Технология "Фоторепортаж дня" как способ стимулирования инициативности дошкольников в двигательной деятельности
методическая разработка на тему

Фоторепортаж дня - интересная и современная форма работы, направленная на эмоциональное стимулирование активности, инициативности двигательной деятельности дошкольников. Разработанную форму работы можно назвать технологией. Практика нашей работы показала, что выполнение проектируемых действий и приемов приводит к прогнозируемым результатам, а форма и последовательность работы, основная идея легко отрываются от физкультурно-оздоравительного содержания и переносятся на любую деятельность детей. Если работа с использованием данной технологии организована правильно, то дети в группе начинают действительно управлять своим инициативным поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология "Фоторепортаж дня" как способ стимулирования инициативности дошкольников  в двигательной деятельности

Автор: Скрябина Ирина Владимировна

ФГОС дошкольного образования многократно в качестве целевых ориентиров развития ребенка называет самостоятельность и инициативность в качестве ведущих значимых характеристик, постулирует необходимость создать «условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей».

 Исследования психологов доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.), что существенно расширяет возможности познания, общения, социализации ребенка, создает предпосылки для становления школьной готовности.

Физическое развитие детей – это одно из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы любого дошкольного образовательного учреждения, поэтому необходимо создавать условия для развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной сфере.

 Дошкольники  достаточно подвижны, перемещаются в пространстве и их сложно удержать на одном месте. Однако зачастую мы видим не полноценное и физиологически верное движение, а  бессмысленное перемещение в пространстве. Иногда, наоборот,  в группе наблюдается некоторый упадок двигательной активности, дети занимаются малоподвижными видами деятельности.  Возникает  проблема: дети получили необходимый двигательный опыт на занятиях по физической культуре, в группах оборудованы спортивные уголки, а инициативной двигательной активности (упражнений, игр, творчески обработанных общеразвивающих упражнений ) достаточно мало.

Для решения данной проблемы возможно использовать современную технологию "Фоторепортаж дня", направленную на развитие детской инициативности.

 Основная идея работы заключается в следующем. Утром педагог сообщает детям, что весь день он работает фоторепортером и будет фотографировать тех детей, которые занимаются со спортивными снарядами, играют в подвижные игры. Педагог вооружается фотоаппаратом и делает серии снимков. В конце дня снимки просматриваются вместе с детьми на ноутбуке или при помощи проектора на экране. Дети в большинстве своем любят фотографироваться, попадать в фокус внимания взрослых. Но еще большее удовольствие они получают от просмотра фотографий, узнавания себя и своей деятельности. Таким образом, мотив фотографирования является достаточно действенным для того, чтобы запустить двигательную активность детей. Для того, чтобы реализовать данную форму работы, педагогу необходимы доступное техническое оборудование (фотоаппарат, видеопроектор или ноутбук) и владение элементарными навыками фотографирования.

Работа осуществляется в ряд этапов. На первом этапе педагог вводит детей в ситуацию фотографирования. Он предлагает сделать фоторепортаж о том, как дети самостоятельно занимаются физкультурой и спортом. Фотографии они посмотрят вечером, а понравившиеся снимки заберут домой. Далее педагогу следует оговорить условия фотографирования, например:

- фотографирую тех, кто занимается с удовольствием, в полную силу выполняя движения;

- фотографирую ребенка неограниченное количество раз: если хочешь часто попадать в кадр, нужно заниматься с разными снарядами и достаточно часто (много);

- фотографирую разные способы использования спортивного оборудования: если хочешь получить интересные фотографии, придумывай новые способы движения со спортивными снарядами;

- фотографирую и тех, кто занимается один, и групповые занятия: если хочешь попасть в кадр - объединяйся;

- фотографирую тех, кто получает удовольствие от физических упражнений и игр, не забывает улыбаться, радуется работе с друзьями.

