План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"
календарно-тематическое планирование на тему
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребёнка. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.
Мышление – главное условие дальнейшего сенсорного развития ребёнка. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема:
«Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания »
На 2016-2017 учебный год.
Воспитатель: Евко Н. И.
Воронеж 2016 – 2017 гг.
Актуальность:
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.
Мышление - это форма познания, которая строится на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе.
Мышление – главное условие дальнейшего сенсорного развития ребёнка. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Дидактические игры, включающие в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Дидактические игры способствуют формированию подвижности и гибкости ума.
Исходя из выше изложенного, мною было составлено перспективное
планирование работы с детьми по данной теме. Мое планирование является тематическим и содержит дидактические игры и игровые упражнения,
направленные на развитие умения созерцать предметы и явления, в процессе
восприятия, уметь выделять несколько качеств предметов, умение сравнивать предметы по разным качествам, выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, развитие умения классифицировать предметы по общим качествам и по характерным деталям, обогащение
представлений о цветах и их оттенках, умение называть цвета по предметному признаку, закрепление знаний эталонов. Также я
Предусмотрела сопутствующие формы работы, которые тесно взаимосвязаны с различными видами деятельности ребёнка. Для успешной реализации планирования, мною был разработан методический комплект, который включает: конспекты занятий, дидактические упражнения, логические игры, кроссворды, головоломки.
Цель:
Обучение детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, посредством дидактических игр.
Задачи:
- Приучать детей объединять свойства предметов в целостный образ предмета.
- Ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные действия.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.
- Расширять кругозор детей.
- Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
- Формировать познавательную активность, любознательность.
Месяц | Информационно-педагогический блок | Форма работы | Практический выход |
Сентябрь | Изучить книгу Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» | 1. Индивидуальная работа с родителями вновь поступивших детей по адаптации ребенка в детском саду. 2. Диагностика сенсорного развития детей. 3. Подбор материалов и игр по сенсорному развитию. 4. Проведение игр: Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек» «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку). | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
Октябрь |
| 1. Использование сенсорных игр на занятиях и в игровой деятельности. 2. Подготовка занятия-развлечения «Платье для Осени». 3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала), «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру). 4. Подготовка к конкурсу «Воспитатель года в ДОУ» | 1. Индивидуальная работа по подготовки к празднику «Осени». 2. Проведение занятия с родителями на тему: «Платье для Осени». |
Ноябрь | 1. Пять сенсорных систем. 2. Совершенствование деятельности органов чувств. 3. Накопления представлений об окружающем мире. 4. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические игры) | 1.Участие в конкурсе «Воспитатель года». 2. Подготовка к Дню Матери (слова, инсценировка). 3. Участие в благотворительной акции: «Покормите птиц зимой». Кормушки своими руками. | |
Декабрь | Изучить книгу Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» | 1. Осязание. Развитие тактильных ощущений. 2. Сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию. 3. Игры: «Что внутри», «Золушка», «Найди пару» (на ощупь найти пары одинаковых предметов). 4. Долгосрочный проект: «Здоровье каждый день». 4. Выставка работ: «Елка – барахолка» | 1. Развитие мелкой моторики, через нетрадиционную технику рисования. 2. Подготовка к Новогоднему утреннику, разучивание стихотворений, песен. 3. Беседы на тему: «Здоровый образ жизни», «Витамины», «Личная гигиена». |
Январь | 1. Слух. Научить ребенка распознавать звуки. 2. Помочь детям правильно ориентироваться в пространстве. 3. Игры: «Музыкальная бутылочка», «Волшебное яйцо», «Подбери предмет", «Где звенит». 4. Пополнение картотеки дидактических игр по сенсорному развитию. | 1. Формирование и развитие речи детей, устойчивые, закрепленные в речи представления о геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. 2. Проведение открытого занятия с детьми и родителями на тему: «Здоровье каждый день». | |
Февраль | 1. Зрение. 2. Игры: «Найти предмет указанной формы», Волшебное яйцо», «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их), «Подбери предмет», «Где звенит?». «Какого цвета не стало?». 3. Проведение бесед на тему: «Наша дружная семья» | 1. Формирование у ребенка зрительного контраста, между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве. 2. Проведение конкурса к 23 февраля: «Военная техника». | |
Март | Чтение книги Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008 | 1. Обоняние. 2. Игра с вязанными куклами «Что нам подскажет запах?», «Чем пахнет?», «Фрукт или овощ?», «Территория запахов». 3. Подарки сделанные своими руками к 8 марта. 4. Экологический проект: «Секреты воды» - экспериментирования с водой. 5. Папка-передвижка – «Вода» 6. Индивидуальная работа с детьми и родителями. 7. Привлечение родителей и детей к участию в конкурсах. | 1. Возможность услышать разные запахи, помогает обогатить и оживить нашу жизнь. 2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями: «Развития творческого воображения детей». 3. Участие родителей и детей в городских конкурсах: «Я шагаю по улице», «Моя сказка». 4. Участие в конкурсе ДОУ «Экологическая книга». |
Апрель | 1. Вкус. 2. Развивающие упражнения на развитие вкусо различение Упражнения с развивающим оборудованием «Настольное панно», «Тактильная папка» Развивающие упражнения с использованием дидактического оборудования «Звукарик – шумовик» 3. Индивидуальная работа с детьми. 4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. | 1. Формирование воображения и мышления. 2. Выставка «Дидактические игры нашей группы». 3. Привлечение родителей к организации развивающей среды на участке. | |
Май | 1. Повторная диагностика сенсорного развития детей. 2. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях» | 1. Познакомить родителей с достижениями детей. 2. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-134826-1352630872.jpg)
Проект «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания»
Данный проект состоит из трёх направлений: дети, педагоги, родители. Первый этап проекта разрабатывался на базе подготовительной группы. Второй этап проекта разраба...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-225205-1443974088.jpg)
Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания
Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959370-1508079598.jpg)
План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-611735-1510121916.jpg)
План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-1286129-1604528843.jpg)
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/27/picture-1337492-1632728402.jpg)
Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"
Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....
План по самообразованию по теме: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....