мастер - класс "Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников"
материал на тему
Данный мастер - класс рекомендован музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В мастер - классе использованы малые формы фольклора - потешки, пестушки, попевки, инсценировкка песни. К мастер - классу прилагается презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер - класс | 47 КБ |
презентация к мастер - классу | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
1 слайд
«Фольклор как один из способов стимулирования творческой деятельности дошкольников»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через знакомство с приемами стимулирования творческой деятельности дошкольников средствами фольклора.
1 часть - презентация педагогического опыта.
Цель: ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
2 слайд
«Едва ли можно найти материал более
близкий, затрагивающий интересы и
потребности детского возраста
чем тот, который связан с детским бытом,
с повседневной детской жизнью…
Это - детский фольклор».
Г.С. Виноградов
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Наблюдая за детьми во время театральных представлений, проведения фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговоре присутствуют слова уличного жаргона. Использование взрослыми в общении с детьми потешек, сказок, закличек, небылиц, поговорок, скороговорок, прибауток и песен не только открывает звуковые красоты родного слова, помогает координировать движение и речь, способствует развитию театрализованных навыков.
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы.
Разучивая образцы детского и музыкального фольклора, дети учатся разыгрывать как театральное представление, так и его элементы.
3 слайд.
В ходе данной работы у детей формируются основные навыки театрального мастерства:
- умение перевоплощаться;
- свободно и раскрепощенно общаться, держаться на сцене, находить пластику, соответствующую разным состояниям персонажа;
- разыгрывать спектакль по знакомому сюжету;
- передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой и голосом.
4 слайд
Существуют малые формы фольклора, которые мы используем в своей деятельности.
5 слайд
В режимных моментах мы используем следующие формы фольклора (при умывании)
6 слайд
При одевании детей, когда дети просыпаются
7 слайд
Когда дети кушают
8 слайд
В качестве физминуток
9, 10, 11 слайд
При организации праздников и развлечений (заклички, колядки, скороговорки, загадки).
12 сдайд
А теперь рассмотрим некоторые приемы, способствующие развитию театрального мастерства.
2 часть - имитационная игра
Цель: продемонстрировать наиболее эффективные способы обучения детей.
- Прием, развивающий умение выражать эмоции с помощью пиктограмм.
Педагог читает потешки, заклички, а участники мастер-класса выбирают пиктограммы эмоций в зависимости от настроения героя в произведении и изображают их мимикой и пытаются обыграть..
Примеры:
а) «Котя-коточек»
(русская народная потешка).
Котя-коточек,
Беленький носочек,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
б) «Мышка»
(русская народная шутка)
- Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломою шуршишь? (удивление, руки в стороны)
- Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится! (испуг, дрожит, сжался).
Комментарии: данный прием помогает снижать мышечное и эмоциональное напряжение, сделать мимику детей более выразительной и пластичной. Распознавать эмоциональные состояния героев разных произведений и передавать их в театральных постановках.
13 слайд
- Приём, развивающий творческое воображение «Карнавал сказочных героев».
А сейчас я хочу пригласить вас на «Карнавал сказочных героев». Мне нужно 5 помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Назовите сказочных героев (Михайло Потапыч (медведь), зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, баба Яга, кот Баюн) и расскажите про них.
14 слайд
Слушатели обсуждают характер сказочного героя, его повадки.
Далее педагог предлагает по характеру музыкального фрагмента узнать сказочного героя и изобразить его.
Комментарии: данный прием помогает развитию воображения, памяти, повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах и накапливает большой опыт практических действий. Поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, мимику, жест.
15 слайд
- Приём, обучающий основам актёрского мастерства, с помощью этюдов-тренажёров.
Этюд на выразительность жеста.
«Как петух в печи пироги печет»
(Русская народная шутка)
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.
Комментарии: такие этюды способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Выражению различных эмоций, настроений, снимают мышечное напряжение
3 часть
16 слайд
Инсценировка песни «Где был Иванушка?»
Вызываются 8 участников, которые по желанию выбирают себе роль (курочка, уточка, барашек, коровка, Иванушка). Остальные берут ложки. Участникам дается задание: придумать движения, соответствующие выбранной роли. При проигрывании песни «Где был Иванушка?» участники внимательно слушают текст и выполняют движения. В проигрыш подключаются участники с ложками.
17 слайд
Результативность
Используя данные приемы, мы добиваемся следующих результатов:
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- развитие способности самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа; использовать движения, позу, мимику, жесты;
- передавать эмоциональное состояние героев разных произведений;
- развитие воображения, памяти, уверенности в своих силах.
Рефлексия
А сейчас, с помощью активных участников мастер – класса и желающих мы выясним, какие приёмы наиболее востребованы у педагогов – дошкольников.
Участникам раздаются смайлики, которые они приклеивают на понравившийся прием, который они будут использовать в своей деятельности.
Но нельзя упускать ни один приём, так как они являются одной цепочкой стимулирования творческой деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью… Это - детский фольклор.” Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора
Цель : Развитие творческих способностей дошкольников через использование малых фольклорных форм Задачи: Развивать творческую индивидуальность, коммуникабельность Развивать музыкальные способности Способствовать формированию выразительной, грамотной речи . Воспитывать эстетические чувства Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения) . Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру) . Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях .
Малые фольклорные формы Колыбельные песни Считалки, скороговорки, частушки Инсценировки, игры – драматизации, сказки Пестушки , потешки , заклички , небылицы Прибаутки, шутки, перевёртыши Загадки, пословицы, поговорки, приговорки
Использование потешек в режимных моментах
Физминутки
Народные праздники и развлечения
Карнавал сказочных героев
Результативность развитие воображения, памяти, уверенности в своих силах; развитие способности самостоятельно искать выразительные средства для создания образа ; использовать движения, позу, мимику, жесты; передавать эмоциональное состояние героев разных произведений; снятие мышечного и эмоционального напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Значение танцевальной деятельности в эстетическом развитии ребйнка...
Мастер-класс "Проектная деятельность, как один из способов развития исследовательской деятельности и детского моделирования"
Мастер-класс...
Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника.
Интегрированный подход в НОД - способ стимулирования познавательной активности дошкольника....
Мастер-класс "Способ развития творческих способностей дошкольников средствами продуктивной деятельности"
Двнный материал предназначен для педагогов и родителей воспитанников. В нем пошагово продемонстрировано изготовление цветов из цветных лент....
Танцевально – ритмическая деятельность, как один из способов развития творческих способностей у дошкольников.
РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ОКТЯБРЬ 2020 год...
Способы стимулирования самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.В научной педагогической литературе «самостоятельность» - это пос...
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»
Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...