"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)
консультация по физкультуре на тему
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко объясняется общественными потребностями. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.3_konsultatsiya_dlya_rmo2.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Балашовского муниципального района Саратовской области
Консультация на тему:
«Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие».
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
МДОУ д/с «Одуванчик»
города Балашова Саратовской области
Краснощекова Ольга Валентиновна
Г.Балашов
2016 год.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко объясняется общественными потребностями.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?
По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
В нашем ДОУ разработана система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости исходят из представления о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Так, например, для спортивной одаренности выбираются следующие направления:
- Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, хорошей ориентировки в пространстве, умения проявлять силу, выносливость.
- Создание условий для накопления двигательного опыта.
- Формирование положительного личностного отношения к здоровому образу жизни.
Примерные формы и методы работы:
- Подбор индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
- Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
- Подготовка детей к соревнованиям, олимпийским играм;
- Совместное с одаренными детьми проведение мастер- классов для родителей;
- Индивидуальное консультирование родителей;
- Изготовление памяток, буклетов, папок передвижек для родителей;
- Профессиональное общение со специалистами из спортивных секций с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
План программы «Сопровождение ребенка
с ярко выраженными спортивными способностями».
Цель: гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Структура программы сопровождения.
- Определение целей и задач программы сопровождения.
- Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
- Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
- Мониторинг программы.
Задачи:
- Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми.
- Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми.
- Достижение детьми более высоких результатов.
Психолог.
Информационный этап:
подбор методических материалов и литературы по данной тематике; консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап: обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Заместитель заведующего по основному виду деятельности.
Организационный этап:
планирование работы руководителя по физическому воспитанию;
разработка методических рекомендаций;
обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля: осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Инструктор по физическому воспитанию.
Информационный этап:
рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей и воспитателей; пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим физическую одаренность.
Организационный этап: разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком;
осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов; организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей; мониторинг динамики физического развития ребенка;
профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап: развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.
Воспитатель.
Информационный этап: пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей;
информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Развивающий этап: развитие физических качеств в повседневной жизни с учетом рекомендаций руководителя по физическому воспитанию.
Родители.
Развивающий этап: развитие физических способностей одаренных детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях.
Карта одаренного ребенка.
(находится в кабинете заместителя заведующей по основной деятельности)
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц).
- Медицинское заключение (последний профосмотр).
- Сведения о родителях.
- Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты психологической диагностики
- Результаты педагогической диагностики
- Результаты социометрического исследования
- Область одаренности
- Признаки одаренности
- Диагностика одаренности
- Выводы и рекомендации
- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
План работы с одарёнными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списка детей, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
4 | Организация и проведение соревнований и Олимпиады по физической культуре в ДОУ | В течение года согласно годового плана | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
5 | Организация и проведение соревнований и Олимпиады по физической культуре с другими ДОУ | В течение года согласно годового плана | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
6 | Организация работы с одарёнными детьми (набор в дополнительное образование). | Сентябрь | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
7 | Методическая работа с воспитателями, родителями дошкольников по физической культуре (собрания, круглые столы,консультации, беседы) | В течение года согласно плана | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
8 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
9 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
10 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
11 | Проведение открытых просмотров с активным участием одарённых детей | В течение года | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
12 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | В течение года | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
13 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Лучшие из лучших». | Апрель-май | Инструктор по ФИЗО Краснощекова О.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.
Реализация программы по ФГОС....
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в группе «Колокольчик»
методы и формы и средства...