«Развитие самостоятельности и инициативности через двигательную активность»
материал
«Развитие самостоятельности и инициативности через
двигательную активность»
«Что такое инициатива?
Это то, что человек делает так,
как надо, хотя его об этом не просят»
Элберт Грин Хаббард
Нужно ли развивать инициативу у ребенка?
Действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка - это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности.
Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру - со взрослым или другими детьми.
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
1. совокупность средств, знаний и умений;
2. побуждение к действию.
Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.
Забота о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии - это первостепенная задача дошкольного образовательного учреждения. Педагоги должны создавать такую среду, которая обеспечивала бы безопасность ребёнка, его физическое развитие, укрепление здоровья, способствовала бы двигательной активности детей.
Одним направлением работы с детьми является развитие самостоятельности в двигательной деятельности. В.С. Мухина определяет «самостоятельность» как способность поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями.
На физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие самостоятельности и инициативности через
двигательную активность»
«Что такое инициатива?
Это то, что человек делает так,
как надо, хотя его об этом не просят»
Элберт Грин Хаббард
Нужно ли развивать инициативу у ребенка?
Действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка - это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности.
Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру - со взрослым или другими детьми.
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
1. совокупность средств, знаний и умений;
2. побуждение к действию.
Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.
Забота о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии - это первостепенная задача дошкольного образовательного учреждения. Педагоги должны создавать такую среду, которая обеспечивала бы безопасность ребёнка, его физическое развитие, укрепление здоровья, способствовала бы двигательной активности детей.
Одним направлением работы с детьми является развитие самостоятельности в двигательной деятельности. В.С. Мухина определяет «самостоятельность» как способность поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями.
На физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.
Например, можно дать такие задания:
- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- вы - грациозные кошки, лакающие из миски молоко;
- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Развитие детской самостоятельности осуществляется через:
Поручения детям-дежурным.
В младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования.
Старшие дошкольники расставляют инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти.
В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование.
Во время общеразвивающих упражнений можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить. Еще ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой, находчивостью. Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно, при этом выделяя, похваливая тех детей, у которых получается лучше. Стараться никого вниманием не обойти.
Основные движения: прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии – стержень любого типового физкультурного занятия. Осваивать их нужно не только посредством прямого обучения (используя показ и объяснение), но и через игровые задания. Можно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Работа с карточками-схемами позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Для второй младшей и средней групп можно использовать следующий способ: разметить беговую дорожку в зале; разделить её на несколько этапов. На каждом отрезке дорожки поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения. Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки – заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять.
Для старших групп можно использовать карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки.
Ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба по лавочке; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.
На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.
Темп указывается цветом: красный – быстро, синий – в среднем темпе, зелёный – медленно. Инструктор или воспитатель находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.
Например, изображены: лягушка – прыжки в приседе; колобок – перекатывание, мышка – ходьба на носках по гимнастической скамейке. Дети в конце занятия получают карточку и по команде инструктора или воспитателя идут выполнять задание.
При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки- схемы можно использовать и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.
Вот примеры некоторых задач:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.
Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Игра, особенно подвижная, является для ребят радостью.
Например:
- для малышей предложить найти заранее спрятанную маску-шапочку и когда дети находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбрать игру;
- рассказать короткий стишок про козленка, который потерялся. Ребята находят игрушку и козленок их догоняет;
- старшим детям предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи;
- спросить, какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;
- напомнить, что нужно совершенствовать прыжки в длину, и дети сами называют игры, где используется это движение.
Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.
Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в двигательной деятельности.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.
Литература.
1.Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – М.-1999.
2.Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
3.Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. //Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер. - М., 1980, с.31-32.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.
Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...
Развитие самостоятельности и инициативности через продуктивную деятельность детей младшей группы.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами обеспечи...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».
В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...
Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"
Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...
Развитие самостоятельности и инициативности через педагогическую технологию социализации дошкольника «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всей территории детского сада, соблюдая определённые правила, и по...
Развитие самостоятельности и творчества у детей через двигательную активность
Сюжетное физкультурное занятие для детей средней группы по мотивам сказки В. Сутеева "Кто сказал мяу?" ...