Проект по шахматам "Шахматное королевство"
проект (старшая группа) на тему
Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста шахматам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по шахматам | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
1. Название проекта: «Шахматное королевство»
2.Авторы проекта: воспитатель Головко Л.Б.
3. Контактные данные: МБДОУ №56 «Искорка», старшая логопедическая группа «Веснушка»
4.Вид проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско - творческий.
5.Цель проекта: знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.
6.Задачи проекта:
- познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;
- ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
- выработать у детей навык постоянного принятия решения;
- выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования.
- привить интерес и любовь детей к игре.
7. Длительность проекта: октябрь 2016 - апрель 2017 учебный год.
8.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
9.Форма проведения:
- с детьми: совместная деятельность;
- с родителями: родительские собрания, буклет, семинар-практикум, выставки методической литературы, игровые турниры, консультации.
10. Ожидаемые результаты проекта:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- умение сыграть шахматную партию от начала до конца, воспитывать интерес к совершенствованию игре в шахматы;
- участие в городских турнирах, соревнованиях;
- занимать достойные места в турнирах, соревнованиях.
Актуальность проекта
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Цель проекта: знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;
- ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
- выработать у детей навык постоянного принятия решения;
- выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования.
- привить интерес и любовь детей к игре.
Принципы проекта:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
- основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип наглядности;
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- -принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Длительность проекта - 8 месяцев.
Срок реализации проекта: сентябрь 2017- апрель 2018 учебный год
Участники проекта
Необходимые условия и материалы для реализации проекта
№ п/п | Наименование оборудования и материала | Источник получения |
1. | Методическая литература. | Библиотечный фонд группы |
2. | Шахматная доска | Обеспечение группы |
3. | Шахматные фигуры | Обеспечение группы |
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Задачи | Дидактическая игра, игры - задания | Заучивание стихотворений |
Октябрь | 1 неделя «Шахматное королевство» | Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски. | «Шахматная доска и расстановка фигур» | |
2 неделя «Шахматные фигуры» | Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. | «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала». | ||
3 неделя «Удивительные клетки» | Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | «Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска». | ||
4 неделя «Шахматные фигуры» | Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. | «Полна горница», «Прятки», «Что общего?». | ||
Ноябрь | 1 неделя «Начальное положение» | Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. | «Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики». | «Ладья» |
2 неделя «Шахматная фигура Ладья» | Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». | «На одну клетку», «Через клетку», «Через 2 клетки». | ||
3 неделя «Шахматная фигура Ладья» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр. | «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления». | ||
4 неделя «Шахматная фигура Ладья» | Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. | «Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам». | ||
Декабрь | 1 неделя «Шахматная фигура Слон» | Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона. | «Выложи из кубиков косую дорожку - диагональ» | «Слон» Слон и воин на спине Важны в шахматной игре. Белопольный, чернопольный Слон, конечно, подневольный. Ходит он наискосок, Делает большой бросок. Но слонов двоих пути Пересечься не должны. |
2 неделя «Шахматная фигура Слон» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. | «Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток». | ||
3 неделя «Ладья против слона» (игровая практика) | Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. | «Восемь на восемь полей» | ||
4 неделя «Шахматная фигура Ферзь» | Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. | «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки». | «Ферзь» Представляю вам ферзя – Он помощник короля. У него своя игра: Под контролем вся доска. Но вступать в бой не спешит- За позицией следит. После конницы, слонов Он начать войну готов. | |
Январь | 2 неделя «Шахматная фигура Ферзь» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. | «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления». | |
3 неделя «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика) | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. | «Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок». | ||
4 неделя «Шахматная фигура Конь» | Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. | «Конь» | ||
Февраль | 1 неделя «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы) | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. | ||
2 неделя «Шахматная фигура Конь» (игровая практика) | Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. | |||
3 неделя «Пешка» | Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. | «Чемпион», «Кто первый?» | «Пешка» А пехота, как всегда, Впереди идёт она! Пешка с пешкою плечом Движутся всегда ладком. Все мечтают, как одна, Дослужиться до ферзя! Одному лишь я не рад – Ей нельзя ходить назад. Ходит прямо, рубит в бок, Не бывает ход широк. Лишь однажды, первым ходом, Через клетку переходит. На проходе может сбить. Будут знать куда ходить! | |
4 неделя «Шахматная фигура Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. | «На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд». | ||
Март | 1 неделя «Шахматная фигура Король» | Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. | «Поворот», «Задача направления». | «Король» Вот король – он войском правит, Соблюдает много правил: Он не ходит далеко Шаг лишь делает всего. Встаёт рядом он на клетку, Отдаёт приказы метко. Лишь дебют закончит ловко Может сделать рокировку. А без войска остаётся, То врагам он не сдаётся. В рукопашную идёт, Лично всем отпор даёт. |
2 неделя «Шахматная фигура Король» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | «Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок». Разыгрывание положения 1 – 21. | ||
3 неделя «Шах» | Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать. | «Шах и мат» Шах и мат не путай брат. Знает каждый – стар и млад: Если спасся падишах- Это будет только шах. Если ж королю не скрыться, Перекрыты все границы, Значит это точно мат. А противник будет рад! | ||
4 неделя «Шах и мат» | Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать. | |||
Апрель | 1 неделя «Ничья и пат» | Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать. | ||
2 неделя «Рокировка» | Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. | «Рокировка» Рокировку делай смело: Шаг, ещё один шажок Короля уводим в бок. А теперь ладьёй шагаем, Короля так прикрываем, Чтобы он спокоен был – Домик штабом послужил. | ||
3 неделя «Шахматная партия» | Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры. | За шахматной доскою Я целый час сижу. Игра ведь не простая, Но я её люблю! | ||
4 неделя «Шахматная партия» | Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий | |||
Май | 1 неделя «Шахматная партия» | Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат». | ||
2 неделя «Шахматные часы» | Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени». | «Шахматные часы» А еще нужны часы нам, Чтобы время узнавать, Не успеешь мат поставить, Значит можешь проиграть! | ||
3 неделя Шахматный досуг | Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. | |||
4 неделя Шахматный карнавал | Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру. |
Список литературы:
- И.Г.Сухин «Шахматы для самых маленьких»
- Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»
- Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа
Интернет-ресурсы:
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Черно-белое королевство"
Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки...
паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...
Проект "Космос. Солнышкино королевство"
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...
Презентация проекта " В шахматном королевстве"
Презентация...
Проект "Тайны шахматного королевства"
laquo;Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жиз...
Инновационный психолого-педагогический проект "Ключи от Королевства Общения" для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемый проект ориентирован на комплексный подход к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в условиях игры, когда общий результат включает в себя не только количественные, ...