Весь день педагог фотографирует детей. Это внешняя сторона второго этапа. В действительности в группе идет активный процесс изобретения и выполнения физических упражнений со спортивными снарядами и другими предметами. Функция педагога - контролировать безопасное выполнение, напоминать условия фотографирования, поощрять инициативность, желание детей заниматься физкультурой и спортом . На этом этапе следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми малоподвижными, стеснительными. Роль фотокорреспондента дает педагогу игровое право попросить ребенка двигаться, придумывать "на фотоаппарат", а потом использовать эти снимки для поддержки ребенка, для  возвращения к опыту успешной и эмоционально окрашенной двигательной активности.

Третий этап очень важен с точки зрения повторного переживания успешного опыта, эмоционального закрепления результата, подтверждения желания в другие дни осуществлять двигательную деятельность. В конце дня воспитатель устраивает детей в "видеозале" и организует просмотр фотографий на большом экране.. Педагогу необходимо заранее просмотреть фотографии и, возможно, удалить те, которые могут расстроить ребенка. После совместного просмотра педагог беседует с детьми, задавая примерные  вопросы:

- интересно ли прошел день?

- что чувствовали дети, когда сами придумывали интересные спортивные упражнения, игры?

- какие упражнения дети хотели бы повторить или  предложить своим товарищам на следующий день?

- обрадуются ли родители этим фотографиям?

Фоторепортаж дня - интересная и современная форма работы, направленная на эмоциональное стимулирование активности, инициативности двигательной деятельности детей.  Разработанную  форму работы можно назвать технологией. Практика нашей работы показала, что выполнение проектируемых действий и приемов приводит к прогнозируемым результатам, а форма и последовательность работы, основная идея, легко отрываются от физкультурно-оздоровительного содержания и переносятся на любую деятельность детей. Причём достигается прогнозируемый результат: дети управляют собственным инициативным поведением. Если работа организована системно, то развернутые во внешнем пространстве и обсуждаемые действия детей «сворачиваются», усложняются , и дети начинают действительно управлять своей активностью в группе.  



Предварительный просмотр:

Технология "Фоторепортаж дня" как способ стимулирования инициативности дошкольников  в двигательной деятельности

Автор: Скрябина Ирина Владимировна

ФГОС дошкольного образования многократно в качестве целевых ориентиров развития ребенка называет самостоятельность и инициативность в качестве ведущих значимых характеристик, постулирует необходимость создать «условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей».

 Исследования психологов доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.), что существенно расширяет возможности познания, общения, социализации ребенка, создает предпосылки для становления школьной готовности.

Физическое развитие детей – это одно из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы любого дошкольного образовательного учреждения, поэтому необходимо создавать условия для развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной сфере.

 Дошкольники  достаточно подвижны, перемещаются в пространстве и их сложно удержать на одном месте. Однако зачастую мы видим не полноценное и физиологически верное движение, а  бессмысленное перемещение в пространстве. Иногда, наоборот,  в группе наблюдается некоторый упадок двигательной активности, дети занимаются малоподвижными видами деятельности.  Возникает  проблема: дети получили необходимый двигательный опыт на занятиях по физической культуре, в группах оборудованы спортивные уголки, а инициативной двигательной активности (упражнений, игр, творчески обработанных общеразвивающих упражнений ) достаточно мало.

Для решения данной проблемы возможно использовать современную технологию "Фоторепортаж дня", направленную на развитие детской инициативности.

 Основная идея работы заключается в следующем. Утром педагог сообщает детям, что весь день он работает фоторепортером и будет фотографировать тех детей, которые занимаются со спортивными снарядами, играют в подвижные игры. Педагог вооружается фотоаппаратом и делает серии снимков. В конце дня снимки просматриваются вместе с детьми на ноутбуке или при помощи проектора на экране. Дети в большинстве своем любят фотографироваться, попадать в фокус внимания взрослых. Но еще большее удовольствие они получают от просмотра фотографий, узнавания себя и своей деятельности. Таким образом, мотив фотографирования является достаточно действенным для того, чтобы запустить двигательную активность детей. Для того, чтобы реализовать данную форму работы, педагогу необходимы доступное техническое оборудование (фотоаппарат, видеопроектор или ноутбук) и владение элементарными навыками фотографирования.

