Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания
материал (старшая группа) на тему

Даутова Екатерина Александровна

Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания

                                          Пояснительная записка.

     Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Прежде ребёнка нужно учить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Мышление - это форма познания, которая строится на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Логическое мышление перестраивает чувственное познание.                                      

    Таким образом, мышление становится условием дальнейшего сенсорного развития ребёнка. Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:                      является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает  хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-готовит к реальной жизни;

-позитивно влияет на эстетическое        чувство;

-является основой  для развития воображения;

-развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;   
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет          на          расширение          словарного          запаса        ребенка;

-        влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

    Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.                                                  Значение сенсорного развития в  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем нас мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи (Е. И.Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения и для многих видов труда. Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного возраста. Усвоить сенсорный эталон – это не значит научиться   правильно  называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.   Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Познавая окружающую действительность, ребёнок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходство и различия, путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает признаки.   В результате этих операций у ребёнка формируются понятия о предметах окружающей действительности. Таким образом, основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, конкретизация. Значение сенсорного развития и развития логического мышления ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед нами задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.  

             Проанализировав содержание и требование программы,  результаты диагностических обследований, учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, нами была поставлена цель данного проекта:                                                                                                                         Обучение детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

                                                    Задачи :

- Учить детей объединять свойства предметов в целостный

образ предмета.

-Учить узнавать знакомые предметы, замечая их отличие и

сходства.

-Ознакомление с новыми незнакомыми предметами и
явлениями, применяя на практике перцептивные
(обследовательские) действия.

-Развитие восприятия формы, цвета, величины, пространства.

- Развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

-Расширять кругозор детей.

-Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.

- Формировать познавательную активность, любознательность.

     В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорных эталонов. В развитии детей 6-7 лет сенсорное воспитание рассматривается нами как предпосылка к развитию логического мышления. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения ребёнком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов. В связи с этим  содержание проекта даётся в форме непринуждённой совместной деятельности взрослого с детьми – дидактическая игра и игровые упражнения. Игра - основной вид деятельности ребёнка, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, интеллекта, личностных черт. Касаясь вопроса о влиянии игры на развитие мышления у ребёнка, Д.БЭльконин отмечал: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование логического мышления ребёнка». Включение в процесс обучения игр и игровых упражнений делает процесс обучения более лёгким, интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры и игровые упражнения  позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». Дидактические игры, включающие в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Дидактические игры способствуют формированию подвижности и гибкости ума.

   Исходя из вышеизложенного, нами было составлено перспективное
планирование работы с детьми по данной теме. При составлении
планирования мы руководствовались « Программой воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наше планирование является
тематическим и содержит дидактические игры и игровые упражнения,
направленные на развитие умения созерцать предметы и явления, в процессе
восприятия уметь выделять несколько качеств предметов, умение сравнивать
предметы по разным качествам, выделять характерные детали, красивые
сочетания цветов и оттенков, развитие умения классифицировать предметы
по общим качествам и по характерным деталям, закрепление знаний детей о
хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, обогащение
представлений о цветах и их оттенках, умение называть цвета по
предметному   признаку,   закрепление   знаний   эталонов.  Также   мы предусмотрели сопутствующие формы работы, которые тесно взаимосвязаны с различными видами деятельности ребёнка.   Для успешной реализации планирования, нами разработан методический комплект, который включает: конспекты занятий,  дидактические упражнения, логические игры, кроссворды, головоломки. Для осуществления планирования и организации работы над развитием логического мышления посредством сенсорного воспитания, нами была проведена первичная диагностика, которая дала возможность выявить уровень знаний, умений и навыков детей по данной теме. Исследования проводились в начале учебного года. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы в количестве 24 детей. Для определения уровня сформированности знаний, умений и навыков использовали диагностическую методику М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной, тесты, разработанные кандидатом педагогических наук О.Н.Земцовой. Критерии и уровни разработаны основываясь на умения, знания и навыки детей, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.                                                

                                                           Критерии:

1.Обследует    предмет    с    помощью    системы    сенсорных    эталонов    и перцептивных действий.

2.Знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. 3.Устанавливает  связи  между  свойствами  и  признаками  разнообразных материалов и их использованием.

4.Выбирает   и   группирует   предметы   в   соответствии   с   познавательной задачей.

5.Определяет материал, из которого сделан предмет.

6.Сравнивает предметы по разным качествам и находит сходство и различие между ними.

       Перспективное планирование по работе с детьми по теме «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания» в старшей группе.

        

Дата проведения

Мероприятие

Цели и задачи

Сопутствующие формы работы

 

Сентябрь

Д/и Подбери себе соседа.

 

 

Д/и  Пирамидка.

 

 

 

Аппликация «Праздничный салют».

 

Занятие «Волшебные краски».

Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.

Закреплять представление детей о светлотном ряде.

 

Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.

Рисование «Вкусные дары щедрой осени».

 

 

Лепка «Что мы умеем и любим лепить».

 

Целевая прогулка по праздничной улице.

 

 

Рассматривание иллюстраций из серии «Волшебный мир красок».

 

Октябрь

Занятие «Разноцветная вода».

 

Аппликация «Чайный сервиз»

 

Д /и  Подбери предметы похожего цвета.

 

Д/и Какого цвета предметы в нашей группе?

Закрепить представление детей об оттенках по цветовому тону.

