слайды).
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее ее не было на земле.
Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:
— Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…
Байкал гневно крикнул:
— Я могу дать только свои слезы!..
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…
- Дети, вы прослушали сказку. Скажите кто главные герои сказки (Байкал, Ангара, Енисей)
- Кто такая Ангара (дочь Байкала), как ее можно описать? (светлая чистая, все ей любовались) (по ответам детей - вывешивание иллюстраций к сказке с изображением сказочных героев)
- А Енисей (юноша, которого полюбила Ангара)
Какими словами описывается Байкал вначале сказки? (могучий, веселый и добрый)
Каким он стал в конце сказки (злой, седой, хмурый, страшный)
При необходимости повторное чтение и повторение детьми
- А какой эпизод в сказке вам запомнился больше всего? Почему?
- Как вы думаете, чему учит эта сказка? (выводы помогает сделать воспитатель)
- Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Художественно-творческая деятельность детей
- А для того, чтобы сказка осталась с нами, каждый сейчас нарисует, того сказочного героя или тот эпизод сказки, который ему понравился больше всего.
Итог занятия.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились. Можно ли сказку «Богатырь Байкал» считать волшебной? Что больше всего вам понравилось?
- Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась книжка по сказке. Посмотрите, какая красочная книжка у нас получилась. (Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы. Русская народная сказка "Снегурочка"
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы...
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы «Кошечка»
Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста. В данном занятии интегрируются следующие области: чтение художественной литературы и продуктивная деятельность....
Конспект интегрированного занятия по математике,художественной литературе и рисованию в младшей группе
Открытое занятие,которое я проводила в Доу на неделе пед.мастерства...
Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...
Интегрированное занятие по восприятию художественной литературы и изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мышонок и карандаш»
Цель: развитие навыков слушания и поэтапного рисования по схеме.Задачи:1. Образовательная: обогащать знания о способах рисования животных;2. Развивающая: развивать навыки слушания и поэтапного рисован...
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы «Литературная сказка М. Горького «Воробьишко»
Цель: Ознакомление детей с писателем М. Горьким и его литературной сказкой М. Горького «Воробьишко».Задачи:Продолжить знакомство с писателем М. Горьким и произведением, слушать литературно...