Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2018 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Познавательное развитие»
для средней группы
(разделы: окружающий мир, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование)
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
воспитатели:
Желоватых О.Н.
Шевцова О.В.
Надым
2018
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» для средней группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
1.1. Формирование целостной картины мира (Окружающий мир)
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю всего 37 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программой предусмотрены различные формы организации нод, в зависимости от обучающих задач: типовая, сюжетно-игровая, диагностическая – в соответствии с календарем праздников.
Программные задачи:
- Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений детей об окружающем мире.
• Знакомить с временами года и их последовательностью, закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения.
• Формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» и «домом» животных и растений); о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи – на лугу).
• Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения; птицы улетают на юг, потому что исчезает корм; для того чтобы сохранить животных, растения, нужно беречь их «дома» – местообитания); между состоянием объектов природы и окружающей среды (растениям нужна вода, свет, почва и т.п., животным – вода, пища, при этом пища бывает разной, а вода нужна всем).
• Обогащать представления детей о предметах посуды, мебели, одежды и др. Расширять представления о ближайшем окружении ребенка (детский сад, улица, парк, поликлиника и т.п.), о разных видах транспорта (на чем люди перемещаются по земле, воде, воздуху); знакомить с разнообразием зданий, особенностями жизни людей в городе и деревне, некоторыми достопримечательностями родного города или села.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «ФЦКМ» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Живая природа | 10 |
2 | Неживая природа | 10 |
3. | Времена года | 10 |
4. | Человек | 7 |
всего | 37 |
Требования к результатам освоения рабочей
программы по ФЦКМ
К концу обучения ребенок
- задает вопросы поискового характера
- проявляет интерес к книге
- отражает в играх сюжеты из разных областей действительности
- с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, предлагает свои варианты решения проблем
- может рассказать о себе и своих игрушках
- понимает смысл загадок, умеет их отгадывать
- знает свое имя, фамилию, пол, возраст
- осознает свои отдельные умения, может перечислить, что не умеет делать
- называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, об отдельных семейных праздниках
- имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других
- понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их
- имеет представление от разных видов транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; знает несколько праздников
- различает мир живой и неживой природы
- может назвать свою страну, улицу на которой живет, столицу России
- знает некоторые государственные праздники
Содержание рабочей программы по ФЦКМ
Педагог знакомит детей с наиболее интересными достопримечательностями и природой их малой родины. Дети узнают, чем славится их родной город или село, знакомятся с флагом России, учатся его находить и узнавать. Воспитатель знакомит детей с тем, что такое будни и праздники, какие праздники отмечаются в разное время года, как к ним нужно готовиться, что делают во время праздника. Педагог рассказывает о том, в какой природной зоне живут дети, какие здесь растут растения, какие обитают животные.
Воспитатель знакомит детей с помещениями и участком детского сада (где находится музыкальный и физкультурный зал, веранда, горка, экологическая тропинка и т.п.). Совместно с родителями организует знакомство детей с прилегающей к детскому саду территорией. Дети узнают, какие учреждения (школа, поликлиника, почта и др.), магазины (обувной, книжный, игрушек и пр.) находятся неподалеку, какой транспорт можно увидеть на улице, за какими животными можно наблюдать в парке, и т.п.
Педагог знакомит детей со спецификой зданий в городе и сельской местности (дома высокие, каменные, с балконами, лифтами, ванной; дома невысокие, как правило, деревянные, с печкой, садом, огородом, будкой для собаки и т.п.). Рассказывает детям о строительстве и устройстве разных жилищ (дома из дерева, глины, травы, камня, снега и т.п.), объясняет различие особенностей природы в городе и сельской местности.
Дети узнают о разнообразии игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, а также материалов, из которых они сделаны. Они учатся понимать, что сходные по назначению предметы могут быть немного разной формы и сделаны из разных материалов (например, можно копать землю, снег или песок деревянной, металлической или пластмассовой лопаткой или совком; кататься можно с горки на санках или на ледянке). Педагог знакомит детей с тем, как попадают в магазин те или иные продукты (например, мука, чай, бананы).
