«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации»
статья

Одной из главных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. В ходе проведения такой интересной и разнообразной работы мы выяснили, чем дышит каждая семья, что происходит за стенами детского сада. А самое главное, в чем исключительность и индивидуальность каждой семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации»

Как мы знаем, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем детском саду созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Одной из главных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

В ходе проведения такой интересной и разнообразной работы мы выяснили, чем дышит каждая семья, что происходит за стенами детского сада. А самое главное, в чем исключительность и индивидуальность каждой семьи.

Поиск новых форм работы с родителями всегда остается актуальным и помогает в решении следующих задач:

1. Установление партнерских отношений с семей каждого воспитанника

2. Объединение усилий для развития и воспитания детей

3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей

При реализации принципа индивидуализации мы использовали следующие формы работы с семьей :

1. Информационно- аналитические:

-анкетирование «Любимые совместные занятия»

-опросы «Ваши хобби и предпочтения»

-почтовый ящик доверия

-смс-почта

2. Познавательные

- родительские собрания

-круглые столы

-беседы «О пользе создания мини-музея»

3. Наглядно-информационные

- выставки совместных работ взрослых и детей

-папки-передвижки

-ромашка добрых дел

-чудо-кармашки

-мини-газеты «Моя семья», «Наше династия», «Мы в походе» «Мамины помощники», «Моя мама маленькая».

В итоге мы предложили родителям создать такую предметно-пространственную среду в группе, которая обеспечила бы уважение к личности каждого ребенка, развивала его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, а так же гордость за свою семью.

В нашем детском саду каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагоги наполняют ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем. Например, в детском саду прошел конкурс «Дидактическое пособие своими руками», где родители изготовили своими руками множество мобильных игровых дидактических пособий.

Это такие пособия, как «Веселый счет», «Тактильная дорожка», «Времена года» и многие другие.

Очень интересной и содержательной стала для нас работа по созданию мини-музеев в детском саду.

Каковы же особенности мини-музея в детском саду?

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.

– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.

– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

В музее существуют правила поведения.

Цель: использование новых форм работы с детьми и их родителями, реализуя принцип индивидуализации.

Задачи:

• формирование у дошкольников представления о музее

• приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности

• способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;

• выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;

• вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

В нашей группе несколько мини-музеев: «Мини-музей матрешек», «Музей ложки», «В гостях у сказки», «Город мастеров»

Особую гордость вызывает Музей город мастеров, который создавался на протяжении нескольких лет и до сих пор пополняется экспонатами, представляющими не только эстетическую, но и историческую ценность.

Дети с удовольствием рассматривают фигурки ,посуду, принесенные их родителями, рассказывают о них. Они гордятся тем, что их семьи внесли в детский сад чуточку себя, их сердце переполняет чувство благодарности родителям за участие в жизни сада.

Кроме создания мини-музеев, мы постарались заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием, так как коллекционирование развивает интеллект ребёнка, расширяет его кругозор.

Побеседовали с родителями, предложили показать и рассказать о своих увлечениях. Родители и дети с удовольствием показали свои коллекции, рассказали об их экспонатах: коллекция спичек, открыток, машинок , динозавров , кукол , камней и т.д.

В чем же актуальность и польза занятия коллекционированием?

Собирая коллекцию, ребёнок стремится больше узнать о её предметах. Он становится собраннее , аккуратнее (надо экспонаты убрать на место, содержать их в чистоте и порядке). У ребёнка тренируется память, внимание. Дети больше общаются, появляются друзья по интересам, они учатся договариваться, делиться, обмениваться.

Реализуя принцип индивидуализации, мы часто устраиваем тематические и творческие выставки, на которых выставляются образцы домашнего рукоделия, изобразительного искусства и творчества, с любовью выполненные родителями.

Творческая выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Подобно тому, как растет дерево, поднимаясь все выше и обрастая новыми ветвями, большими и маленькими, растет каждая семья. Создаются новые семьи, появляются дети, у детей вырастают свои дети. Поэтому люди и придумали составлять так называемое генеалогическое древо. В виде дерева изображается история чьего-нибудь рода. Вот такие деревья сделали родители вместе с детьми. Затем дети рассказывали о своих родных. Всем было очень интересно!

