Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида
методическая разработка на тему
Организация и апробация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_monitoringa.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 13"Буратино" г.Волжска Республики Марий Эл
Организация системы мониторинга
развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино»
(методическая разработка)
Составители:
Морозова Светлана Степановна
заведующая ДОУ№13, высшая категория
Редькина Людмила Николаевна
старший воспитатель ДОУ№13, высшая категория
Колбасова Ольга Николаевна
учитель-логопед ДОУ№13, первая категория
Волжск – 2013г.
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………..…..……..2
2.Описание организации системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида
№13 «Буратино»………………….…...……………………………………………4
3.Заключение …....………………...………………………………………………...8
4.Список литературы ... …………………………………...………………………..9
5.Приложения
1
Введение
Актуальность. Введение в действие новых нормативно-правовых документов: Федерального закона РФ от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции РФ) и ряда примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования предусматривает отслеживание промежуточных, итоговых результатов развития ребенка, преемственность дошкольного и начального звена общего образования.
На основании этого возникла необходимость пересмотра организации системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Мы изучили и проанализировали достаточно много методических рекомендаций, учебно-методических пособий следующих авторов: Н.В.Верещагиной «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса»; Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»»; Ю.А.Афонькиной «Мониторинг качества освоения программы»; «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7лет». В данных материалах представлены различные механизмы подсчета оценок уровня развития (3-х, 4-х, 5-ти балльная система), таблицы фиксирования результатов, инструментарии и методики выявления уровней развития воспитанников, сроки и подходы к проведению мониторингов развития ребенка в рамках реализации образовательной программы в детских садах общеразвивающего вида.
Информация по организации системы мониторинга в ДОУ компенсирующего вида полностью отсутствует.
Именно поэтому возникла необходимость поиска и выработки системы мониторинга в ДОУ компенсирующего вида, результатом которой стало создание методической разработки «Организация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».
Новизна. Новое видение организационных форм и содержание мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы как организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Гипотеза. Предлагаемая система мониторинга будет эффективна в случае визуализации мониторинга образовательного процесса и детского развития через ведение «Дневника индивидуального сопровождения воспитанника» на протяжении его нахождения в ДОУ компенсирующего вида.
2
Цель методической разработки – организация и апробация системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Задачи:
1.Систематизировать содержание (инструментарии, методики), последовательность проведения мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида;
2.Определить критерии оценки уровня развития образовательного процесса и детского развития воспитанников детского сада компенсирующего вида, механизм их подсчета;
3.Разработать пакет документов с целью фиксирования результатов мониторинга образовательного процесса и мониторинга детского развития в ДОУ компенсирующего вида.
Ожидаемый результат. Создание системы мониторинга и информационной базы в процессе мониторинга, способствующей решению задачи преемственности дошкольного и начального образования.
3
2.Описание организации системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Организация системы мониторинга выступает как основной метод контроля по выявлению уровня развития воспитанников, позволяющий прогнозировать их дальнейшее развитие и повышать результативность педагогической деятельности в ДОУ компенсирующего вида. Мониторинг способствует объединению педагогов в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность дошкольного образовательного учреждения, позволяет отслеживать процесс образовательной деятельности, динамику детского развития и своевременно проводить их корректировку.
Цель мониторинга – выявление качества дошкольного образования воспитанников ДОУ компенсирующего вида.
Задачи:
- изучить процесс достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы (мониторинг образовательного процесса);
- оценить степень достижения воспитанниками интегративных качеств и установить результативность коррекционной работы (мониторинг детского развития);
- определить коррекционные мероприятия на основании выводов и полученных результатов.
Содержание системы мониторинга.
Система мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы и оценке динамики достижений воспитанников. Это свидетельствует о том, что содержание мониторинговой системы должно состоять из следующих направлений:
1.Мониторинг образовательного процесса
- Диагностические карты, методики психолого-педагогической диагностики.
- Таблица «Мониторинг образовательного процесса», фиксирующая результаты освоения образовательной программы.
- График мониторинга образовательного процесса ДОУ.
2.Мониторинг детского развития на основе оценки развития интегративных качеств воспитанника.
- Карта индивидуального развития воспитанника.
- Таблица «Мониторинг детского развития», фиксирующая интегративные качества воспитанников на основе карты индивидуального развития каждого воспитанника.
- График мониторинга детского развития.
- Итоговый мониторинг (Проводится при выпуске воспитанника из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ, т.е. портрет выпускника)
4
Этапы проведения мониторинга.
Система мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в четыре этапа.
- На первом этапе оцениваются все показатели образовательного процесса и детского развития. Данные заносятся в соответствующие диагностические карты, в которых каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 4 баллов. Параметры разбаловки определяются нами самостоятельно на основании определенных критериев (Приложения). Далее суммируются полученные баллы, итоговые результаты фиксируются в виде среднего арифметического балла с учетом правил округления до целого числа в соответствующем столбце диагностических карт.
- На втором этапе, на основании итоговых результатов заполняются сводные таблицы мониторинга образовательного процесса, мониторинга детского развития.
- На третьем этапе строятся соответствующие графики достижений по направлениям системы мониторинга.
- На четвертом этапе идет процесс изучения результатов обследования, где определяются сильные и слабые стороны образовательного процесса. Выявляется контингент воспитанников, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы с последующим их направлением на ПМПк ДОУ №13 для определения и утверждения коррекционных мероприятий (планы индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, программы развития).
Отслеживание результатов мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы ведется посредством «Дневника индивидуального сопровождения воспитанника ДОУ №13», который состоит из следующих материалов:
- карта индивидуального развития;
- лист регистрации достижений воспитанника;
- выводы по итогам обследования;
- лист индивидуальных занятий;
- лист взаимодействия с родителями.