В процессе исследовательской деятельности (наблюдение, экспериментирование) воспитатель продолжает знакомить детей с объектами живой и неживой природы (вода, воздух, песок, глина, камни, земля (почва), растения, грибы, животные). По результатам исследований в процессе бесед формирует у них первые представления о взаимосвязях в природе на простейших примерах из ближайшего окружения (цветам на клумбе нужны вода, свет, тепло, плодородная земля, к ним прилетают разные насекомые, в почве живут дождевые черви, которые рыхлят землю; липу поливает дождик, ее листья едят гусеницы, к ее цветкам прилетают пчелы). В процессе бесед, игр, трудовой деятельности формирует представления о комнатных (декоративных) и дикорастущих растениях; о домашних и диких животных: домашние живут с человеком, который за ними ухаживает (кормит, поит); дикие животные живут не с человеком, а в природных условиях (волк, заяц, еж, лиса, медведь – в лесу; бобры, дикие утки – в озере и т.п.).
Воспитатель учит детей замечать происходящие в природе суточные изменения (утром цветки раскрываются, а вечером и в дождь закрываются). Ведет с детьми календарь природы (погоды), обсуждает с ними сезонные изменения в природе и жизни людей: осенью наступает похолодание, часто идут дожди, дуют ветры, опадают листья, исчезают бабочки, жуки, комары; некоторые птицы улетают, некоторые звери делают запасы или готовятся к зимней спячке, меняют окраску; люди собирают овощи и фрукты; зимой бывают морозы, идет снег, водоемы покрываются льдом, большинство деревьев и кустарников остается без листьев; зимующие птицы часто прилетают к жилищу человека; весной солнце дает больше тепла, тает снег, вырастает трава, на деревьях появляются листья, распускаются цветы, появляются бабочки, жуки; птицы поют, делают гнезда; люди сажают разные растения (овощи на огороде, цветы на клумбе); летом – много солнца, тепло, цветут и дают плоды разные растения, созревают ягоды, фрукты, много насекомых (бабочек, жуков, стрекоз) и птиц.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал и т.д.
1.2. Развитие элементарных математических представлений
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю всего 37 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программные задачи:
Сравнение предметов и групп предметов
• Продолжать развивать умения выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку; выделять части группы; находить «лишние» элементы; выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.
• Совершенствовать умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше).
Количество и счет
• Развивать умение считать в пределах 8 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы) в прямом порядке; закреплять умение при пересчете согласовывать существительное с числительным в роде и падеже и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
• Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность.
• Закреплять умение отсчитывать предметы из большего количества по названному числу.
• Формировать первичные представления о числовом ряде и порядковом счете.
Величины
• Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно (с помощью наложения и приложения), раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке и выражать в речи соотношение между ними.
Геометрические формы
• Формировать представления о плоских геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, и объемных фигурах: кубе, цилиндре, конусе, призме, пирамиде; развивать умение находить в окружающей обстановке предметы данной формы. Пространственно-временные представления
• Развивать умение устанавливать пространственно-временные отношения (впереди – сзади – между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.); совершенствовать умение двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе.
• Формировать первичные представления о плане-карте, учить ориентироваться по элементарному плану.
• Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «РЭМП» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Количество и счет | 10 |
2 | Величина | 10 |
3. | Форма | 7 |
4. | Ориентировка в пространстве | 5 |
5. | Ориентировка во времени | 5 |
всего | 37 |
Требования к результатам освоения рабочей
программы по РЭМП
К концу обучения ребенок
- испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполнения познавательной задачи
- способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами
- использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач
- в свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к играм интеллектуального характера
- соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки
- использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач
- умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам
- умеет продолжать ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком
- умеет различать и называть все цвета спектра
- умеет считать в пределах 8, соотносить запись цифры с количеством, умеет располагать числа по порядку
- умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал
- умеет сравнивать предметы по ширине, длине, высоте
- умеет определять направление движения от себя, показывает правую и левую руку, знает части суток и их последовательность
Содержание рабочей программы по РЭМП
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
Формировать представления о порядковом счете, формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал и т.д.
