План самообразования педагога
методическая разработка по теме
Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам. Тельман Э.
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования. Спенсер Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_pedagoga.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования педагога
...Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.
К.И. Чуковский
Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности.
Личность проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал развитого подготовленного к реальной жизни человека.
Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важно – умение ориентироваться в потоке информации: находить нужную информацию, быстро и правильно её оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- Титульный лист: название образовательного учреждения, адрес, рабочий телефон.
- Творческая визитка педагога:
- фамилия, имя, отчество педагога;
- образование, специальность;
- стаж работы по специальности, категория;
- курсы повышения квалификации по специальности;
- профессионально-педагогическое кредо.
- Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
- название темы по самообразованию;
- цель, задачи;
- предполагаемый результат (подготовка доклада, выступление на заседании МО, планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде творческого отчёта и т.д.);
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
- Оценка профессиональной деятельности:
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой педагог пишет отчёт с анализом, выводами и рекомендациями.
При оформлении работы педагог учитывает:
- творческий подход;
- степень обоснованности содержащегося материала;
- глубину и практическую значимость материала;
- наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
- способ подачи материала.
Алгоритм
работы педагога над индивидуальной темой (проблемой)
1. Выбор темы (проблемы):
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка проекта плана индивидуальной работы педагога:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Тема самообразования определяется, исходя из:
- методической темы, задач дошкольного учреждения;
- затруднений педагогов;
- специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Самообразование включает в себя несколько этапов:
- выбор направления и темы самообразования;
- формулирование цели и задач самообразования;
- определение круга источников информации;
- выбор формы самообразования;
- составление плана самообразования;
- определение результата самообразования;
- анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета;
- отчёт.
Результаты самообразования могут быть:
- разработанные, изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- разработка дидактических материалов, пособий, наглядности;
- выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приёмов, технологий обучения;
- создание комплектов методических разработок;
- обобщение опыта по проблеме (теме).
Основными критериями оценки эффективности самообразования педагога являются:
- эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательной деятельности, воспитанности и обученности дошкольников);
- творческий рост педагога;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательную деятельность.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего качество образовательной деятельности и профессионально-квалификационный рост педагога.
Памятка по самообразованию в помощь педагогу
Возможная проблема | Пути решения |
Не могу определиться с темой самообразования | Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов педагогической диагностики, наблюдений за детьми, анализа работы и др. Выделите ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательной деятельности. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы. |
При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
| Подбор литературы: - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме даёт общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы: - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме; - включите современные взгляды на проблему; - используйте опыт работы других педагогов |
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приёмы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается | Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации | Ответьте на вопросы: Какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми? |
Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Рубакин Н. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования педагога Купцовой Елены Александровны.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. ...
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...
план самообразования педагога
план самообразования педагога...
План самообразования педагога-психолога
План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...
План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов
Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...