Проект по шахматам "Шахматное королевство"
проект (старшая группа) на тему

Головко Людмила Борисовна

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста шахматам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по шахматам34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

1. Название проекта: «Шахматное королевство»

2.Авторы проекта: воспитатель Головко Л.Б.

3. Контактные данные: МБДОУ №56 «Искорка»,  старшая логопедическая группа «Веснушка»

4.Вид проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско - творческий.

5.Цель проекта: знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.

6.Задачи проекта:

  • познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;
  • ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
  • выработать у детей навык постоянного принятия решения;
  • выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования.
  • привить интерес и любовь детей к игре.

7. Длительность проекта:  октябрь 2016 - апрель 2017 учебный год.

8.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

9.Форма проведения:

  • с детьми: совместная деятельность;
  • с родителями: родительские собрания, буклет, семинар-практикум, выставки методической литературы, игровые турниры, консультации.

10. Ожидаемые результаты проекта: 

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
  • называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • умение сыграть шахматную партию от начала до конца, воспитывать интерес к совершенствованию игре в шахматы;
  • участие в городских турнирах, соревнованиях;
  • занимать достойные места в турнирах, соревнованиях.

Актуальность проекта

Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Цель проекта: знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;
  • ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
  • выработать у детей навык постоянного принятия решения;
  • выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования.
  • привить интерес и любовь детей к игре.

Принципы проекта:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
  • принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
  • основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
  • принцип наглядности;
  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • -принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Длительность проекта - 8 месяцев.

Срок реализации проекта: сентябрь 2017- апрель 2018 учебный год

Участники  проекта

                                                                 

                                                                         

                                                                                     

Необходимые условия и материалы для реализации проекта

п/п

Наименование оборудования и материала

Источник получения

1.

Методическая литература.

Библиотечный фонд группы

2.

Шахматная доска

Обеспечение группы

3.

Шахматные фигуры

Обеспечение группы

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Задачи

Дидактическая игра,

игры - задания

Заучивание стихотворений

Октябрь

1 неделя

«Шахматное королевство»

Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

«Шахматная доска и расстановка фигур»
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя 
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

2 неделя

«Шахматные фигуры»

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

«Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала».

3 неделя

«Удивительные клетки»

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

«Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».

4 неделя

«Шахматные фигуры»

Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

«Полна горница», «Прятки», «Что общего?».

Ноябрь

1 неделя

«Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

«Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики».

«Ладья»
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.

2 неделя

«Шахматная фигура Ладья»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

«На одну клетку», «Через клетку», «Через 2 клетки».

3 неделя

«Шахматная фигура Ладья»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

«Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».

4 неделя

«Шахматная фигура Ладья»

Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

«Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».

Декабрь

1 неделя

«Шахматная фигура Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

«Выложи из кубиков косую дорожку - диагональ»

«Слон»

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

2 неделя

«Шахматная фигура Слон»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток».

3 неделя

«Ладья против слона» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

«Восемь на восемь полей»

4 неделя

«Шахматная фигура Ферзь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

«На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».

«Ферзь»

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Январь

2 неделя

«Шахматная фигура Ферзь»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».

3 неделя

«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

«Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок».

4 неделя

«Шахматная фигура Конь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

«Конь»
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок, 
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!

Февраль

1 неделя

«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

2 неделя

«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

3 неделя

«Пешка»

Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

«Чемпион», «Кто первый?»

«Пешка»

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

4 неделя

«Шахматная фигура Пешка»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

«На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».

Март

1 неделя

«Шахматная фигура Король»

Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

«Поворот», «Задача направления».

«Король»

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

2 неделя

«Шахматная фигура Король»

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

«Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок».

 Разыгрывание положения 1 – 21.

3 неделя

«Шах»

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

«Шах и мат»

Шах и мат не путай брат.

Знает каждый – стар и млад:

Если спасся падишах-

Это будет только шах.

Если ж королю не скрыться,

Перекрыты все границы,

Значит это точно мат.

А противник будет рад!

4 неделя

«Шах и мат»

Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Апрель

1 неделя

«Ничья и пат»

Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

2 неделя

«Рокировка»

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

«Рокировка»

Рокировку делай смело:

Шаг, ещё один шажок

Короля уводим в бок.

А теперь ладьёй шагаем,

Короля так прикрываем,

Чтобы он спокоен был –

Домик штабом послужил.

3 неделя

«Шахматная партия»

Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

4 неделя

«Шахматная партия»

Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий

Май

1 неделя

«Шахматная партия»

Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

2 неделя

«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

«Шахматные часы»

А еще нужны часы нам,

Чтобы время узнавать,

Не успеешь мат поставить,

Значит можешь проиграть!

3 неделя

Шахматный досуг

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

4 неделя

Шахматный карнавал

Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.

Список литературы:

  1. И.Г.Сухин «Шахматы для самых маленьких»
  2. Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»
  3. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа

Интернет-ресурсы:

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Черно-белое королевство"

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Проект "Космос. Солнышкино королевство"

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

Проект "Тайны шахматного королевства"

laquo;Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жиз...

Инновационный психолого-педагогический проект "Ключи от Королевства Общения" для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемый проект ориентирован на комплексный подход к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в условиях игры, когда общий результат включает в себя не только количественные, ...