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в две недели всего 18 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программные задачи:
• Развивать интерес детей к природным и рукотворным объектам, поддерживать исследовательскую деятельность ребенка; поощрять детскую инициативу, самостоятельные «открытия» свойств предметов окружающего мира.
• Учить выстраивать последовательности, классифицировать по разным признакам объекты рукотворного мира, живой и неживой природы.
• Подводить к употреблению обобщающих понятий (деревья, фрукты, овощи, животные домашние и дикие, посуда, одежда, мебель и т.п.).
• Учить узнавать и называть простейшие материалы, из которых сделаны предметы в окружении.
• Содействовать проявлению и развитию личности ребенка-дошкольника в процессе разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Данная программа не предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «ПиД» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Экспериментальная деятельность | 18 |
всего | 18 |
Требования к результатам освоения рабочей программы по ПиД
К концу обучения ребенок
- задает вопросы поискового характера
- активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать
- умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи
Содержание рабочей программы по ПиД
Воспитатель организует с детьми исследования природных объектов с помощью всех органов чувств (на прогулке дети трогают, нюхают, гладят, рассматривают кору деревьев, в уголке природы находят растения с гладкими и шершавыми листьями и т.п.). Учит измерять одни предметы при помощи других: дерево можно обнять одной или двумя руками, вдвоем, втроем и т.п.; песочница длиной пять шагов или восемь лопаток; на скамейку можно посадить пять кукол или поставить три машинки и т.п.
Воспитатель организует в группе и на территории детского сада простые эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и др. Знакомит детей со свойствами разных объектов и предлагает для исследования предметы и материалы (ткань, дерево, бумага, глина, резина, камень, стекло и др.). Дети узнают о том, что происходит с вещами при намокании и высыхании, нагревании и охлаждении, погружении в воду и т.п.
Вместе с детьми составляет и исследует мини-коллекции разных предметов, учит сравнивать предметы между собой, замечать их сходства и отличия по одному, двум или нескольким признакам одновременно, классифицировать на основании нескольких свойств и признаков (из каких материалов сделаны, для чего используются и т.д.).
Воспитатель учит детей узнавать и практически обобщать свойства предметов и материалов, описывать их одновременно несколькими словами (мягкий, твердый, жидкий, гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, тонет, плавает, летает, тает и т.п.). Дает детям возможность самостоятельно убедиться в том, что разные предметы имеют разный вес, объем, больший предмет не всегда оказывает более тяжелым и т.д.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал, центры экспериментирования с набором для исследования и т.д.
1.4. Конструирование
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в две недели всего 18 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программные задачи:
• Обогащать представления детей об архитектуре (городской и сельской, реальной и сказочной), знакомить со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.
• Расширять опыт создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, мягких модулей, безопасных предметов мебели.
• Учить различать и называть детали строительного материала (кубик, брусок, цилиндр, призма, пластина длинная и короткая); использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве).
• Формировать обобщенные представления о постройках, умение анализировать – выделять части конструкции, их пространственное расположение и детали.
• Продолжать учить создавать разные конструктивные варианты одного и того же объекта (домики, ворота, мосты); самостоятельно преобразовывать их в высоту, длину и ширину с учетом конструктивной или игровой задачи.
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «конструированию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Количество непрерывной образовательной деятельности |
1. | Конструирование | 18 |
всего | 18 |
Требования к результатам освоения рабочей
программы по конструированию
К концу обучения ребенок
- с удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов, так и назначение самой постройки, создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.
Содержание рабочей программы по конструированию
Педагог помогает детям установить связь между игровыми конструкциями и объектами реального мира (зданиями, предметами мебели, транспортными средствами). Рассказывает о том, как люди научились строить дома, делать мебель, конструировать транспорт и тем самым обустраивать свое жизненное пространство.
В начале учебного года педагог организует несколько игровых и дидактических ситуаций для закрепления детьми способов конструирования, освоенных во второй младшей группе (с некоторым усложнением задач). Дети строят ворота, мостики, мебель, гаражи и домики (узкие, широкие, высокие, низкие) для различных по форме и величине игрушек.