Сроки проведения мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы.
Периодичность проведения устанавливается образовательным учреждением.
Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года – в сентябре и в мае.
Мониторинг детского развития проводится один раз в год – в мае - в конце каждого учебного года, согласно психологического возраст. При ярко выраженном отставании в формировании интегративных качеств, проводятся индивидуальные диагностические срезы и вносятся коррективы в план проведения индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.
5
Организаторы проведения мониторинга.
Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.
Критерии оценки уровня развития.
В выборе критериев оценки развития дошкольников нашего ДОУ мы исходили из квалификации педагогов и уровня их профессионализма. Предложенные в методических пособиях, программах критерии оценки развития воспитанников нас не удовлетворили. Почему? Потому, что мониторинг детского развития оценивается по 5-ти балльной системе (от 1 до 5); мониторинг образовательного процесса по 3-ех (от 1 до 3), по 4-ех балльной системе (от 1 до 4); мониторинг специалиста по речевому направлению (с учетом статуса детский сад компенсирующего вида) по 4-ех балльной (от 0 до 3), тем самым создавая путаницу и неудобство в обработке результатов и механизме арифметического подсчета. Это определило, на наш взгляд, неэффективность предложенных механизмов арифметического подсчета в оценке уровня развития. Исходя из этого, мы выбрали оценку уровня развития по 4-ёх балльной системе, как мониторинга образовательного процесса, так и мониторинга детского развития.
Критерии оценки по мониторингу образовательного процесса:
4 балла - высокий уровень
3 балла - соответствует возрасту
2 балла - отдельные компоненты не развиты
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты.
Критерии оценки по мониторингу детского развития:
4 – высокий: дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития превышает возрастную норму;
3 – выше среднего: дети, справляющиеся с заданиями с небольшой помощью педагога, их уровень развития соответствует возрастной норме;
2 – средний: дети, справляющиеся с заданиями с помощью педагога, их уровень развития недостаточно соответствует возрастной норме; требуется корректирующая работа педагога.
1 – низкий: дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний, их уровень развития не соответствует возрастной норме, требуется внимание специалистов.
Итогом мониторинговой деятельности педагогов ДОУ является визуализация мониторинга образовательного процесса и детского развития. Это отражено посредством графиков мониторинга образовательного процесса и мониторинга детского развития, которые позволяют педагогу оценить уровень развития ребенка.
6
Для этого он отмечает в графиках количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству, образовательной области и соединяет показатели линией: зеленой - по мониторингу детского развития в конце года; а по мониторингу образовательного процесса - синей (на начало учебного года), желтой (в конце года).
На графике проведена горизонтальная розовая линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству, образовательной области располагается ниже этой линии, то проводятся корректирующие мероприятии всеми специалистами ДОУ.
Механизм подсчета критерий оценок уровня развития определяется формулой:
О=Пб+Пб+Пб+…. ,
К
Где О – оценка уровня развития,
Пб – показатели в баллах (области, интегративные качества),
К – количество детей.
Данные начального и итогового мониторинга интегративных качеств сравниваются с помощью T-критерия Стъюдента, который позволяет сделать заключение о статистической достоверности степени различий между начальным уровнем развития воспитанников и конечным, установив, таким образом, результативность коррекции.
Мониторинговая система.
Таким образом, с целью организации системы мониторинга развития ребенка в рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида мы разработали мониторинговую систему, куда входит следующий пакет документов:
- Приказ «Об утверждении Положений о мониторинге в ДОУ№13 «Буратино» компенсирующего вида».
- Приказ «О создании рабочей группы по разработке системы мониторинга ДОУ№13 «Буратино» компенсирующего вида»
- Положение о мониторинге детского развития.
- Положение о мониторинге усвоения образовательной программы.
- Мониторинг образовательного процесса (образовательные области).
- Мониторинг детского развития, согласно психологического возраста (интегративные качества).
- «Дневник индивидуального сопровождения воспитанника ДОУ №13 «Буратино», (итоговый мониторинг результатов освоения программы - портрет выпускника).
7
Заключение.
В своей методической разработке мы постарались представить авторский взгляд на проблему организации системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Все этапы процесса мониторинга, его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Организация системы мониторинга позволяет достичь нужного рефлексивного результата (портрет выпускника), а также выявить, на каком уровне идет работа по усвоению образовательной программы, что следует изменить, чтобы к концу года подойти к успешным результатам.
Данная система мониторинга имеет важнейшее значение для повышения качества образования в ДОУ, так как открыта, доступна, проста в обращении, что и обусловливает работу ДОУ в инновационном режиме.
Система мониторинга может быть применена к любой образовательной программе, составленной с учетом ФГТ не только для педагогов детского сада компенсирующего вида, но и для педагогов детских садов общеразвивающего вида.
8
Список литературы
- Афонькина Ю.А. «Комплексная оценка результатов освоения программы» диагностический журнал. – Волгоград, издательство «Учитель», 2011.
- Афонькина Ю.А. «Мониторинг качества освоения программы» методическое пособие. – Волгоград, издательство «Учитель», 2011.
- Верещагина Н.В. «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса» методическое пособие. – С-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2012.
- Верещагина Н.В. «Результаты итогового мониторинга детского развития» методическое пособие. – С-Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2012.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы» методическое пособие. – Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2011.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?
Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности су...
Зачем нужна оценка музыкального развития детей в рамках реализации образовательной программы?
Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним отно¬сятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивиду¬альные возможности и способности су...
Оценка музыкального развития детей младшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы « ДЕТСТВО»
Диагностические материалы по программе Детство по разделу Музыка...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО"
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....