Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности.
методическая разработка по физкультуре

 Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего сообщения:

 Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности.

 Как часто дошкольник и даже младший школьник ходит дома за родителями и спрашивает, чем ему заняться. «Мам, что мне делать?» - слышим мы. Почему же ребенок не может сам занять себя, начать какую-либо деятельность?  Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема инициативности.

Детская инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление ребёнком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

Способы поддержки детской инициативы в двигательной активности:

1. Создание условий.

2. Позиция педагога.

3. Формы организации деятельности.

Я построила свою работу на том, чтобы такими напоминающими моментами для детей стали картинки -условные обозначения. А напоминать и регулировать деятельность они станут потому, что ребенок самостоятельно научится планировать собственную активность.

В данном сообщении я представляю опыт работы по технологии формирования условий для проявления инициативности. Я «осмелились» назвать ее технологией потому, что форма и последовательность работы, основная идея, легко отрываются от физкультурно- оздоровительного содержания и переносятся на любую деятельность детей. Причём достигается прогнозируемый результат: дети управляют собственным инициативным поведением. Если работа организована системно, то развернутые во внешнем пространстве и обсуждаемые действия детей «сворачиваются», усложняются – и дети начинают действительно управлять своей активностью в группе.

 Технология «Мешочек заданий» — это увлекательный путь в страну самостоятельности и инициативности в развитии двигательной деятельности дошкольников.

        Я начали работать по этой технологии в области физического развития.

 Чтобы эта технология работала, необходимо, чтобы дети имели опыт самостоятельной двигательной деятельности. А для этого необходимо создать условия:

  1. Выделение для этого специального времени в режиме дня:
  • Утренний приём
  • До и между образовательной деятельностью
  • После сна в вечернее время
  1. Двигательная среда должна быть насыщенной различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движении детей.
  2. Педагог и родители должны поддерживать и сопровождать эту инициативность и самостоятельность детей – принимать на первых порах участие, интересоваться, оценивать

Специфика данной технологии «Мешочек заданий» заключается в следующем: ребёнок берёт самостоятельно предметную картинку (с изображением спортивного инвентаря) и перед ним встаёт два выбора деятельности:

  • что он будет делать с выбранным предметом.
  • когда он будет действовать с этим предметом.

Причём картинка эта – предметная: ребенок сам придумает, что конкретно он будет делать с мячом или обручем, и один ли он будет работать.

Эту технологию я начала использовать с детьми средней группы. По возрасту она им доступна. На то, чтобы понять, принять технологию, сделать её ежедневной, у нас ушло всего 3 недели. Далее дети сами стали выполнять её этапы.

Работа по технологии «Мешочек заданий» проходит в несколько этапов.

I этап – подготовительный.

На этом этапе происходит знакомство  с  самой технологией.

 -   изготовление «Мешочка заданий» -добавили спортивный инвентарь для того, чтобы было понятно всем для чего нужен этот мешочек

  • Подбор и рассматривание  предметных картинок
  • Изготовление кармашков для размещения картинок. (кармашки мы разместили на шкафчиках в раздевалке, там же в доступном для детей месте висит наш «Мешочек заданий»)
  • Беседа чем  и когда можно заниматься со спортивным инвентарём.
  • Разбор ситуаций (Что ты будешь делать, если тебе попалась не та картинка, которую бы ты хотел)
  • На этом же этапе мы с детьми обговорили: если дети самостоятельно пользуются «Мешочком заданий» - отбирают картинки, действуют с ними, проявляя инициативу, то они получают золотые звёзды, если же есть напоминания со стороны взрослых или сверстников – то звёзды будут серебряные.

II этап  – основной.

На втором этапе вначале, под мягким руководством воспитателя происходит запуск определённой двигательной деятельности, воспитатель даёт подсказку сделать первый шаг к этой деятельности, а затем дети самостоятельно осуществляют:

  • Выбор картинок (утром, придя в группу, достают из мешочка картинку, вставляют картинку в кармашек, расположенный на своём шкафчике)
  • Планирование двигательной деятельности (когда и как можно использовать спортивный инвентарь и оборудование: до образовательной деятельности или после, или вечером.)
  • Непосредственное использование спортивного инвентаря и оборудования в самостоятельной двигательной деятельности. Помимо того, что дети самостоятельно используют спортивный инвентарь, они ещё и проявляют инициативу, например, та же скакалка может быть предметом для прыжков через неё, а может быть озером или ручейком, через который ребёнок может перепрыгивать. Мешочки для метания в горизонтальную цель, могут превратиться в корону для феи, и она будет ходить с красивой ровной спиной (упражнение на равновесие) и таких примеров можно привести множество. Детская фантазия неисчерпаема. Так же ребёнок может использовать выбранный им спортивный предмет не один, а привлечь других детей. Например, кому-то попалась дуга, а у кого-то мяч – они могут вдвоём и не только, прокатывать этот мя под дугой, пролезать с ним под ней, перекидывать мяч через дугу и т.д. И в дальнейшем возможна самоорганизация подвижных игр.

III этап – заключительный.

На третьем этапе дети ежедневно самостоятельно используют технологию «Мешочек задний». На этом этапе дети сами учатся себя организовывать в двигательной деятельности.

Роль воспитателя на этом этапе – наблюдатель, соучастник (событийность в жизни ребенка), ценитель.

Проигрывание с педагогами

Просмотр фрагмента с детьми

Таким образом, работа по технологии «Мешочек заданий» помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в проявлении инициативности и   самостоятельной в двигательной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...

Презентация "Развитие детской инициативности и самостоятельности в творческих играх и заданиях".

Презентация - опыт на примере нашей подготовительной группы, как развивать детскую инициативность, вовлекая ребят в творчество....

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инс...

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников

Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.Пробле...