В последующем на освоение каждого нового способа конструирования отводится несколько занятий и игровых ситуаций. Сначала дети создают постройку в сотворчестве с педагогом, на последующих этапах – самостоятельно изменяют конструкцию в соответствии с заданными условиями (решают конструктивные задачи, поставленные педагогом); затем придумывают и создают свою постройку. Каждая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями. Новые способы конструирования дети осваивают во взаимодействии с педагогом, а различные варианты постройки (высокая, длинная, широкая) создают самостоятельно. Это способствует формированию обобщенных способов действий, появлению обобщенных представлений о строительных деталях и конструируемых объектах.
На протяжении учебного года педагог расширяет и уточняет представления детей о различных предметах, учит выделять их конструктивные свойства, помогает установить связь между реальными предметами и их отображениями в постройках (домик, гараж, клумба). Учит сравнивать и группировать предметы по конструктивным свойствам. Обогащает опыт изменения и обыгрывания построек. Знакомит с новыми деталями (призма, брусок, цилиндр) с учетом их основных конструктивных свойств (размер, устойчивость, форма).
Дети учатся самостоятельно анализировать постройки: находить основные (смыслообразующие) части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (например, в домике выделять стены, крышу, фундамент), их функциональное назначение. Осваивают новые умения конструирования: ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, соразмерять детали и предметы между собой, соблюдать интервал. Педагог учит детей создавать конструкции не только по предложенной теме или освоенному способу, но также по условиям и собственному замыслу. Особое внимание при этом уделяет обучению планированию действий; советует заранее подбирать детали по форме, размеру, устойчивости и в соответствии с содержанием, конструировать в определенной последовательности.
Педагог содействует проявлению и развитию личности ребенка-дошкольника в процессе конструирования и обыгрывания созданных конструкций, поддерживает желание быть занятым интересной созидательной деятельностью, вступать в содержательное общение с другими детьми и взрослыми (педагогом, родителями), доводить начатое дело до конца, исправлять ошибки, радоваться успехам.
Примечание: задачи и содержание художественного конструирования из бумаги, бытового и природного материала представлены в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития и оздоровления детей: смарт-доска, проектор, компьютер, демонстрационный материл, картотеки обучающих мультфильмов, презентаций, игр, демонстрационный материал, центры конструирования с набором различных конструкторов (лего магнитные, большой и малый строитель) и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми младшего возраста (дети 3-4 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Познавательное развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Познавательное развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Познавательное развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по ФКЦМ в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | «Детский сад наш хорош – лучше сада не найдешь. Безопасность в нашей группе». | ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей о детском саде (большое, красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный зал, просторная кухня, медицинский кабинет; детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Формировать представления о безопасном поведении в детском саду, в группе. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и оциальным окружением. Средняя группа» с. 18 |
2 | Осень. Приметы осени | «Что нам осень принесла? Овощи и фрукты». . | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов | |
3 | Овощи. Огород | «Осенние посиделки» | ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в осеннее и зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. | |
4 | Сад. Фрукты | «Фруктовый сад» | ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать с детьми их знания о фруктах | |
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | «У медведя во бору грибы, ягоды беру» | ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
2 | Как зовут тебя, деревце? | «Осень золотая» | ЦЕЛЬ: Продолжать учить видеть красоту осенней природы, отметить связь живой и неживой природы. | |
3 | Домашние животные и их детеныши | «Беседа о жизни домашних животных» | ЦЕЛЬ: Дать детям представления о жизни домашних животных. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | |
4 | Домашние птицы и их детеныши | «Беседа о жизни домашних животных» | ЦЕЛЬ: Дать детям представления о жизни домашних животных. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным | |
5 | Я - человек! | «Урок вежливости» | ЦЕЛЬ: Рассказать детям о том, как принять встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. | |
Ноябрь | 1 | Одежда | «Разноцветный мир» | ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать с детьми их знания об одежде |
2 | Обувь | «Сапоги-сапожки» | ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать с детьми их знания об обуви | |
3 | Моя семья | «Семейный альбом» | ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать с детьми их знания членов семьи | |
4 | Профессии | «Замечательный врач» | ЦЕЛЬ: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним. | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | Беседа о зиме | ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы (частично по памяти, частично по картинкам и иллюстрациям)какая природа зимой, зимние забавы и развлечения, одежда людей и их труд по очистке участка от снега. |
2 | Дикие животные и их детеныши | «Пушистая семья» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о разнообразии животных. Закреплять знания о строении. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о животных. | |
3 | Зимующие птицы | «Стайка снегирей на ветках рябины. В гости деду Природоведу» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. | |