Работа осуществляется в ряд этапов. На первом этапе педагог вводит детей в ситуацию фотографирования. Он предлагает сделать фоторепортаж о том, как дети самостоятельно занимаются физкультурой и спортом. Фотографии они посмотрят вечером, а понравившиеся снимки заберут домой. Далее педагогу следует оговорить условия фотографирования, например:

- фотографирую тех, кто занимается с удовольствием, в полную силу выполняя движения;

- фотографирую ребенка неограниченное количество раз: если хочешь часто попадать в кадр, нужно заниматься с разными снарядами и достаточно часто (много);

- фотографирую разные способы использования спортивного оборудования: если хочешь получить интересные фотографии, придумывай новые способы движения со спортивными снарядами;

- фотографирую и тех, кто занимается один, и групповые занятия: если хочешь попасть в кадр - объединяйся;

- фотографирую тех, кто получает удовольствие от физических упражнений и игр, не забывает улыбаться, радуется работе с друзьями.

Весь день педагог фотографирует детей. Это внешняя сторона второго этапа. В действительности в группе идет активный процесс изобретения и выполнения физических упражнений со спортивными снарядами и другими предметами. Функция педагога - контролировать безопасное выполнение, напоминать условия фотографирования, поощрять инициативность, желание детей заниматься физкультурой и спортом . На этом этапе следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми малоподвижными, стеснительными. Роль фотокорреспондента дает педагогу игровое право попросить ребенка двигаться, придумывать "на фотоаппарат", а потом использовать эти снимки для поддержки ребенка, для  возвращения к опыту успешной и эмоционально окрашенной двигательной активности.

Третий этап очень важен с точки зрения повторного переживания успешного опыта, эмоционального закрепления результата, подтверждения желания в другие дни осуществлять двигательную деятельность. В конце дня воспитатель устраивает детей в "видеозале" и организует просмотр фотографий на большом экране.. Педагогу необходимо заранее просмотреть фотографии и, возможно, удалить те, которые могут расстроить ребенка. После совместного просмотра педагог беседует с детьми, задавая примерные  вопросы:

- интересно ли прошел день?

- что чувствовали дети, когда сами придумывали интересные спортивные упражнения, игры?

- какие упражнения дети хотели бы повторить или  предложить своим товарищам на следующий день?

- обрадуются ли родители этим фотографиям?

Фоторепортаж дня - интересная и современная форма работы, направленная на эмоциональное стимулирование активности, инициативности двигательной деятельности детей.  Разработанную  форму работы можно назвать технологией. Практика нашей работы показала, что выполнение проектируемых действий и приемов приводит к прогнозируемым результатам, а форма и последовательность работы, основная идея, легко отрываются от физкультурно-оздоровительного содержания и переносятся на любую деятельность детей. Причём достигается прогнозируемый результат: дети управляют собственным инициативным поведением. Если работа организована системно, то развернутые во внешнем пространстве и обсуждаемые действия детей «сворачиваются», усложняются , и дети начинают действительно управлять своей активностью в группе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников"

Данный мастер - класс рекомендован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В мастер - классе использованы малые формы фольклора - потешки, пестушки, попевки, инсценировкка песни. К мастер - к...

Доклад "Нетрадиционные способы организации двигательной деятельности детей на прогулке"

В материале представлены нетрадиционные формы организации двигательной деядельности детей на прогулке....

Способы стимулирования самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.В научной педагогической литературе «самостоятельность» - это пос...

Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности.

Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности....

«Развитие самостоятельности и инициативности через двигательную активность»

laquo;Развитие самостоятельности и инициативности черездвигательную активность»  «Что такое инициатива?Это то, что человек делает так,как надо,  хотя его об этом не просят...