Познакомить детей с делением цветов на тёплые и холодные.   Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Учить детей называть цветовой тон с указанием  его признака.

 Свойства воды.Опыты.

 

 

Рисование «Лес в осеннем убранстве»

 

Экологическая игра «Чем похожи?  Чем отличаются?»

 

Беседа «О чём рассказывает мебель»

 

Ноябрь

Занятие «В гостях у Солнышка и Снежной королевы»

 

 

 

Д/и Живые лепестки.

 

 

 

 

 

Д/и Найди по описанию.

 

 

 

 

 

 

Д/и Кто больше увидит.

 

 

Закреплять представления о группировке цветов спектра на тёплые и холодные.

 

Закреплять представления о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре.

 

Учить детей последовательно обследовать расчленённую орнаментальную форму, описывать её словесно и узнавать по описанию.

Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов.

Аппликация «Узор в круге» ( из листьев)

 

 

 

 

Ручной труд «Цветы в вазе»

 

 

 

 

 

Игры со строительным материалом.

 

 

 

 

 

Игровое упражнение «Назови правильно»

 

Декабрь

Игровое упражнение. Незаконченные картинки.

 

 

 

 

 

Д/и Найди на ощупь.

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение. Фигурки из цветной мозаики.

 

 

 

 

 

 

Д/и Сложи рисунок.

Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы с разным соотношением осей). Развивать глазомер.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

 

Формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.

 

Учить создавать изображения предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов.

Описание предметных картинок.

 

 

 

 

 

 

Игра « Чудесный мешочек»

 

 

 

 

 

 

Игровое задание «Найди и обведи»

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригами «Ёлочка»

 

Январь

Игровое упражнение. Палочки в ряд.

 

 

 

Игровое упражнение. Три подружки.

 

 

 

 

 

 

 

Д/и Сложи дощечки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и Сестрички идут по грибы.

Учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины.

 

Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

 

Закрепить умение строить последовательный ряд по величине (ширине), упорядочивать ряд в двух направлениях: по возрастанию и убыванию ширины.

 

Закреплять умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие двух рядов, находить пропущенный элемент ряда.

Рисование «Ежиха с ежатами»

 

 

 

 

Конструирование «Домик для куклы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа «Как делают мебель»

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение «Всё на своих местах»

 

Февраль

Игровое упражнение Сломанная лестница.

 

 

 

 

 

Д/и Купим куклам школьную форму.

 

 

 

 

Игровое упражнение «Цветочный магазин»

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация «Калейдоскоп»

Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания ( или убывания) величины, включать недостающие элементы в ряд.

Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.    

Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону.

Закреплять умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков одновременно, воспроизводить их положение в пространстве.

Изготовление игрушек из бросового материала.

 

 

 

 

Игровое упражнение «Одень куклу»

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

 

 

 

 

 

 

 

Игры с калейдоскопом.

 

        Март

Лото. Форма и цвет.

 

 

 

 

 

Игровое упражнение. Каждую фигуру на своё место.

 

Д/и Лестница с одинаковыми ступеньками.

 

 

 

Игровое упражнение. Расставь по порядку.

Закреплять умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.

Дать представление об изменении геометрических фигур.

 

Учить детей располагать в ряд элементы разной высоты, соблюдая постепенность изменений.

Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений.

Домино «Мир вокруг нас»

 

 

 

 

 Игра-головоломка «Вьетнамская игра»

 

 

 

Шахматное плетение «Коврик»

 

 

 

 

Беседа на тему «Фантастическая игрушка»

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Игровое упражнение. Большая башня.

 

 

 

 

 

 

Д/и Мы составили Петрушку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и Мастер с молотком.

 

 

 

 

 

 

 

Д/и Быстрое выкладывание форм.

 

 

 

Игровое упражнение. Выложи фигуру.

 

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение. Что лишнее?

 

 

 

 

Игровое упражнение «Заполни пустые клеточки»

 

 

 

 

Учить детей последовательному расположению элементов разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой».

 

Формировать у детей умение расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие нескольким геометрическим образцам.

 

Формировать умение выбрать из предложенных образцов одно изображение и выложить его из геометрических фигур.                              

                                 Отработка умения зрительно расчленять сложную форму.

 

Учить детей осуществлять практическое образование и преобразование геометрических фигур, видоизменять их.

 

Учить определять лишний предмет по несущественному признаку.

 

 

 

 

Закрепить умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игры со строительным материалом.

 

 

 

 

 

 

Игровое упражнение «Составь сказку по частям»

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры с мозаикой.

 

 

 

 

 

 

 

Лото «Разноцветные фигуры»

 

 

 

Игры с цветными палочками и лентами.

 

 

 

 

 

 

 

 Беседа «Кто где живёт»

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Торопись, да не ошибись»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания»

Данный проект состоит из трёх направлений: дети, педагоги, родители.   Первый этап проекта разрабатывался на базе  подготовительной группы.  Второй этап проекта разраба...

Развитие логического мышления посредством «веселой математики».

Рашринение знания об элементарных матемитических объектах (числа и действия с ними, множества, фигуры, преобразование и т.д.), развитие общих умственных и математических способностей, заинтересованнос...

Развитие логического мышления посредством игры. Программа для детей 5 - 7 лет

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ      Разработала: Слюняева Татьяна Михайловна,воспитатель МБДОУ «Детский садкомбинир...

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываютс...

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...