4 | Новый год у ворот! | «Почему растаяла Снегурочка?» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | |
Январь | 2 | Дом | «Русская матрешка» | ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с русской матрешкой. |
3 | Инструменты | «Мир инструментов» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей об инструментах: их строении. Учить различать инструменты по внешнему виду. | |
4 | Наши помощники. Электроприборы | «Мир электроприборов» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей об электроприборах их строении. Учить различать приборы по внешнему виду. | |
5 | Мебель | «Мир мебели» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о мебели: ее предназначении. | |
Февраль | 1 | Посуда | «Мини-викторина по сказкам, по потешкам. Рассматривание дымковских игрушек». | ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору, познакомить детей с дымковскими игрушками. Помочь вспомнить названия и содержание уже знакомых сказок, потешек. |
2 | Продукты питания | «К ребятам приходит Айболит» | ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей - овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат. | |
3 | День защитника Отечества | «Наша Армия» | ЦЕЛЬ: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). | |
4 | Транспорт | «Целевая прогулка «Что такое улица» | ЦЕЛЬ Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать свой адрес. | |
Март | 1 | Международный Женский день | «Моя семья» | ЦЕЛЬ: Формировать понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, брат (сестра); мама и папа - дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи. Рассказать о Международном дне 8-ое марта. |
2 | Весна | Беседа о весне | ЦЕЛЬ: Закреплять представление детей о весне. (Растаял снег, потекли ручьи, ярко светит солнце, и небо синее-синее. Люди сняли зимнюю одежду. Появилась трава, листья, цветы. Вернулись из теплых краев птицы. В траве появились жуки, бабочки. | |
3 | Первые цветы | «Экологическая тропа весной» | ЦЕЛЬ: Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | |
4 | Перелетные птицы | «Птицы. Перелет птиц». | ЦЕЛЬ: Расширять представления об осени, о жизни птиц осенью, о перелтных птицах своего края, отметить отличия от декоративных птиц (внешний вид, среда обитания). | |
Апрель | 1 | Наш друг - книга | «Путешествие в прошлое бумаги» | ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. |
2 | Что мы знаем о космосе? | «Волшебный космос» | ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей ракетостроения, с современными видами космических машин | |
3 | Животные разных стран | «Экзотические животные» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о разнообразии животных. Закреплять знания о строении. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о животных. | |
4 | Насекомые | «В гости к хозяйке луга» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. | |
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | «Мой край родной» | ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять название родного края, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой край. |
2 | Праздник Победы | «День Победы» | ЦЕЛЬ: Выяснить, что знают дети об этом празднике. Рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны. | |
3 | Подводный мир | «Жители моря» | ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о разнообразии морских животных. Закреплять знания о строении. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о животных. | |
4 | Азбука безопасности | «Правила дорожного движения» | ЦЕЛЬ: Учить детей правилам дорожного движения. Как правильно переходить дорогу. Что такое светофор. Учить детей как вести себя на улице, в городе, где проезжает транспорт. | |
5 | Скоро лето! | «Петрушка – физкультурник» | ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; развивать наблюдательность |
Календарно-тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений
в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материал |
сентябрь | 1. | Тема: один и много; сравнение множеств и установление соответствия между ними». находится?». | Цели: совершенствовать умения сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, сколько – столько. Закреплять умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Больше. Меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: вреди. Сзади, вверху внизу. Игровое упражнение «Найди пару», «Что где | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: сравнение двух групп предметов разных по цвету, форме. | Цели: упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько сколько. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнение «Что где находиться?», «Собери по порядку». | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: закрепить знания о геометрических фигурах. Сравнение предметов по длине и ширине. | Цель: упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник -Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий - узкий, шире – уже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету форме и пространственному расположению. «Найди отличия», «Сравним ленты». | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: сравнение двух групп предметов разных по цвету, форме. | Цели: упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько сколько. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнение «Что где находиться?», «Собери по порядку». | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
октябрь | 1. | Тема: сравнение двух групп предметов, разных по форме. Закрепление знаний о геометрических фигурах. | Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. -Закреплять умения различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. -Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: знакомить со значением итогового числа в пределах 3. | Цель: учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос сколько? -Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник и круг) осязательно – двигательным путем. -Закреплять умения различать левую и правую руки, определять пространственное направление и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: знакомить со значением итогового числа в пределах 3. | Цель: учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос сколько? -Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник и круг) осязательно – двигательным путем. -Закреплять умения различать левую и правую руки, определять пространственное направление и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: счет в пределах 3.Ориентровка во времени. | Цель: учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева на право, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине ( длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее - короче, широкий – узкий, шире - уже, высокий – низкий, выше- ниже. Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) Игровая ситуация «Три поросенка»,Д.И. «Какой по счету?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