Большую помощь в реализации принципа индивидуализации оказали семейные фотоальбомы и стенгазеты. Цель проведения данной работы: создание эмоционально -положительного настроя, атмосферы взаимного доверия, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Не секрет, что в одной группе находятся дети из семей разных социальных слоев: это семьи со средним достатком, люди небогатые и, наоборот, достаточно обеспеченные. А такие формы взаимодействия, как коллекционирование, создание музеев, создание газет и фотоальбомов – стирает эти грани, ведет к общности интересов и детей, и родителей разных социальных слоев.

Нельзя забывать и таком совместном труде родителей и детей, как создание портфолио дошкольника. Дети делятся друг с другом своими успехами и достижениями, знакомят с членами своей семьи, их увлечениями и досугом.

Цель создания портфолио дошкольника – активизировать взаимодействие в системе педагог-дошкольник-родитель и таким образом, помочь в реализации принципа индивидуализации

У нас в группе есть уголок именинника (торт, стул для именинника, коробка для подарка). Есть Родительский уголок, где мы информируем родителей и ведем сотрудничества во всех направлениях жизни детей. В уголке есть «Почта доверия», «СМС-почта», «Чудо кармашки», «Ромашка добрых дел». Ромашка добрых дел - это место, где семьи поощряются за участие в жизни группы и детского сада.

В чем же преимущества подобного взаимодействия с семьями воспитанников?

1. Это положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей

2. Учет индивидуальности ребенка

3. Укрепление внутрисемейных связей

4. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Подготовила воспитатель МБДОУ Тагнинский детский сад «Светлячок» Гайдукова Елена Михайловна .

Слайд 2

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачева).

Слайд 3

Актуальность проблемы Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных, тем более с переходом на новые российские стандарты- ФГОС. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно -образовательного процесса. Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.

Слайд 4

Определение принципа индивидуализации Индивидуализация - стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности

Слайд 5

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Слайд 6

Задачи по организации взаимодействия с семьями воспитанников 1. Установление партнерских отношений с семей каждого воспитанника 2. Объединение усилий для развития и воспитания детей 3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов 4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей

Слайд 7

Формы работы с семьями Информационно-просветительские Познавательные Наглядно-информационные

Слайд 8

Конкурсы «Театр своими руками» «Тактильная дорожка» «Пасхальная выставка» «Мир эмоций»

Слайд 9

Создание мини-музеев Правила поведения в музее. 1. В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими 2. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво 3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой 4. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами

Слайд 10

Цель и задачи создания мини-музеев Цель: использование новых форм работы с детьми и их родителями, реализуя принцип индивидуализации Задачи: Формировать у дошкольников представления о музее, приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности

Слайд 11

РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК СМС-почта группа «Светлячок»»» Почта для родителей «Чудо-кармашки»

Слайд 12

- Консультации для родителей -Анкетирование «Любимые совместные занятия» -Опросы «Ваши хобби и предложения» -Проекты -Копилка добрых дел

Слайд 13

Ромашка добрых дел

Слайд 14

Уголок именинника Коробка для подарков Торт Стул для именинника

Слайд 15

Коллекционирование К оллекция машин , камней , кукол , предметов декора

Слайд 16

Польза коллекционирования Ребенок становится аккуратнее Появляется гордость за свою семью У детей тренируется память, внимание. Дети больше общаются, появляются друзья по интересам, они учатся договариваться, делиться, обмениваться.

Слайд 17

Выставки Цель: побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Слайд 18

Генеалогическое древо Генеалогическое древо Генеалогическое древо Генеалогическое древо Семья Герасимовых Семья Медведевых Семья Шнайдер

Слайд 19

Фотоальбомы и газеты Цель : создание эмоционально -положительного настроя, атмосферы взаимного доверия, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям

Слайд 21

Портфолио дошкольника Цель создания портфолио дошкольника: активизировать взаимодействие в системе педагог-дошкольник-родитель

Слайд 22

Преимущества взаимодействия с семьями воспитанников Положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей Учет индивидуальности ребенка Укрепление внутрисемейных связей Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

Презентация опыта работы «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации оздоровительной программы М.Л. Лазарева»

Тема: Презентация опыта работы «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации оздоровительной программы М.Л. Лазарева»Цель: повышение профессионального мастерства педагог...