5. | Тема: счет в пределах 3.Ориентровка во времени. | Цель: учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева на право, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине ( длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее - короче, широкий – узкий, шире - уже, высокий – низкий, выше- ниже. Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) Игровая ситуация «Три поросенка»,Д.И. «Какой по счету?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
ноябрь | 1. | Тема: учить соотносить число 3 с множеством, знакомить с итоговым числом. | Цель: продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос сколько?-Совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.-Развивать умения определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.Д.И.» Назоваи цифру?» «Что бывает по 3?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: учить соотносить число 3 с множеством, знакомить с итоговым числом. | Цель: продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос сколько?-Совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.-Развивать умения определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.Д.И.» Назоваи цифру?» «Что бывает по 3?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: сравнение предметов по высоте, ширине. Закреплять знания счета в пределах 3. | Цель: продолжать учить сравнивать предметы по высоте, длине, ширине Закреплять умения считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? -Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте, предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже. -Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: образование числа 4.Расширять знания о прямоугольнике. | Цель: показать образование числа 4на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. Игра «Что, где?» И/у «Где левая, где правая?» Игра «Что где находится?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
декабрь | 1. | Тема: знакомство с образованием числа 5. | Цель: Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос сколько? Закреплять представления о последовательности частей суток: уро, день, вечер, ночь. Упражнять в различии геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) /и «Чего не стало?» Д/у «Отсчитай столько же» Д/и «Что бывает по пять?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: Счет в пределах 5. Знакомство с порядковым значением числа 5.
| Цель: продолжить учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы сколько? Который по счету? -Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине, ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. | Цель: Закреплять умения считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. -Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины ( длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями…, Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг) | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: формирование представления о порядковом значении числа 5. Знакомство с цилиндром. | Цель: -продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5 ), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько? Который по счету? На котором месте?» -Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
январь | 2. | Тема: счет в пределах 5 по образцу. Знакомство с шаром, кубом. | Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. -Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. -Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Игра «Что за чем?» И/у «Не ошибись» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
3. | Тема: счет в пределах 5 по образцу. | Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5по образцу и названному числу. -Познакомить со значением слов далеко - близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из частей И/у «Выше – ниже» И/у «Найди пару» И/у «Перепрыгнем через ручеек» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: счет в пределах 5 на слух. Знакомство со значением слов далеко-близко. | Цель: упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. -Уточнить представления о значении слов далеко – близко. -Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначить результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. Д/и «Чего не стало?» Д/у «Отсчитай столько же» Д/и «Что бывает по пять?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
5. | Тема: закрепление в счете звуков в пределах 5. Распределение предметов по убывающей и возрастающей последовательности. | Цель: продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный. -Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. И/у «Что длиннее» И/у «Кто дальше бросит» И/у «Собери пирамидку» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
февраль | 1. | Тема: знакомство со значением слов вчера, сегодня, завтра. | Цель: продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. -Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. -Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначить результаты сравнения словами: широкий, уже, самый широкий, самый узкий. И/у «Постройся по росту» И/у «Посадим елочки в ряд» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: закрепление счета в пределах 5. Сравнение 4-5 предметов по ширине в убывающем и возрастающем порядке. | Цель: учить считать в пределах . -Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. -Учить сравнивать 4 -5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: закреплять знания о частях суток и их последовательности. | Цель: учить воспроизводить указанное количество движений 9 в пределах 5) -Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. -Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. И/у «Когда это бывает?» Загадывание загадок | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: воспроизводим движения по счету. Ориентировка в пространстве. | Цель: упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений в (пределах 5). -Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). -Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. Д/и «Куда пойдешь, то и найдешь» И/у «Далеко – близко» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
март | 1. | Тема: ориентировка в пространстве. Сравнение предметов по величине в пределах 5. | Цель: закреплять умение двигаться в заданном направлении. -Объяснить, что результат счета зависит от величины предметов (в пределах). -Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше. Д/и «Куда пойдешь, то и найдешь».И/у «Далеко – близко». И/у «Найди спрятанную игрушку» Игра «Прятки». И/у «Прыгаем близко, прыгаем далеко» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: сравнение предметов по высоте. Формировать знания о том, что результат счета не зависит от величины предмета. | Цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов. -Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. -Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.Д/у «Какое число пропущено?» Д/и «Расставь по порядку». И/у«Постройся по росту».И/у «Посадим елочки в ряд» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке. Закрепить знания о шаре, кубе. | Цель: показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5) -Упражнять в умении сравнивать 4 -5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. -Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. И/у «На что похоже?» Н/и «Геометрическое домино» Д/и «Чего не стало?» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: результат счета не зависит от расстояния между предметами. Сравнение цилиндра с шаром. | Цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). -Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении/у «На что похоже?» Н/и «Геометрическое домино» Д/и «Чего не стало?» Д/у «Какое число пропущено?» Д/и «Расставь по порядку» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
апрель | 1. | Тема: независимость результата счета от формы расположения предмета. | Цель:показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. -Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. -Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко. И/у «Посадим елочки в ряд». Д/у «На что похоже?» Н/и «Геометрическое домино» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: количественный и порядковый счет в пределах 5. Ориентировка во времени. | Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах5, учить отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? -Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. И/у «Наш день».Игра «Назови пропущенное слово». Д/у «Утор, день, вечер, ночь – сутки прочь» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: отсчет предметов на слух и ощупь. Сравнение предметов по цвету, форме, величине. | Цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5) -Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. -Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Д/и «Найди такую же».П/и «Найди свой домик».П/и «Найди свою пару» | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: Закрепить представления о том, что результатсчета не зависит от признаков предмета. | Цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). -Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. -Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
май | 1. | Тема: Закрепить представления о том, что результатсчета не зависит от признаков предмета. | Цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). -Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. -Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
2. | Тема: соотнесение количества предметов с цифрой; счёт по образцу. Геометрические тела: сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Логическая задача: развитие внимания | Цели: соотносить цифру с количеством предметов; контурах окружающих предметов геометрические тела. -Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
3. | Тема: соотнесение количества предметов с цифрой; счёт по образцу. Геометрические тела: сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Логическая задача: развитие внимания | Цели: соотносить цифру с количеством предметов; -видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. -Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
4. | Тема: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: слева, справа | Цели: учить соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради | |
5. | Тема: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: слева, справа | Цели: учить соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, тетради |
Календарно-тематическое планирование по конструированию
в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Овощи. Огород | |||
4 | Сад. Фрукты | |||
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | ||
2 | Как зовут тебя, деревце? | |||
3 | Домашние животные и их детеныши | |||
4 | Домашние птицы и их детеныши | |||
5 | Я - человек! | |||
Ноябрь | 1 | Одежда | ||
2 | Обувь | |||
3 | Моя семья | |||
4 | Профессии | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | ||
2 | Дикие животные и их детеныши | |||
3 | Зимующие птицы | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом | ||
3 | Инструменты | |||
4 | Наши помощники. Электроприборы | |||
5 | Мебель | |||
Февраль | 1 | Посуда | ||
2 | Продукты питания | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Транспорт | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна | |||
3 | Первые цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Животные разных стран | |||
4 | Насекомые | |||
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей средней группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполнения познавательной задачи | 2. способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами | 3. в свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к играм интеллектуального характера | 4. использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач | 5. соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки | 6. использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач | 7. умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам | 8. умеет продолжать ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком | 9. умеет различать и называть все цвета спектра | 10. умеет считать в пределах 8, соотносить запись цифры с количеством, умеет располагать числа по порядку | 11. умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал | 12. умеет сравнивать предметы по ширине, длине, высоте | 13. умеет определять направление движения от себя, показывает правую и левую руку, знает части суток и их последовательность | 14. задает вопросы поискового характера | 15. проявляет интерес к книге | 16. отражает в играх сюжеты из разных областей действительности | 17. с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, предлагает свои варианты решения проблем | 18. может рассказать о себе и своих игрушках | 19. с удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов, так и назначение самой постройки, создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи. | 20. понимает смысл загадок, умеет их отгадывать | 21. знает свое имя, фамилию, пол, возраст | 22. осознает свои отдельные умения, может перечислить, что не умеет делать | 23. называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, об отдельных семейных праздниках | 24. имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других | 25. понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их | 26. активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать | 27. умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи | 28. имеет представление от разных видов транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; знает несколько праздников | 29. различает мир живой и неживой природы | 30. может назвать свою страну, улицу на которой живет, столицу России | 31. знает некоторые государственные праздники |
1. испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполнения познавательной задачи
2. способен зафиксировать свое затруднение; пытается сформулировать его причину; старается преодолевать затруднения разными способами
3. в свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к играм интеллектуального характера
4. использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач
5. соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки
6. использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач
7. умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным признакам
8. умеет продолжать ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком
9. умеет различать и называть все цвета спектра
10. умеет считать в пределах 8, соотносить запись цифры с количеством, умеет располагать числа по порядку
11. умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал
12. умеет сравнивать предметы по ширине, длине, высоте
13. умеет определять направление движения от себя, показывает правую и левую руку, знает части суток и их последовательность
14. задает вопросы поискового характера
15. проявляет интерес к книге
16. отражает в играх сюжеты из разных областей действительности
17. с интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, предлагает свои варианты решения проблем
18. может рассказать о себе и своих игрушках
19. с удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов, так и назначение самой постройки, создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.
20. понимает смысл загадок, умеет их отгадывать
21. знает свое имя, фамилию, пол, возраст
22. осознает свои отдельные умения, может перечислить, что не умеет делать
23. называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи, об отдельных семейных праздниках
24. имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других
25. понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их
26. активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать
27. умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи
28. имеет представление от разных видов транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; знает несколько праздников
29. различает мир живой и неживой природы
30. может назвать свою страну, улицу на которой живет, столицу России
31. знает некоторые государственные праздники
Критерии оценки в методическом пособии «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор Е.В.Трифонова.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по познавательному развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | ||
2 | Осень. Приметы осени | |||
3 | Овощи. Огород | |||
4 | Сад. Фрукты | |||
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | ||
2 | Как зовут тебя, деревце? | |||
3 | Домашние животные и их детеныши | |||
4 | Домашние птицы и их детеныши | |||
5 | Я - человек! | |||
Ноябрь | 1 | Одежда | ||
2 | Обувь | |||
3 | Моя семья | |||
4 | Профессии | |||
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | ||
2 | Дикие животные и их детеныши | |||
3 | Зимующие птицы | |||
4 | Новый год у ворот! | |||
Январь | 2 | Дом | ||
3 | Инструменты | |||
4 | Наши помощники. Электроприборы | |||
5 | 5. Мебель | |||
Февраль | 1 | Посуда | ||
2 | Продукты питания | |||
3 | День защитника Отечества | |||
4 | Транспорт | |||
Март | 1 | Международный Женский день | ||
2 | Весна | |||
3 | Первые цветы | |||
4 | Перелетные птицы | |||
Апрель | 1 | Наш друг - книга | ||
2 | Что мы знаем о космосе? | |||
3 | Животные разных стран | |||
4 | Насекомые | |||
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | ||
2 | Праздник Победы | |||
3 | Подводный мир | |||
4 | Азбука безопасности | |||
5 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Познавательное развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Познавательное развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...